Страх – достаточно типичная эмоция для детей. Появление страхов у детей во многих случаях является нормой, большинство из них проходит само собой по мере взросления ребенка.
Дети часто боятся:
- темноты;
- когда уходит мама;
- оставаться одни;
- громких звуков
- злых персонажей
Эти страхи вполне объяснимы с точки зрения эволюции. Наступление темноты, громкие и неожиданные звуки, потеря своей стаи (потеря близких людей) - эти ситуации когда-то означали угрозу для жизни человека. Поэтому типичные страхи (часто их называют эволюционными) закреплены на очень глубоком уровне, и всех нас без исключения они беспокоили в детские годы.
В определенный период развития человечества страх был оправданной, необходимой эмоцией, помогал выжить. Однако в современной жизни страх уже не столь необходим для выживания ребенка. Но для того, чтобы ребёнок понял, что ситуация не является для него угрожающей, он должен получить определенный жизненный опыт.
Типичные страхи считаются нормальным явлением у детей. Проблемой они становятся, когда с возрастом не проходят, а, наоборот, усиливаются.
Нормальные детские страхи
Младенчество. Младенцы боятся резких звуков и падения (потери опоры). Других страхов они не испытывают.
Первый год жизни. Ближе к году у детей появляются новые страхи. В год малыш продолжает бояться громких звуков, потери опоры и начинает бояться чужих людей, одиночества, потери близкого человека. Это естественный ход событий, так будет происходить в период всего детства.
Период 1-3 года. В этот период к уже существующим страхам добавляется страх агрессивных персонажей. Ближе к трём годам дети начинают бояться волка, козу, Бабу-ягу и проч. Существует мнение, что страхи перед персонажами женского рода (ведьма) отражают напряжение в отношениях между матерью и ребёнком, а страхи перед персонажами мужского рода (Бармалей, волк, леший, Кощей Бессмертный и др.) - напряжение в отношениях отца и ребёнка. Это не всегда означает, что кто-то из родителей ведет себя неправильно. Однако, имеет смысл обратить внимание на эти отношения.
В этот период дети также начинают бояться замкнутого пространства. Часто они просят приоткрыть дверь перед сном, чтобы не оставаться одним. Также нередко у детей в этом возрасте возникает страх боли.
Ближе к трём годам дети начинают испытывать страх перед засыпанием. В этом возрасте они уже способны запоминать сны, в том числе и кошмары. Они понимают, что после засыпания могут увидеть страшный сон, поэтому стараются избежать засыпания. Кошмары снились детям и раньше, но они их не запоминали, и страха засыпать не было.
В этот период у детей остается страх потери близкого человека, родителей. Этот страх часто обостряется в связи с тем, что ребенка в возрасте 2-3 лет отдают в детский сад или развивающие группы. Ребенок боится, что после занятия его не заберут домой, а оставят с чужими людьми. Такой страх – нормальное возрастное явление, это не показатель того, что ребенка нужно держать дома, чтобы не волновать.
Период 3-5 лет. В этот период может возникать страх смерти – собственной или близкого человека. Также сохраняются страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Период 5-7 лет. В этот период возникает новый страх – наказания. Ребенок боится, что его накажут за проступок, может сильно тревожиться. Этому страху подвержены и те дети, которых родители стараются не наказывать.
В период 5-7 лет некоторые страхи утихают. Например, снижается страх перед чужими людьми. Он может существовать как некий барьер в общении с посторонним человеком, но он далеко не так силён, как в возрасте полутора или двух с половиной лет. Боязнь потери близкого человека тоже утихает: 5-7-летние дети не цепляются за маму так, как они делали это в 2 года.
Боязнь или некоторая тревога в темноте или в одиночестве в этот период зачастую сохраняется.
Почему возникает страх
Все вышесказанное касается типичных детских страхов, которые свойственны большинству детей. Однако, у любого ребёнка могут быть и страхи, сформировавшиеся в результате личного опыта. Дети могут бояться многого: собак, кошек, теней, пауков и так далее. Рассмотрим, почему это происходит.
- Влияние травматического опыта. Страх может возникнуть в результате личного опыта ребенка. Например, ребенка поцарапала кошка, и теперь он боится всех кошек.
- Перенос травматического опыта на сопутствующие явления. В этом случае страх также является результатом личного опыта ребенка, но связь не такая прямая, как в первом случае. Представьте себе, что у малыша случилось что-то неприятное - например, на него накричали или отшлёпали. И это событие сопровождалось неким фоном (звуком музыки или шумом воды). Иногда происходит так, что страх ребенка связывается не с тем, что вызвало неприятное переживание (например, крик матери), а с тем, что сопутствовало этому событию (музыка, шум воды). То есть, с тем антуражем, тем контекстом, в котором произошло травмирующее событие.
Спутниками травмирующих событий могут быть звуки, освещение, люди. Например, описан случай, когда девочка боялась шума воды и любого похожего шума. Когда-то в горах ее ногу зажало камнями. Страх, который она испытывала, сопровождался шумом горной речки, которая текла поблизости. Впоследствии девочка не боялась ни гор, ни камней, но она боялась шума воды.
Происхождение таких страхов обычно сложно проследить. Мы не видим связи между страхом и событием, его вызвавшим, поскольку имеем дело с ассоциативной связью, возникшей в момент неприятного переживания. Такого плана страхи тоже вполне типичны.
3. Заражение страхом. Страх у ребенка может возникнуть, когда он смотрит на боящихся людей. То есть ребёнок буквально считывает эмоцию страха с лица родителей или близких людей и тоже начинает бояться либо тех же самых вещей, либо близких по сути вещей.
Это тоже эволюционно выверенный механизм. Для того чтобы сориентироваться в жизни, дети должны очень внимательно смотреть на своих старших сородичей, дабы понять, что опасно, а что нет. И если старшие тревожатся, значит, происходит что-то опасное.
Показной страх
Существует страх, который скорее разыгрывается ребенком, чем по-настоящему ощущается. Его можно назвать показным страхом. Такой страх может возникнуть по двум причинам.
Больше внимания. Ребёнок замечает, что, когда он говорит: «Боюсь-боюсь», все сразу начинают суетиться, говорить: «Ну, чего ты боишься!?», утешать, отвлекать ребенка или вести разговоры о том, стоит ли бояться. То есть, ребенок сразу получает повышенное внимание со стороны взрослых. И он начинает пользоваться этим, когда хочет привлечь к себе внимание или избежать осуждения за какой-то проступок. Со временем такое поведение может служить платформой для формирования тревожного характера, человек может стремиться получать любовь и внимания, показывая свою ранимость, беспомощность.
Потому, что так положено. Ребенок читает, слушает и смотрит истории, где разные персонажи по ходу повествования то и дело боятся, пугаются и дрожат. «Испугался Иванушка», «задрожал от страха зайчик». И дети, склонные копировать и примерять на себя разные роли, тоже начинают бояться. Они как бы разыгрывают страх, примеряя на себя различные роли, играя.
Когда страхов становится много
Большая часть страхов, которые сопровождают жизнь ребенка, с возрастом проходят сами собой. Они не сильно влияют на жизнь ребенка и окружающих его взрослых. Но иногда страхи могут выходить на уровень проблемы.
Что провоцирует проблему:
1. Нестабильное, напряженное эмоциональное состояние родителей. Если мать, отец ребенка (или другой близкий), чрезмерно возбужден, находится в депрессивном состоянии или подвержен частым сменам настроения, обычно дети больше подвержены страхам.
Механизм очень прост - состояние взрослого транслирует ребёнку идею о том, что мир является опасным местом для жизни. Поскольку у детей повышена чувствительность к эмоциональному состоянию взрослых, они реагируют на это быстро и сильно. В практике консультирования часто невозможно справиться с тревожностью ребёнка на фоне неблагоприятного эмоционального состояния родителей.
2. Тревожность матери и чрезмерное оберегание ребёнка (гиперопека). Мать чрезмерно опекает ребенка, тревожась за его благополучие. Она старается уберечь его от всех возможных опасностей: от падений, от микробов, от влияния дурных родственников. Таким образом, она внушает ребенку идею об опасности мира. Ребенок понимает, что вокруг столько опасностей, что лучше с материнских колен просто не слезать – целее будешь.
В такой ситуации часто встречается повышенная боязливость детей. Тут работает два механизма. Во-первых, механизм заражения страхом - ребёнок видит тревогу матери и заражается ею. Во-вторых, ребёнок копирует картину мира матери, а в этой картине все опасно. Очень часто мать дает прямые указания: туда не ходи, с этими не общайся. Всё это вербально и не вербально указывает ребёнку на то, что мир опасен. В результате тревога ребенка подкрепляется негативными убеждениями о мире.
3. Жёсткая позиция родителей по отношению к ребёнку (в частности, жёсткая позиция отца). Фигура отца, как правило, отвечает в семье за чувство безопасности ребёнка. Если отец теплый, если он готов принимать слабости малыша, то ребенок чувствует себя спокойным и защищённым.
Если же отец дистанцируется от ребенка, демонстрирует холодность и жёсткость, то у ребёнка может формироваться чувство незащищённости. Ребенок видит, что сильная фигура отца его не защищает, а отталкивает, и это порождает у него повышенную чувствительность и острую потребность в защите. В результате могут формироваться страхи. Жёсткая позиция либо эмоциональная холодность отца могут сильно удобрять почву, на которой растут страхи.
4. Информационный беспредел. Современный мир наполнен информацией, она льется со всех сторон. Бывает так, что ребенок ненароком посмотрел что-то для него не подходящее. Это может быть фильм или событийный сюжет с очень сильной психологической нагрузкой, который нацелен на взрослую аудиторию. Такие эпизоды можно считать провоцирующим фактором, своего рода травмирующим событием.
Ребёнок не должен видеть аварии, репортажи с мест несчастных случаев, фильмы катастрофы и фильмы ужасов, так как это может его сильно напугать. К сожалению, такого рода утечка информации в последнее время не редкость. В первую очередь это происходит потому, что родители привыкли к информационному потоку и не считают нужным «фильтровать» информационный мир малыша. Очень важно отслеживать такую информацию и ограничивать доступ детей к ней.
5. Важные события, которые порождают стресс в семье. Сюда можно отнести переезды, изменение состава семьи, важные события в жизни родителей: смена работы и тому подобное. Такие перемены вызывают напряжение в семейной системе, и одной из реакций ребёнка может быть возрастание страха.
Довольно типична картина, когда старший ребенок реагирует повышением тревожности на появление малыша в семье, у него усиливается ранее существовавшие страхи, и, возможно, появляются новые. Любое стрессовое событие является питательной средой для эмоциональных проблем и, в частности, для страхов.
6. Конфликты в семье провоцируют возникновение у ребенка различных эмоциональных проблем, в том числе страхов. Конфликты могут быть как скрытыми, так и открытыми.
Если конфликт открыт, и взрослые ведут себя агрессивно в отношении друг друга, то у ребёнка формируется соответствующее представление о мире: мир опасный, в нём есть чего бояться.
Если конфликт не проявлен, ребенок все равно чувствует напряжение в эмоциональном состоянии взрослых. Это можно сравнить с ситуацией, когда вы приходите в гости и сразу понимаете, что хозяева поругались, при том, что внешне все выглядит мирным. Примерно так ребёнок чувствует и видит скрытый конфликт между родителями или другими близкими людьми (например, мамой и бабушкой). Он не понимает в чём дело, но точно знает, что что-то не так.
7. Раннее помещение ребёнка в сад или в ясли. До трёх- трёх с половиной лет ребёнку лучше оставаться дома, с близким взрослым. Раннее помещение в сад может спровоцировать повышенную тревожность ребёнка.
8. Высокая эмоциональная чувствительность ребенка. Дети, как и взрослые, отличаются по силе и быстроте возникновения эмоциональной реакции. Подробнее об этом можно прочитать в "Характер ребенка: природа или воспитание". Некоторые дети обладают качеством, которое в народе принято назвать «тонкой кожей», - то есть, повышенной чувствительностью к воздействиям. Любые события у такого ребенка вызывают сильную реакцию. В этом случае велик риск возникновения индивидуальных страхов.
Не все факторы находятся в зоне влияния родителей!
Вне зоны влияния находятся такие факторы, как изменение состава семьи или низкий порог эмоциональной реакции ребенка. К этим жизненным явлениям нужно просто адаптироваться, не нужно пытаться ими управлять или беспрерывно сокрушаться о них.
В зоне влияния родителей находятся отношения в семье, собственное эмоциональное состояние, информация, которая попадает к ребёнку и проч.
Над этой стороной непременно нужно работать, не пускать на самотек то, чем вы способны управлять. Так, например, сохраняя "ради ребенка" семью, где вас бьет муж вы действуете вразрез с интересами того же ребенка.
Перед тем, как начинать работу по преодолению страхов у ребенка, необходимо обратить внимание на возможные провоцирующие факторы. Вероятно, страхи утратят свою интенсивность, если мы нормализуем тот контекст, в котором живёт ребёнок. И наоборот, если вы будете активно работать со страхами своего ребёнка (возможно, с привлечением детских психологов), но при этом никак не исправите ситуацию в семье, то либо эффект будет временным, либо вы вообще не добьетесь успеха.
Две тактики обращения со страхом
Страх представляет собой цепную реакцию, и эта цепочка состоит из нескольких звеньев.
Неприятный пугающий фактор
↓
Избегание пугающего фактора (ребёнок зажмуривается, убегает, зовёт на помощь)
↓
Чувство удовольствия, облегчения, удовлетворения
Именно возникающее в конце этой цепочки чувство удовольствия закрепляет реакцию избегания, в результате чего образуется порочный круг. Чем больше человек избегает того, чего он боится, тем больше становится этот страх.
Первая тактика обращения со страхом – постепенная адаптация к фактору страха. Мы можем помочь ребенку преодолеть страх, адаптироваться к тому явлению, которое вызывает тревогу, постепенно подходя к нему ближе и все больше осваиваясь с ним.
Вторая тактика – это избегание пугающего явления, ограничение его в жизни ребенка. Применяя эту тактику, мы только увеличиваем зону страха ребенка. Например, ребёнок, который испугался белой собаки, со временем начинает пугаться вообще всех белых шерстяных вещей. Страх как бы распространяется, переходя на другие объекты, схожие по какому-то признаку с пугающим явлением.
Прежде, чем начать бороться со страхом, обеспечьте базу
Для того чтобы помочь ребенку перестать бояться, необходимо создать определенную атмосферу в семье, которая будет способствовать этому процессу. Есть ряд правил, которые необходимо выполнять родителям, чтобы помочь малышу победить страх.
1. Спокойно реагируйте на страх малыша. Ведь вы не боитесь того, чего боится он, так что волноваться не о чем! Нередко встречаются ситуации, когда малыш чего-то боится, а мама пугается самого факта, что ребенок боится. В итоге оба испытывают одно и то же чувство по разным причинам. Ни в коем случае нельзя сливаться с ребенком в страхе! Нужно помнить, что страхи являются нормальным явлением для ребенка, и его в этот момент нужно поддерживать, а не впадать вместе с ним в панику.
2. Не ругайте и не стыдите ребенка. Страх (если только это не показной страх) является достаточно болезненной и неприятной эмоцией. Ни ругать, ни стыдить ребенка в ситуации, когда он чего-то боится, не имеет смысла. Вы добьетесь только того, что малыш замкнется. Ребенок, лишенный в момент переживания страха поддержки, может начать испытывать общую фоновую тревогу. Разрешите ребенку открыто говорить о своих страхах. В некоторых случаях достаточно открыть тему страха, чтобы побороть страх.
3. Обеспечьте ребенку достаточную физическую нагрузку. Помните старую поговорку «в здоровом теле - здоровый дух»? Чем больше физической нагрузки у ребенка, тем лучше он справляется с эмоциональными проблемами, в том числе и со страхами.
4. Обеспечьте ребенку общение со сверстниками. Исследования показывают, что дети, имеющие много контактов со сверстниками, меньше подвержены страхам. Следует отметить, что здесь не идет речь о том общении, которое возникает на развивающих занятиях, поскольку оно полностью определяется взрослым.
5. Не запугивайте ребенка, чтобы добиться его послушания. Ни в коем случае не следует запугивать ребенка. Если вы хотите, чтобы ребёночек вовремя лёг спать, не надо говорить, что его заберёт Баба-яга, если он этого не сделает. Родители могут получить сиюминутную выгоду (ребенок с перепугу закрывает глаза и пытается уснуть), но в долгосрочной перспективе это губительная тактика, которая может породить повышенную тревожность.
5 способов помочь ребёнку преодолеть страх
Когда выполнены вышеописанные условия, можно попробовать применить специальные приемы для преодоления страха.
1. Уничтожаем фантастических героев и объекты страха. Этот способ очень хорошо работает для маленьких детей. Если ребёнок боится картинки или персонажа на картинке, вы можете вместе с ребенком эту картинку спрятать, сжечь, выбросить. Это даёт ребёнку ощущение, что вы сильный, вы ему верите, вы способны защитить его от опасностей, и вам можно доверять.
Отличный прием – уничтожение монстров. Например, можно изготовить спрей «Антимонстр». Вы можете взять флакончик с водой, наклеить на него картинку, где изображен перечеркнутый монстр или персонаж, который вызывает у ребенка страх. Когда вам надо оперативно среагировать на страх, вы быстренько разбрызгиваете воду в "опасные места" спреем «Антимонстр».
Конечно, у всех родителей должна быть волшебная палочка, с помощью которой они прогоняют страхи из-под кроватей. То есть, если ребёнок видит монстров, надо серьёзно к этому отнестись и сказать: «Да, я тебе верю, и все эти монстры отлично меня слушаются, теперь я их прогоняю».
Когда мы сталкиваемся со страхами ребенка, опасность является виртуальной, поэтому мы справляемся с ней волшебными способами.
2. Постепенно снижаем чувствительность. Часто дети спонтанно используют этот способ. Например, ребенок может смотреть страшный мультфильм из другой комнаты или рассматривать пугающую картинку в зеркало или стекло от шкафа. В этом случае ребёнок не полностью уходит от того, что его пугает - он хоть одним глазком, зажмурившись, но смотрит. Точно также эта тактика может применяться взрослыми, когда ребёнок чего-то боится.
Например, если ребенок боится собаки, не надо обходить всех собак за версту. Постепенно нужно приближаться к объекту страха. Можно изучать породы собак, рассматривать картинки в книжках или Интернете. Можно смотреть кино про добрых, хороших собак. Можно и нужно наблюдать за собаками - сначала издалека, потом, когда ребенок будет готов, подходить все ближе и ближе. Когда ребенок будет готов, его можно будет познакомить с мирной собачкой декоративной породы. Это будет большим шагом вперед.
Такие приемы ведут к постепенному снижению чувствительности ребенка к опасному в его глазах объекту.
Ни в коем случае нельзя применять шоковый метод - оставлять малыша наедине с объектом страха. Это может спровоцировать серьёзный стресс у ребёнка. А вот постепенное приближение в объекту страха обязательно надо практиковать.
3. Проигрываем пугающие ситуации. Для избавление от страха очень хорошо работают игровые приемы. Например, ребёнок боится купаться в ванне. Предложите ему игру, в которой он купает кукол. Если малыш боится заходить в ванну, можно купать кукол сначала в тазике в комнате. Возможно, в начале игры в нем даже не будет воды, если вода вызывает страх у ребенка. В процессе этой игры вы постепенно добавляете в нее новые элементы – добавляете воду, переносите место действия игры в ванную комнату, предлагаете ребенку сесть в ванну вместе с его куклами. Таким образом происходит адаптация ребенка к пугающему фактору.
Точно так же можно поступить в том случае, если ребёнок боится расставаться с мамой в детском саду. Играйте с ребёнком в детский сад. Возьмите, например, двух медвежат и проиграйте ситуацию, когда мишка ведёт своего маленького мишутку в садик, и там они расстаются. Предлагайте ребенку роли разных персонажей в этой игре.
4. Играем спонтанно. В этом случае вы не предлагаете ребенку проигрывать конкретную ситуацию, а просто предоставляете ребёнку пространство для игры и, желательно, партнёра- ребенка. Игра для детей является естественным психотерапевтическим средством. Дети исцеляются в игре. Использование этого приема иногда связано с трудностями у тех родителей, которые делают упор на интеллектуальное развитие ребенка, у которых дети «дурака не валяют». Родителям важно помнить, что игра это именно та деятельность, которая ведет к развитию психики ребенка и ее невозможно заменить никакой другой активностью.
Важно знать, что спонтанная игра ребенка может быть весьма однообразной. То есть ребенок может сотни раз проигрывать одну и ту же ситуацию, если она является для него болезненной. Часто он просит родителей участвовать в такой игре. Важно помнить, что многократное проигрывание какой – то ситуации необходимо ребенку и не стоит вмешиваться в такого рода игры, пытаясь внести в них разнообразие.
5. Используем сказки. Используя метод сказкотерапии, вы рассказываете ребёнку историю, в которой герой, очень похожий на вашего малыша, побеждает объекты страха. Например, это может быть зайчишка Вова, который похож на вашего мальчика чертами характера. Если ребенок боится темноты, то придумываем ситуацию, в которой сказочный персонаж должен спасти своего друга, и он настолько увлечен этой идеей, что даже не замечет темноты и таким образом преодолевает свой страх.
Когда нужно идти за помощью к психологу
Мы уже разобрались в том, что далеко не все страхи опасны и говорят о проблемах. Но, если случаи, когда родителям стоит обращаться к психологам:
- Все предложенные выше методы не срабатывают. Вы предпринимаете какие -то шаги, но страхи не уменьшаются, либо результат крайне нестойкий.
- Сила страха ребенка вызывает у вас беспокойство.
- Страхов становится больше, они растут как снежный ком.
- Страхи очень серьёзно ограничивают жизнь семьи. Например, вы вынуждены всей семьей спать со светом или не можете совместно выходить из дома.
Детские страхи – одно из нормальных явлений в процессе взросления человека. Однако, сама по себе эмоция страха крайне неприятна и ребенку нужно обязательно помогать справиться со своими страхами. Жизнь со страхами не должена стать нормой для ребенка.
Больше о детях вы можете узнать из курсов