Дети и компьютер…тема не новая, уже всеми изъезженная. Дети проводят все больше времени за мониторами, взрослые пытаются этому препятствовать, часто безуспешно. Однако, и в этой теме есть нечто о чем не все знают, а знать не помешает.
В этой статье речь пойдет не о любом контакте ребенка с компьютером, а именно об играх, блужданиях по интернету и зависанию в социальных сетях. Так, если ребенок занят программированием или пишет реферат, использую компьютер, то на него описанные закономерности действуют только отчасти.
Я использую слово компьютер в обобщенном значении, имея в виду все электронные девайсы, в которые можно как - то играть.
Очевидные недостатки увлечения компьютерами
Очевидно влияние долгого контакта с монитором для зрения, осанки и вообще физической формы. Это важно особенно в детском возрасте: малоподвижный образ жизни и без того бич больших городов, а усиленный привязанностью к мельканию на мониторе может просто превратиться в бедствие.
Также не представляет загадки и то, что потратив много времени за игрой, ребенок лишается возможности вложить это время во что-то полезное для его будущего: спорт, обучение, творческие занятия. Конечно, многие компьютерные игры позиционируются, как обучающие, но, как правило, это не более, чем маркетинговый ход, призванный успокоить родителей. Если и есть обучающий компонент в играх, то он незначителен и не составляет главную привлекательность игры для ребенка.
К почти очевидным вредным аспектам компьютерных игр можно отнести агрессивный характер некоторых из них. Не доказано окончательно, что просмотр агрессивных видео или компьютерных игр однозначно повышает агрессивность ребенка. У части детей это действительно происходит благодаря моделированию агрессии (это известно со времен не потерявшего актуальности эксперимента с куклой Бобо). Но также известно о феномене разрядки негативной энергии путем просмотра агрессивных сюжетов. Благодаря этому явлению агрессия у смотрящего агрессивный сюжет может не увеличиваться, а наоборот снижаться.
Тем не менее, мало кто из разумных родителей желал бы видеть своего ребенка за игрой в жестокую и кровавую компьютерную игру. На таких играх невозможно воспитать разумное и доброе начало. Кроме того, это прямое нарушение существующих законов о возрастных ограничениях.
Все эти опасности компьютерных игр очевидны. Здесь же хотелось бы затронуть другие области, где воздействие игр велико, но не столь очевидно.
Скрытый вред увлечения компьютерами
Увлечение электронными устройствами оказывает негативное влияние на мотивационно - волевую сферу ребенка.
Компьютер – наиболее легкий источник удовольствия для детей. Ничего не надо знать, уметь и делать, чтобы получать нескончаемое удовольствие от игр. Это удовольствие можно сравнить разве что с удовольствием от еды: кайф поступает мгновенно и практически не требует усилий. Подсаживание на такое удовольствие происходит очень мягко и незаметно.
Если посмотреть на другие области, мы обнаружим, что везде от ребенка требуются значительные усилия прежде, чем будет достигнут результат, приносящий удовольствие. Так, игра со сверстниками, безусловно, приятна. Но, чтобы получать от нее удовольствие нужно уметь ладить с людьми, где - то подстраиваться, уметь идти на компромиссы, вообще быть другом и приятным человеком. А это совсем не так просто, это усилия и работа. Часто встречается ситуация, когда ребенок с игровой зависимостью плохо ладит со сверстниками. Как раз неустроенность, давление детского коллектива, чувство отверженности и толкает его на поиски быстрого «лекарства» - то есть всегда доступного удовольствия – электронного «друга». Ребенок уходит в мир компьютерной игры, где нет стресса, у него все получается, он завоевывает призы, очки и проходит все новые уровни. А в жизни достичь впечатляющих результатов он не может.
Другой пример, чтение. Тоже удовольствие от него значительное, но это удовольствие сложно достижимо. Энергия, которая затрачивается на процесс чтения гораздо объемнее, чем при игре с гаджетами или просмотр ТВ. На чтение психическая энергия тратится гораздо больше, чем на получение информации из зрительного ряда. Прибавьте сюда те усилия, которые тратит ребенок , чтобы вообще раскодировать текст. Взрослые уже забыли об этих усилиях, но для ребенка они значительны. Чтобы превратить вот эти черточки и загогулины в мысли, образы и переживания нужна серьезная работа психического аппарата. А в случае с видео, все образы, слова и мысли уже готовы и поданы вам на блюдечке. Сравните просмотр 20 минутного ролика на научно - популярную тему и 20 минутное чтение статьи на эту же тему. Энергии на второе уйдет гораздо больше. Мозг вашего ребенка, так же как и ваш собственный, всегда ищет легкий путь. Поэтому выбор делается в пользу той информации, которая воспринимается легче.
Есть и индивидуальные занятия, которые ребенок может позволить себе сам, без сверстников. Возможно, они не требуют трудозатрат? Может быть, можно занимать себя чем – то: плести, строгать, вышивать или строить. И от всего этого получать удовольствие.
К сожалению это вовсе не так, все занятия требуют трудозатрат и умений. Чтобы плести, вышивать, рисовать или лепить нужно прилагать усилия для совершенствования этих навыков и постановки собственных целей. К тому же занятия, который ребенок должен изобрести и структурировать сам – наиболее сложное дело. Надо преодолевать скуку, искать развлечения, видеть собственные цели и интересы в деятельности. Это сложно и взрослым и особенно детям. Недаром многие взрослые жалуются, что предоставленные себе дети начинают маяться и слоняться. Занять самому себя – задача весьма непростая.
Та же история происходит в спорте, учебе и других областях. Достижение удовольствия требует усилий. Везде… кроме компьютерного досуга.
Компьютер, игры, гаджеты и ТВ – лидеры простых удовольствий. Делать не нужно ничего, а к тебе как из рога изобилия льется удовольствие.
Конечно, можно возразить, что и в компьютерную игру нужно учиться играть. Но, благодаря системе подкреплений в играх обучение происходит незаметно, усилия не ощущаются ребенком за азартом и специально сконструированной системой подкреплений. Программа работает таким образом, что ребенок находится под влиянием определенного типа гормонов, которые выделяются его организмом в ответ на специфические задачи игры. У него постоянно поддерживается ощущение предвкушения быстрой победы, и это не дает ему заскучать, бросить игру. Но, настойчивость в овладевании игровыми навыками искусственна, она не поможет в дальнейшем мотивировать себя самому, так как вы привыкаете к внешней мотивации.
Постоянное потребление простых удовольствий ослабляет ребенка с точки зрения способности делать волевые усилия. Если основное развлечение и отвлечение ребенка - в гаджетах, он разучится (или никогда не научится) делать волевые усилия.
Воля – ресурс человека, которым нужно заниматься и тренировать. Если от человека мало что требуется в плане волевых усилий, у него будет слабая воля и способность достигать чего - то. Это общая ловушка детей из благополучных семей: слишком мало требуется от ребенка, слишком редко он ограничивает или направляет себя для того, чтобы у него сформировался волевой характер.
Воля тренируется не только в работе, но и во время проведения досуга. Так если ребенок на досуге занят спортом, то это занятие требует от него больших волевых усилий. Так же, если ему предлагается читать, то он также вынужден немного напрячься, чтобы проводить время. Компьютерная же игра полностью избавляет от волевых усилий.
Итак, первая скрытая ловушка увлечения гаджетами - постепенное ослабление волевой сферы.
Второй скрытый аспект влияния компьютера – постоянная подача информации ребенку. Тут компьютерные игры выступают в теплой компании социальных сетей, ТВ, радио, киноиндустрии, и аудио продукции. Дело в том, что нашему мозгу для переработки информации и собственно мышления нужны периоды тишины, периоды, когда мы не потребляем, а перерабатываем информацию, интегрируем ее во внутренний мир, превращаем в свое личное знание. Для того, чтобы этот процесс интеграции и мышления произошел совершенно необходимы периоды, когда сознание ребенка не занято каким - либо восприятием: слушанием, компьютерной игрой, чтением, просмотром видео ряда.
Конечно, полностью выключить восприятие невозможно, разве что во сне, но даже там мы воспринимает сны и реальность, просто не осознаем это. Ребенок слышит и видит ежеминутно, так что полностью «выключить» восприятие не удастся. Но интенсивность процесса восприятия в обычном бытовом режиме низкая, так что мышлению не мешает. А вот фоновое радио, музыка, ТВ и гаджеты в любой свободный момент мешают. Ребенку, так же как и взрослому, нужно думать о том, что он услышал, узнал и пережил (о самом опыте и о себе в этом опыте). А для этого нужно значительное свободное время, не занятое потреблением новой информации.
На деле же каждую свободную минуту ребенок стремится уткнуться в планшет или телефон. Это гораздо проще для него, чем изобретать, чем бы заняться или просто быть с самим собой. Родители часто этому способствуют, когда, например, волнуются, чтобы ребенок не «скучал» в очереди или в дороге. На самом деле в такой скуке ничего вредного нет, вредно как раз организовывать ребенку постоянный доступ развлечений в «кнопочной доступности». Не вредно ребенку глазеть по сторонам в очереди, не нужно его спасать мультфильмом в вашем телефоне!
И все-таки он хороший!
В заключении, чтобы разбавить «демонический» образ компьютера хотелось бы коснуться и его полезных сторон.
Здесь я намеренно не буду описывать потенциал компьютера и его безграничные возможности для работы и творческой активности. Это самое ценное изобретение, которое, я думаю, у читателей вопросов не вызывает. Опишу, что полезного есть именно в компьютерных играх.
Некоторые игры снижают тревожность. За счет того, что игры прерывают процесс мышления (в том числе они останавливают и мысли полные тревоги), они могут снижать интенсивность беспокойства. Это игры типа тетриса или шариков.
Интеллектуальные игры и игры викторины, естественно, могут повлиять положительно на развитие.
Игры создают общее культурное поле. Иногда для социализации ребенка желательно, чтобы он играл в то, во что играют его сверстники или хотя бы имел представление об этих играх. Это не нравится многим родителям, которых пугают стадные инстинкты детей, их желание соединиться с группой, быть как все. Такие родители могут принципиально не покупать и не показывать ребенку того, что считают неправильным, но что могут ценить окружающие дети. В эту категорию могут попадать иностранные мультфильмы, куклы - монстры, компьютерные игры.
Индивидуализация должна быть личным решением человека, а не родительмкой постановкой. Так если ребенок действительно яркая личность, ему никак не повредят общие с другими детьми интересы. Нельзя «одарить» ребенка индивидуальностью, просто не дав ему познакомиться с тем, что ценят его сверстники. Напротив, если ребенок, благодаря решениям родителей, не имеет возможности объединиться со сверстниками, у него может сформироваться повышенная тяга к конформизму, к принятию обществом детей, а вовсе не яркая индивидуальность. Так он может компенсировать период, когда он не имел возможности иметь со сверстниками общие темы!
Итак, компьютерные игры – то, что составляет мир большинства современных детей. Отсутствие представления об этом мире может пагубно отражаться на социальном имидже ребенка. Тут важно не впадать в крайности: ограничивая ребенка в контакте с компьютером, все же нужно оставить ему возможность играть в то, во что играют его сверстники.
Большинство компьютерных игр весьма интересны, забавны, часто остроумны. Сами по себе, они приносят пользу и разнообразие в наш мир. Особенно важно, что игра может создавать общее поле не только в среде детей, но и у взрослого с ребенком. Так, если мы считаем, что ценно вместе с ребенком гулять, читать или смотреть кино, то почему бы не включить в этот список такую эмоциональную вещь, как совместная компьюторная игра?
Контакт ребенка с электронными устройствами нужно ограничивать, так как:
-постоянное потребление компьютерных продуктов влияет на волю, мотивацию к достижениям,
-постоянная переработка информации не дает развернуться и тренироваться мышлению ребенка.
Не нужно бояться, что дитятко соскучится в очереди, ожидании приема врача или в дороге. Скука – продуктивный процесс, запускающий личную творческую активность. А «соска» в виде легкодоступного экрана гаджета эту активность гасит.
Ограничивая ребенка важно не впасть в крайность: не отрубить эту возможность получения удовольствия и поддержание общего со сверстниками контекста.
© Филоненко Елизавета