Всем известно, что лучше всего воспитывать «своим собственным примером», «не словами, а делом». Так, например, нет смысла лежать на диване, призывая ребенка заняться физкультурой, а надо встать с дивана и этой самой физкультурой заняться вместе с ребенком.
Но, хорошее начинание может быть сведено на нет чрезмерным рвением. Вариант «личного примера», не исключение, в нем тоже можно перестараться.
Именно это происходит с родителями, когда они активно обслуживают ребенка, помогают ему с уроками, выполняют за него почти все необходимые дела от ухода за собой и своими вещами до приглашения друзей ребенка в гости и на дни рождения. В представлении родителей, имея перед собой прекрасный пример правильных действий, ребенок обязательно за ним последует.
Почему же этого не происходит и ребенок не спешит перенимать у родителей желательные качества? Почему, например, у активных родителей вырастают порой вопиюще безынициативные дети? У властных родителей растут безвольные дети, у гиперответственных родителей могут вырасти дети, не желающие брать на себя никакой ответственности?
Все дело в эффекте встречной ролевой дополнительности. При этом эффекте создается ситуация, когда личного примера родителя и его воспитательных усилий не достаточно, для выращивания определенных качеств у ребенка. В жизни ребенка качество, которое пытается сформировать родитель, попросту не востребовано, так как родитель, обладающий данным качеством, полностью удовлетворяет потребность в нем. Например, энергичный родитель обеспечивает семье такой уровень активности, который устраивает всех остальных членов семьи, и другим нет необходимости проявлять какую - либо собственную активность. Или креативный член семьи полностью покрывает потребность системы (семьи) в творческом начале, и у ребенка это качество не развивается. Этот закон действует с любыми свойствами человека.
Пример, давно ставший классическим - родители, пытающиеся привить своим детям чувство ответственности, но постоянно страхующие их от столкновения с последствиями безответственности. Так, ребенок, не записавший в очередной раз домашнее задание, имеет маму, которая через родительский форум высянит: и что проходили, и что задавали. Мама проявляет избыток ответственности, у ребенка это качество не развивается.
Как это может сказаться на поведении ребенка можно подробнее прочитать ЗДЕСЬ.
Когда вы обучаете чему – то ребенка, важно снизить собственную активность в той области, где находится ваша цель. Если вы хотите развить самостоятельность ребенка, важно перестать его активно обслуживать. Если вы хотите развить ответственность, важно снять с себя ее часть и передать ребенку. Если вам хочется, чтобы ребенок более активно чем – то интересовался, нужно дать ему больше свободы, перестать полностью определять расписание его занятий.
© Елизавета Филоненко