Ведущая деятельность – психологическое понятие, которое обозначает ту деятельность, которая необходима ребенку на разных этапах его развития. Эта деятельность является необходимой для того, чтобы развитие на этом этапе шло гармонично и вело к внутренней и внешней адаптации к окружающей человека реальности.
Нарушение или невозможность ведущей деятельности приводит к тому, что развитие человека искажается, и он не в состоянии развить свои способности полноценно. Иногда, отсутствие ведущей деятельности ведет даже к глобальной дезадаптации человека.
Ведущая деятельность приводит к развитию личности и обеспечивает развитие ребенка на каждом этапе. Это та почва, на которой развиваются и вызревают качества личности необходимые в дальнейшем. При нарушении ведущей деятельности эти качества не формируются в полном объеме.
0-1 год
Ведущая деятельность этого периода – эмоциональное общение с близким взрослым. Это именно то, что позволяет ребенку расти полноценным и развиваться телесно и умственно.
Невозможность эмоционального общения (т.е. ведущей деятельности) в младенчестве приводит к самым плачевным последствиям.
Печально знаменитый «синдром госпитализма» был исследован в годы войны, когда многие дети остались без родителей на попечении государства, которое могло обеспечить их уходом, но не могло обеспечить каждому ребенку эмоционального общения. В итоге дети были в безопасности, накормлены, но лишены эмоциональных контактов со взрослыми. Это привело к тому, что дети плохо развивались физически, умственно, имели психическое отклонения.
Тот же эффект, хотя обычно в более слабой степени можно наблюдать при недостаточном контакте матери с ребенком в семье. Младенцы, лишенные человеческого внимания, физического и эмоционального контакта с близким взрослым имеют эмоциональные проблемы, часто отстают в физическом и умственном развитии. Причиной отсутствия контакта может стать болезнь матери или психологическая заброшенность ребенка.
В младенчестве критически важно для развития ребенка откликаться на его настроения, поддерживать физический контакт, мимически и словами реагировать на проявления ребенка, показывая ему свое принятие и отражая его чувства в своем поведении.
1 - З года
Ведущая деятельность этого периода называется предметно – орудийной. Ребенок, благодаря возросшим возможностям передвижения, общения и мышления стремится к миру предметов, миру вещей, которыми пользуются люди в повседневной жизни. Так ребенок осваивает физический пласт жизни, мир предметов и способ, которым люди эти предметы используют. Обратите внимание, что этот этап развития ребенка подготовлен предыдущим. Для того, чтобы на него перейти, необходимо созреть умственно и физически, а без ведущей деятельности предыдущего периода это попросту невозможно. Если задерживать ребенка на предыдущей эмоциональной стадии развития, то развитие будет затруднено.
Задерживание, как правило неосознанное, ребенка на предыдущей стадии развития (где ведущим было эмоциональное общение) может происходить если ведущей формой контакта остается обмен эмоциями, объятия и подобные формы общения, но к миру предметов ребенка допускают неохотно, чрезмерно опасаясь за ребенка или опекая его (ведь именно в этом возрасте дети многое хотят пробовать, но еще весьма неловки). Такой подход может притормаживать развитие речи, моторных навыков, а в крайних случаях и мышления.
Переходя с этапа на этап важно не застревать, давать ребенку новые возможности, но и не втягивать его преждевременно на следующий этап.
Насильственное втягиваени ребенка в несвойственную ему деятельность происходит при активных попытках навязать ему изучение букв, цифр и других элементов раннего развития, к которым у ребенка нет интререса, нет возможностей и, главное, необходимости полноценно освоить информацию. Неестественное обучение ребенка идет вразрез с его естественным ритмом развития и нарушает его.
3-6 лет
Успешно пройдя предметно орудийную стадию, ознакомившись с миром предметов и тем, как люди эти предметы используют, ребенок готов к следующей стадии – стадии игры. Это важнейшая стадия, на ней закладываются и развиваются ключевые свойства личности, многие из которых останутся неизменными до конца жизни человека. На этой стадии все необходимые ребенку свойства лучше всего развиваются в игре. Игра не безделье для ребенка, не бездарная потеря ценных лет жизни, а важнейший, необходимый психический процесс, который кардинально влияет на его дальнейшую успешность в жизни.
Многим современным родителям трудно смотреть, как ребенок «валяет дурака», ничего не делает, а мог бы, между прочим, в это время что-то полезное выучить. Например, родителям неприятно смотреть на то, как ребенок, нарядившись Человеком пауком с гиканьем носится по квартире, а было бы гораздо приятнее, если он бы за это время выучил пару китайских иероглифов, ну или на худой конец, нарисовал бы картинку или построил замок из лего. Родители в таком случае могут с большей или меньшей активностью подталкивать ребенка к «полезной» с их точки зрения деятельности и осуждать «бесполезную». Вовсе необязательно это происходит в грубой форме, но все же родители считают, что ребенка хорошо бы занять делом, и родители начинают активно обеспечивать ребенка занятиями в разных секциях, многие из которых имеют мало общего с игрой, а много общего со школьными занятиями. Таким образом ребенок лишается критически необходимой ему игровой деятельности (либо на нее остается мало времени), и нужные психические свойства попросту не созревают у него к началу школьного периода, что и является основой дальнейшей школьной дезадаптации.
Много историй школьных трудностей начинаются с такой примерно преамбулы: «Еще до школы пытались его развивать, водили на занятия, на подготовку, но уже тогда дело шло худо, ребенок ничего не хотел…»
Родители считают, что приложили все возможные усилия, начали учить заранее, как положено, чтобы уж к школе то обеспечить необходимый уровень. Но, ребенок оказался неподходящий, он никак и никогда не хотел учиться, все время сопротивлялся культурным влияниям родителей, и вот результат: в школе он тоже учиться не желает. На деле же произошло ровно обратное. Взволнованные родители начали обучение слишком рано, не дав малышу спокойно переходить с одного этапа развития на другой. И, разумеется, малыш сразу сопротивлялся такой неестественной для него деятельности (и, кстати, тут же был записан в трудновоспитуемые), «не хотел учиться». На этой почве возникали и конфликты, и недовольство всех участников, и давление на ребенка, что естественно. И к началу школы у ребенка уже имелась вполне разрушенная мотивация к обучению, негативное отношение к самому процессу освоения знаний и напряженные отношения с родителями. Ребенок при этом совершено нормальный, но тактика дошкольного развития была выбрана в корне неправильная. Тактика "чем раньше, тем лучше" не подходит к развитию дошкольника.
6-12 лет
Главная деятельность в этом периоде, наконец - то учебная, что радует многих. Но, обратите внимание, что полноценно эта деятельность может развернуться только при условии, что не было нарушений на трех предыдущих этапах, что прошел их ребенок благополучно. Только в этом случае можно рассчитывать на полноценную учебную деятельность. Грубые нарушения на первой стадии, вообще не дадут ребенку полноценно адаптироваться к жизни, или для этого потребуется специальная работа. Нарушения на второй стадии тормозят его эмоциональное и социальное развитие, что в конечно счете сказывается на его благополучном взаимодействии с детским коллективом. А детский коллектив – обязательное условие игры – ведущей деятельности на стадии 3-6 лет. Невозможность полноценно реализовать игровую деятельность сказывается на развитии двух ключевых свойств личности ребенка, которые необходимы к началу школьного обучения:
- мотивации к обучению ("Почему ребенок хочет учиться")
- развития произвольности
12-15 лет
Короткий период, когда ведущая деятельность ребенка, на радость взрослым была учебная заканчивается к 14 годам и начинается новый период, когда основной деятельностью, ведущей к развитию становится близкое общение с ровесниками. В этот периоде главное – найти свое место в коллективе ровесников, этот период известен, как трудный подростковый ("Что такое подросток").
Как бы не хотелось взрослым оторвать ребенка (уже отрока) от общения с ровесниками в пользу учебы, это почти невозможно, к тому же неполезно для развития его личности.
15-18 лет
Ведущая деятельность этого периода – учебно - профессиональная, почти взрослые дети с гораздо большим вниманием относятся к учебе и своим социальным выборам.
Родители часто с облегчением замечают, что ребенок "взялся за ум". Чем более благополучно пройдены предыдущие этапы развития, тем больше вероятности, что и этот этап также пройдет гармонично. И, наоборот, заложенные ранее эмоциональные нарушения, нарушения мотивационной сферы, межличностные трудности часто создают препятствия к самоопределению подростка.
Ведущая деятельность – это не та деятельность, которой ребенок занят с утра до вечера. Но это именно та деятельность, которая ребенку органична и ведет к его личностному развитию. Потребность в другой деятельности у ребенка также есть. Так, ребенок в любом возрасте может любить и хотеть играть, нуждается в эмоциональном общении. Однако, критически важную роль ведущая деятельность играет в определенные возрастные периоды.
Воспитывая ребенка, нужно обязательно учитывать, что определенный период его жизни - окно возможностей развития разных жизненных областей. И желательно предоставлять ребенку опыт именно того характера, который соответствует этапу его развития.
© Филоненко Елизавета