Проходя мимо витрин детского магазина, понимаешь, как много нужно твоему ребенку! Вот эта развивающая игра, кубики со словами, красочное интерактивное нечто для развития навыков счета, еще этот журнал с кроссвордом для самых маленьких, новый набор Лего, разноцветные бусинки для развития мелкой моторики … и так бесконечно.
Не реальные потребности вашего ребенка, а профессиональная ловкость маркетологов становятся причиной потребительских импульсов родителей, и даже детей. Значительная часть потребностей сегодняшних покупателей сконструирована искусственно и больше служит интересам машины товарооборота, нежели отвечает реальным потребностям детей. Настоящим интересам развития ребенка такое обилие внешних стимулов скорее вредит.
Трудности выбора
Первая причина, почему слишком большое количество стимулов для ребенка (игр, активнойтей, иформации, развивающих занятий, книг) для ребенка вредно – трудности выбора. Когда перед человеком стоит слишком много альтернатив, это вызывает у него неприятные переживания. Ученые экспериментально выяснили, что слишком широкий выбор приводит к … отказу от выбора. Когда выбор слишком широк, ребенок испытывает неприятные эмоции, ему приходится отказаться от слишком многих привлекательных вариантов и остановиться на одном. И он не хочет делать этот выбор, как в знаменитой истории про буриданова осла. Ребенок фрустрируется от слишком большого выбора и отказывается от него. Так если вы предложите ребенку пойти покататься на коньках или лыжах, то он с легкостью сделает свой выбор. Но если вы по широте своей натуры добавите к выбору еще: катание на ледянке с горы, строительство снежного города и поход в кино, то вполне вероятно, что ваш ребенок сникнет и скажет, что вообще - то ему все неохота. Если такая ситуация продолжается длительное время, это может приводить к общей пассивности ребенка, инертности и слабости его интересов. То есть к результату ровно противоположному желаемому - огромный выбор возможностей становится демотиватором для детской активности. В практике психологического консультирования часто бывают дети, окруженные всеми возможными предметами и занятиями, призванными их развить и стимулировать интересы. Родители таких детей жалуются на их пассивность, а часто и активное сопротивление тем мероприятиям, в которые пытаются вовлечь детей.
Когда питания для мозга слишком много
Вторая причина, почему огромное количество предложений активности для ребенка не развивает, а сужает его возможности – отсутствие времени на переработку информации. Ребенок – не мешок, который нужно набить впечатлениями и знаниями. Он активная система, познающая мир, создающая свой уникальный внутренний ландшафт. И если в эту систему все время впихивать внешние воздействия, не заботясь об их полноценной переработке и интеграции в мир ребенка, то систему начнет заклинивать. Традиционный современный «клин» - пассивность и замкнутость ребенка, нежелание ничего делать, отсутствие интересов.
Едва закончив смотреть одно кино, не надо переходить ко второму. Не надо стремиться посмотреть все экспонаты музея, прокатиться на всех горках и осмотреть все достопримечательности. Для осмысления опыта, для того, чтобы он прорастал внутри и связывался с уже имеющимися впечатлениями, для того, чтобы ребенок имел время осознать, как отзывается в нем то или иное событие, нужно время и периоды свободные от входящей информации. Если же ребенка бомбардируют мастер классами, экскурсиями, книгами, кино и прочими элементами счастливой жизни, то такого времени у него просто нет. Он постоянно находится в процессе поглощения информации без возможности ее переработать. Результатом может стать плоскость мышления, интеллектуальная пассивность, зависимость от чужого мнения, потеря себя и постоянная потребность во внешних развлечениях.
Родители, настроенные на развитие, не слишком любят, когда ребенок ничем определенным не занят, есть даже целая философия – организовать жизнь ребенка так, чтобы у него не было времени на безделье. В дошкольном возрасте эта философия не работает, «безделье» для ребенка необходимый опыт для усвоения того, что он узнает в другие периоды. В другие возрастные периоды от фанатичной приверженности такой философии также больше вреда, чем пользы.
Все успеть!
И наконец, если все время предлагать ребенку все новые развлекающие и развивающие мероприятия, игрушки, книги, то вы не имеете возможности по - настоящему углубиться и освоить нечто полноценно.
Однажды я посетила квартиру клиентов, семьи, где росла девочка 3 лет. Во время разговора, который происходил в комнате девочки, я с трудом могла удерживать внимание. Все стены почти до потолка были увешены информацией, которая должна была сталь культурным достоянием ребенка. Слова, буквы, иероглифы, географические названия, картины с именами художников… это лоскутное одеяло не поддавалось осмыслению даже взрослого человека. Родители с гордостью признались, что меняют «экспозицию» на стенах примерно раз в две -три недели, чтобы девочка не могла привыкнуть. Родители энергично вопрощали принцип «чем раньше (и больше!), тем лучше". Впечатление от помещения было неприятным, хотелось уйти, освободиться. Родители жаловались на неуравновешенность, агрессивность ребенка.
По счастью не всякий родитель обладает такой энергией в плане развития ребенка, у большинства не хватает ни сил, ни фантазии для подобной атаки на мозг ребенка. Тем не менее, тенденция заваливания ребенка стимулами налицо: детские теперь похожи на склады игрушек или залы игровых автоматов. Такое изобилие не оставляет возможности для сосредоточения на чем - то одном или свободы для творчества. При том изобилии «наборов для творчества», развивающих творческих игрушек и методик наши дети должны прямо - таки искриться творческим огнем, но этого не происходит. Творчество, как и интеллектуальная активность, требует не только стимулов, но и определенной внешней тишины, чтобы развернуться. Лучше повесить на стену одну репродукцию картины и глубоко и всесторонне изучить изображенное вместе с ребенком, чем фаршировать его мозг бессмысленными пока для него сведениями, «на будущее». Лучше в музее предложить ребенку выбрать несколько предметов, о которых он хотел бы узнать больше, чем протащить его по четырем этажам экспозиции в надежде охватить побольше.
Сократить объем внешнего воздействия на ребенка - часто хороший стимул мотивировать его на активность.
© Елизавета Филоненко