Приводит ли насилие, наблюдаемое детьми, к формированию у них агрессивного поведения? Этот вопрос вызывает жаркие споры сегодня, но он был также очень актуален пол века назад, когда психолог Альберт Бандура решил экспериментально определить, как влияет наблюдение за агрессии на психику детей.
В знаменитом эксперименте, известном под названием «Кукла Бобо», Альберт Бандура и его коллеги сумели продемонстрировать один из путей возникновения агрессии у детей.
Бандура сделал вывод, что агрессия у детей формируется в результате наблюдения за агрессивными действиями других людей.
Эксперимент с куклой Бобо демонстрировал детям две различные модели взрослого поведения: агрессивную и неагрессивную. Участниками стали малыши от трех до шести лет. Для эксперимента были отобраны дети с исходным средним уровнем агрессии.
Ход эксперимента
Каждый ребенок проверялся индивидуально, чтобы исключить влияние на него поведения других детей.
Первой группе детей было показано действие продолжительностью в 10 минут, по сюжету которого некий человек избивал Бобо (надувную куклу около метра в высоту). Человек бил куклу руками, молотком, швырял, ругал и пинал ее.
Вторая группа детей наблюдала того же взрослого, который мирно играл рядом с ребенком.
После этого детей помещали в комнату, где находилось множество привлекательных игрушек, но детям не разрешили играть ни с одной из них. Таким образом создавалась предпосылка для нарастания негативных переживаний у детей. Экспериментаторы ставили вопрос: как дети, наблюдавшие до этого за разными моделями поведения взрослого (агрессивной и неагрессивной), будут реагировать на собственное внутреннее напряжение.
Далее расстроившихся малышей переводили в комнату с куклой Бобо. Кроме куклы в комнате были обычные и так называемые«агрессивные» игрушки (молоток, веревки, оружие и др.) Детям разрешалось играть в этой комнате, в то время как экспериментатор наблюдал за их действиями посредством двустороннего зеркала, отмечая уровень агрессии каждого ребенка.
Результаты эксперимента
Дети, наблюдавшие до этого агрессивное поведение, вели себя гораздо более агрессивно. Причем мальчики проявили больше склонности к физической агрессии, а в смысле вербальной агрессии они были с девочками наравне.
Группа, которая наблюдала спокойное поведение взрослого-экспериментатора, вела себя гораздо спокойнее.
Согласно выводам Бандуры, агрессивное поведение взрослого по отношению к кукле позволило детям предположить, что такие действия в принципе приемлемы. И в результате у детей закрепилась модель поведения с проявлениями агрессии в ответ на какое-либо расстройство.
Этот эксперимент остается одним из самых известных исследований в психологии. Сегодня психологи продолжают изучать воздействие наблюдаемого насилия на поведение детей.
Все еще остается открытым вопрос, приводит ли увиденное на экране ТВ или с монитора компьютера насилие к агрессивному поведению подрастающего поколения. Этот вопрос пока не имеет однозначного ответа. Существует мнение, что наблюдаемое с экрана насилие действует как активатор агрессии лишь на часть детей. На других же это насилие производит нейтральное впечатление, а у некоторых даже снижает агрессивность.
Однако, можно однозначно сказать, что если ребенок наблюдает насилие в собственной семье, он будет больше склонен к проявлениям разного рода агрессии в своем поведении. Об этом стоит помнить родителям, которые пытаются физическими наказаниями противостоять детскому непослушанию.