Вопрос - платить ли ребенку деньги за учебу возникает у родителей не сразу. Большинство не бросается с первого же класса оплачивать пятерки или часы домашней учебы отпрыска. Но, когда все аргументы и даже наказания перепробованы, а ребенок все равно учиться не хочет, у родителей возникает вопрос – может «звон монет» вдохновит его? Ведь он вдохновляет нас взрослых идти туда, куда идти не хочется и делать, например, свою работу.
Мотивация ребенка к обучению – это не простое желание учиться, это более сложное явление. В мотивацию включено не только желание следовать своему учебному интересу (если даже он есть), но и готовность преодолевать трудности на пути освоения знаний, некое внутреннее направление, воля, приводящая ребенка к успешной учебе. Мотивация – внутренний мотор, который позволяет ребенку продвигаться к целям в поле образования.
Учебная мотивация состоит из двух составляющих – драйва от получения новых знаний, и потребности в социальном одобрении, потребности в том, чтобы занять в группе людей уважаемое положение.
У ребенка со слабой учебной мотивацией обе составляющие или одна из них сильно хромают. Ему ничего не интересно, и он уже отчаялся получить приличное положение в классе за счет учебы, не стремится к хорошим результатам ради статуса. Каждая составляющая может находиться на разных ступенях распада.
Родители, наблюдая эту печальную историю, стремятся помочь разными способами, самые популярные из них:
- промывание мозгов. Вы рассказываете своему ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Говорите ему о том, что если он не возьмется за ум, то станет … конечно, дворником.
- наказания. Тут вы пытаетесь создать систему санкций, которые ребенка ограничат в безделье и направят в правильное русло.
- поощрения. Вы пытаетесь не заставить, а заманить ребенка, обещая ему дополнительные бонусы за хорошо сделанную работу или хорошие оценки.
В последнем случае как раз и идут в ход ДЕНЬГИ или ценные подарки.
Тупик
Если с мотивированным ребенком еще можно изредка использовать материальные поощрения в учебе (это не лучший метод, но он не принесет быстрого вреда), то с немотивированным к учебе ребенком деньги всегда - мина замедленного действия.
Именно по этой причине (разнице в уровне мотивации детей) некоторые родители рассказывают, что они платят своим детям за учебу и все отлично работает. Это те случаи, когда ребенок учился бы прилично и без денег, он и так мотивирован, дополнительный внешний стимул не особенно влияет на его поведение. Такой ребенок дорожит не кругленькой суммой за учебу, а своим статусом в коллективе и, скорее всего, умеет получать удовольствие от интеллектуальных усилий. В таких условиях материальное вознаграждение тоже нежелательно (оно как раз может испортить естественную внутреннюю мотивацию ребенка), но не портит дела быстро. Такая тактика вредна скорее в перспективе, но непосредственный вред может быть не виден сразу.
Не желающий учиться ребенок - совсем другая история. Тут родители, платя за оценки, пытаются вручную раскачать уснувшую летаргическим сном мотивацию.
Иногда это срабатывает в первое время. Ребенок, вдохновленный идеей заработка, может учиться чуть лучше. Но обычно это не держится долго, ребенок и за деньги не хочет учиться, так же как он не хотел учиться за статус в коллективе.
Представление о том, что материальные блага всегда значительнее психологических в корне неверно. Множество людей делают невероятные вещи только за одобрение, уважение или восхищение окружающих. Никакой материальной подоплеки, только психологическая выгода. Считать, что ваш ребенок, который не смог руководствоваться в учебе такими стимулами, как одобрение окружающих сможет взлететь как с трамплина на материальном поощрении – заблуждение. С детьми гораздо большее значение имеют такие факторы, как эмоциональная близость, психологическое влияние. И если такими smart-инструментами ребенок не «управляется», то он не будет «управляться» такими грубыми инструментами, как ремень или денежная премия. Какого - то кратковременного эффекта добиться можно, да. Но поставить товарно - денежные отношения туда, где рулят отношения душевные и ждать успеха - безнадежное дело.
Почему это не работает
Есть простые причины, объясняющие, почему материальное вознаграждение не срабатывает:
- Ребенок не нуждается ни в деньгах, ни в вещах.
Ведь ваш ребенок одет, обут, не голодает, имеет все, что захочет, чаще всего имеет даже больше того, что ему нужно. ЗДЕСЬ можно подробнее об этом почитать. Так почему же он будет упорно работать, ради какой - то суммы денег?
Конечно, ребенку всегда чего - то хочется. То десятый спинер, то новый телефон, то гироскутер, то сверкающие кроссовки. Но, одно дело выпрашивать все время что-то у родителей, а другое дело совершать реальные усилия для достижения желаемого. Первое легко и естественно (и приводит к успеху), второе - трудозатратно и непривычно.
Само по себе то, что ребенок у вас вечно что-то просит, не говорит о том, что он готов совершать регулярные учебные усилия для того, чтобы у него желаемая вещь появилась.
Если ребенок учиться не хочет, то ему действительно тяжело. Он не притворяется в том, что не может запомнить, не может сообразить, все забывает и «тупит» (не хочет «подумать головой»). Это все реальное и плачевное положение дел. И собрать себя в кучу, чтобы начать учиться лучше из-за материальных благ ему трудно.
Формула такая: не так уж сильно хочется (и так всего полно), а работать придется прилично (учеба в упадке). И, как правило, дело заканчивается на горячих требованиях купить что-то, но не переходит в область достижений желаемого.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОНИМАТЬ ЦЕННОСТЬ ДЕНЕГ В КНИГЕ
"ДЕТИ И ДЕНЬГИ: ПОСОБИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ" Т. МАЗАЕВА И Е. ФИЛОНЕНКО
- Растущие аппетиты.
И все же ребенка можно замотивировать постараться в учебе, пообещав ему взлелеянный в его мечтах подарок. Для этого все -таки учиться ребенок должен неплохо (просто часто лениться) и вещь-приманка должна буквально сиять у него в голове, он должен прямо гореть. Такое бывает, конечно.
И даже может случиться успех – ребенок подтянется в учебе, благодаря награде.
Но, что вы будете делать дальше? В первой четверти вы, допустим, купите ему планшет, потом гироскутер, в третьей четверти велосипед, потом еще что-то… Но ведь список подобных вещей не бесконечен, не говоря уже о том, что ваш кошелек не бездонный. Ребенок ведь не умеет работать иначе, и вам все время придется изобретать некие приманки. А аппетиты у детей растут. Если ребенок за учебу получает планшет, то в следующий раз он хочет нечто того же уровня, а то и посолиднее. Такой уж закон человеческой психологии – адаптировавшись к одному уровню потребления, человек стремится перейти на следующий. При такой логике к 11 классу ребенку уже нужно подарить самолет или как минимум машину. И получается, что всякой там мелочью ребенка не замотивировать, а крупные покупки уже давят на кошелек. А даже если и не давят, то яркие желания ребенка заканчиваются, наступает пресыщенность.
Задайте себе вопросы:
- Что будет, когда список «хотелок» ребенка иссякнет? Ну, все есть, ничего не хочется особенно!
- Что будет, если материальный уровень семьи просто не сможет обеспечить ребенку достаточно «жирных» бонусов?
- Как выросший ребенок будет мотивировать себя сам, например, учась в институте?
- Захочет ли ребенок начать свою трудовую карьеру за небольшие деньги в качестве молодого специалиста? Найдет ли он в себе мотивацию работать за скромную поначалу зарплату, если за учебу ему всегда полагались неплохие деньги? Или родители и тут должны будут подпитывать ребенка, чтобы он хоть что-то делал?
- Вознаграждение слишком далеко
Напоследок еще одна, как правило, скрытая от глаз родителей причина, по которой материальная стратегия разваливается.
Суть материального поощрения в психологическом смысле – положительное подкрепление нужных вам действий ребенка. Делаешь правильно - получай поощрение.
Но, чтобы работало положительное подкрепление, оно должно быть КАК МОЖНО БЛИЖЕ по времени к тому действию, которое вы хотите поощрить. В идеале оно должно поступать одновременно с этим действием, тогда будет работать.
Например, если вы хотите поощрить уборку ребенка в комнате, то вы должны выдать положительное подкрепление не к вечеру, а сразу после уборки или даже в процессе ее. Так, например, положительным подкреплением после уборки может быть ваше одобрительное высказывание или специальный знак (наклейка), который получает ребенок за чистую комнату. А положительным подкреплением ВО ВРЕМЯ уборки может стать ваше в ней участие и любимая музыка в виде фона.
Но если вы предлагаете ребенку убираться в комнате месяц, чтобы потом сходить с ним в аквапарк, то он вероятнее всего этого делать не станет, несмотря на любовь к водным горкам. Подкрепление в этом случае слишком отдалено от усилий ребенка.
С учебой то же самое. Прежде, чем получить желаемое, допустим, велосипед, ребенок должен совершить множество действий: сотни раз сесть учить уроки, работать в школе, сделать огромную массу вещей, которые сами по себе для него никак не подкрепляются, их делать тяжело. Большое, но слишком отдаленное подкрепление почти не помогает делать маленькие, но многочисленные усилия в настоящем. Взрослые знают это и по себе: каждому знакомо затруднение в том, чтобы приступить к большому проекту, даже если известно, что он принесет бонусы в дальнейшем.
Итак, большой подарок в конце пути – слабый мотиватор для ребенка. Велосипед еще когда будет, а мультики вот прямо сейчас можно включить. Реальное удовольствие в шаговой доступности всегда перевесит в мире ребенка отдаленный бонус. Испытывая стресс от школы и давления родителей, ребенок стремится не учиться лучше, а уйти от стресса – в гаджеты, игру, часто в «игнор».
Попытки же создать более мелкие и близкие денежные мотиваторы, например, платить по 100 рублей за каждую хорошую оценку также оканчиваются провалом. Отчасти по указанным выше причинам (растущие аппетиты и полная материальная обеспеченность современного ребенка), отчасти потому, что система этих мелких поощрений оказывается очень сложной и в итоге рушит сама себя.
Сколько захочет получить ребенок?
Сколько денег он решит "заработать" своей учебой?
Не окажется ли когда то, что ему и вообще не нужны деньги?
Все эти вопросы остаются при денежном подходе на усмотрение ребенка, другого мотива, кроме материального, он не имеет, и родители своей тактикой поддерживают такое положение дел.
Я работаю у вас на полставки, поэтому прошу орать на меня вполголоса!
Анекдот
Законная плата
И все же есть случаи, когда материальное поощрение имеет право на существование в учебе ребенка.
Например, ваш ребенок закончил учебу, и вы спонтанно пошли купить ему подарок. Отчасти это продиктовано вашим хорошим настроением от хорошо выполненного ребенком дела. Отчасти связано с обычной практикой – вы и так ему дарите подарки. Плохо, когда ребенок уже ждет, а то и требует этого подарка – ведь он закончил четверть (большой подвиг).
Лучше вообще никак и никогда не связывать материальное вознаграждение со школьными успехами ребенка. Тем более, если у ребенка слабая мотивация, учиться не хочет. Тогда вклинивание материальной составляющей еще больше отдалит его от настоящей внутренней мотивации к учебе, даст ложные ориентиры, породит дополнительную требовательность. Может даже серьезно повлиять на характер, породив такую установку, как: «А что я за это получу?». Учиться, мыть посуду, помогать по дому – а что ты мне за это дашь? Такая торговля ведет к самым плачевным последствиям.
Главные двигатели в учебе не подарки, а интерес и возможность занять важное место среди других ребят.
Если ваш ребенок не хочет учиться, развивать нужно:
- способность получать удовольствие от учебы, личный интерес. Как правило эта составляющая остается в тени, ею занимаются редко в погоне за мало мальски приличными школьными результатами.
- понимание того, как связана учеба и его положение (а значит самоощущение) среди людей.
- непосредственно знаниями ребенка. Как правило, демотивированный ребенок имеет пробелы в знаниях, которые нужно восстанавливать. То есть помимо мотивации требуется заниматься и непосредственно знаниями, а работы отстающий ученик должен делать больше, чем успевающий, так как ему все труднее в результате пробелов в знаниях.
Деньги не могут решить всех проблем, в частности они не решают проблемы плохой успеваемости детей.
ДЕНЬГИ - ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ.
ОШИБКИ В ОБРАЩЕНИИ С ДЕНЬГАМИ "СТОЯТ" ОЧЕНЬ ДОРОГО.
О ТОМ, КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЗАРАБАТЫВАТЬ ВЫ МОЖЕТЕ УЗНАТЬ ИЗ
ПОСОБИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ДЕТИ И ДЕНЬГИ" Т. МАЗАЕВА И Е. ФИЛОНЕНКО.
© Филоненко Елизавета