Часто родители не предпринимают ничего самостоятельно и не обращаются за помощью, потому, что не могут внутренне признать, что у ребенка проблемы, которые нужно решать. Проблемы детей всегда болезненно воспринимаются, но для части родителей признание того, что у ребенка действительно что-то всерьез не так, равносильно тому, чтобы расписаться в собственном провале.
Это слишком болезненно, поэтому психика родителей создает ЗАЩИТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, оберегающие их от восприятия реальности. В этих защитных конструкциях часть информации, которая приходит из внешнего мира вытесняется, другая же часть, может искажаться.
Существует несколько категорий детских затруднений, которые родители объясняют не наличием реальной проблемы, а существованием как бы особого достоинства у ребенка. Ниже приведены несколько вариантов того, как проблемы детей по волшебству родительской защиты объявляются несуществующими.
«НЕУДАЧЛИВЫЕ ЛИДЕРЫ». Агрессивного ребенка, не способного ладить с детьми родители могут считать «прирожденным лидером», который призван командовать, и по этой причине конфликтует. Для родителей это гораздо легче, чем признать, что ребенок попросту не понимает, как мирно играть с детьми.
Настоящие лидеры в любом коллективе - персоны весьма популярные, знающие, как управлять отношениями с окружающими. То же самое относится к детям.
Лидером становится не любой желающий ребенок, а ребенок популярный и знающий, как налаживать отношения. Пустые же претензии на главенствующие позиции - не более чем непонимание отношений в коллективе.
Игнорируя очевидную конфликтность ребенка, родители могут надеяться на то, что ребенка ожидает слава Наполеона, вместо того, чтобы заниматься коммуникативными навыками ребенка.
«СЛИШКОМ УМНЫЕ». Замкнутого ребенка родительская защита может объявить почти что гением, интеллектуально развитым гораздо выше сверстников, и по этой причине просто скучающего с ними. Такой родитель говорит – «Ему просто неинтересно с другими детьми, у них очень примитивные игры, а мой - то уже про космос читает!».
"Слишком умный" ребенок обычно легче ладит со взрослыми, постоянно ищет контакта именно с ними. Это происходит, конечно, не потому, что взрослый достаточно умен для такого одаренного ребенка, а окружающие дети недоразвиты. Просто со взрослым легче, он скорее всего выслушает тебя, не будет отталкивать от чего - то интересного, к нему проще приспособиться. А дети непосредственны с ними сложнее.
На самом деле дети даже с различным уровнем развития (например, разного возраста) отлично играют, умея извлекать из общения много для себя полезного, это знает каждый, кто наблюдал игру разновозрастных детей. Ребенок же не умеющий общаться, заинтересовать собой сверстников, контактировать с ними лишен огромного и ценного пласта общения. В таком случае лучше, невзирая на богатый интеллектуальный потенциал ребенка, помочь ему адаптироваться в среде ровесников.
«НЕ ПОВЕЗЛО С ДРУЗЬЯМИ». Проблемы таких детей также большей частью связаны с недостаточным развитием коммуникативных способностей. Они не особенно интересны окружающим детям, и вдруг обнаруживается, что с ними играют, только когда у них есть что-то примечательное – интересная игрушка, щенок и прочее. Такие дети вместе с их родителями могут сделать вывод о том, что окружающие их люди в своей массе слишком корыстны и не умеют дружить просто так. То есть проблема ребенка (низкая социальная привлекательность) видится исключительно как нравственная проблема окружающих детей – неспособность дружить бескорыстно.
Это заблуждение, дети, дружат как раз из чистой симпатии, но они слишком честны, чтобы дружить из вежливости. Поэтому теряя интерес, они уходят и с этим нечего невозможно поделать. Но можно и нужно проанализировать, почему ребенок становится неинтересен друзьям. В этом также может помочь близкий взрослый.
«ЯРКИЕ ЛИЧНОСТИ». Очень популярное родительское заблуждение связано с отказом ребенка подчиняться требованиям. Такие дети объявляются «яркими личностями» якобы не способными по самой своей природе подчиняться никаким правилам. Они, якобы, слишком свободны для этого. Дети, которым выпало на долю иметь такую особенность, отказываются, слушать учителей и воспитателей, не желают понимать, почему в школе нужно сидеть за партой, а не под ней, могут демонстративно уйти с урока, сообщив, что им неинтересен урок. Про таких детей родители (часто не без удовольствия) сообщают, что они не могут ходить строем, не способны подчиниться системе «уравниловки». Эти дети никуда не вписываются благодаря своей нестандартной натуре. Ничего, что помимо этой «яркости» у ребенка зачастую не наблюдается никаких примечательных талантов, была бы яркость, а таланты себя проявят!
У родителей таких детей часто видно почти неприкрытое любование этой чертой характера ребенка, таким образом, ребенок получает скрытое одобрение своих действий!
На самом же деле недоразвитие понимания общественных правил, скорее недостаток, усложняющий жизнь прежде всего самому ребенку. Для того чтобы устанавливать собственные правила, нужно для начала понять, как работают уже существующие. И именно это родитель должен помочь сделать своему ребенку, вместо любования его нестандартностью. Впоследствии яркость и нестандартность мышления и миропонимания обязательно проявят себя, но простое непонимание, как нужно себя вести в различных обстоятельствах чаще всего связано с недостаточной социальной осведомленностью и чуткостью.
© Елизавета Филоненко