Родители применяют неадекватные системы давления на ребенка, будучи в глубине души уверенными, что они действуют правильно, воспитывают, но ребенок у них какой - то неправильный, трудный, с ним тяжело. Поэтому правильные методы не срабатывают. На самом деле, хромают наши типичные подходы к детям, которые преимущественно и создают проблемы. Применяя неэффективные методы легко обвинить во всех проблемах природу детей.
Раз вы старались, говорили и по хорошему, и по плохому, значит проблема не в ваших действиях, а в ребенке, который не поддается воспитанию никакими методами. И гораздо более сложно, хотя более перспективно, обратить внимание на самого себя и честно признаться, что и методы так себе, и пример тоже вы детям подаете не лучший.
"Чего мы хотим от своих детей" - статья о требованиях к детям
Неэффективные методы воспитания - часть общей культуры и родители тиражируют одни и те же методы, считая их правильными. И проблемы с детьми также приобретают стереотипный характер. Например, стало очень удобным использовать видео и игры в паншетах, чтобы отвлечь детей, накормить или успокоить, пара кликов и малыш в порядке. И в результате выросла проблема тотальной привязанности детей к гаджетам, никакими силами детей оттуда не оторвать. Или родители повально увлеклись ранним развитием, очень включились в образование детей и получили пассивность, безответственность и отсутствие мотивации детей в младшей школе.
Наказание – первое, что приходит в голову родителям, если их ребенок ведет себя не правильно. Рассмотрим это метод с точки зрения психологии. С первого взгляда применение наказаний кажется логичным: ребенок должен делать нечто, чтобы избежать наказания. Например, сесть учить уроки или убраться в комнате, чтобы к нему не применялось наказание в виде крика родителя или лишения компьютерных игр. В действительности происходит нечто иное. Ребенок оказывается между двух вариантов развития событий, каждое из которых ему неприятно, вызывает желание уйти от него, избежать. Эти события (уборка или уроки и наказание) одинаково неприятны ему, ребенок оказывается как бы между двух огней: что бы он не выбрал, это будет неприятно. В этой ситуации ребенок стремится выйти из ситуации, обнулить ее (хотя родители то ожидают, что он выберет правильное действие). Ребенок, поставленный между двух огней, прежде всего постарается ускользнуть от обоих. Вот как это можно сделать:
Прямой физический уход
Если ребенку одинаково неприятно и задание, и наказание за его невыполнение, то он может просто физически уйти из ситуации. Так поступают дети, убегающие из дома. Когда страх наказания и давление требований становится слишком большим, ребенок может принять экстремальное решение и уйти из дома.
Сегодня такое явление довольно редкий случай, дети не ходят одни, и им не приходят в голову такие выходы их ситуации. Однако прямые физические уходы из ситуации встречаются:
- ребенок может прогулять урок, не желая ни учить задание, ни получить двойку
- маленький ребенок, опасаясь наказания, но, не желая слушаться, может пытаться убежать от родителя
- не желая подчиняться школьной дисциплине и слушать крик учителя, ребенок может покинуть класс
- пример из детской литературы в рассказе Юрия Сотника «На тебя вся надежда»: герой, не желая подчиняться новым домашним правилам, но также не желая принимать последствия своего непослушания, принимает и реализует решение - уйти из дома.
Все это примеры физического ухода из ситуации, которые может предпринять ребенок, зажатый между двух необходимостей, одинаково ему неприятных.
Физическому уходу ребенка противостоять несложно. Чтобы ребенок физически остался в ситуации можно применять разные виды «барьеров»: психологическое давление или банально запертая дверь. Современные дети меньше, чем прежние поколения используют физические уходы, благодаря более совершенным методам контроля над ними и более низкой общей самостоятельности. Однако, они наращивают другие формы ухода из ситуации, например:
Уход с помощью обмана
Чтобы уйти от неприятного действия ребенок может схитрить:
- «А нам ничего не задали» может сказать ребенок, чтобы выйти из ситуации, обнулив таким путем саму необходимость совершения неприятного действия
- Знаменитый пример из детской литературы – рассказ Драгунского «Тайное становится явным»: герой выбрасывает в окно манную кашу, чтобы избавиться от двух неприятных необходимостей: есть кашу или столкнуться с наказанием за несъеденную кашу. Он выходит из под давления двух неприятных возможностей с помощью обмана.
- Ребенок может свалить все вещи в шкаф и засунуть мусор под диван, избежав неприятной уборки и критики за неубранную комнату.
Примеров обманов детей, разумеется, множество. Многие из них – образцы детского ухода из ситуации, в который ребенок выбирает между двумя плохими для него альтернативами.
Внутренняя изоляция
Очень популярный на сегодня исход, который во многом компенсирует невозможность физического ухода. Современному ребенку физически уйти трудно, его контролируют по всем фронтам: он не выходит из дома один, не может выйти из школы вне контроля взрослых, не может наврать про домашнее задание и оценки, так как родитель видит его электронный дневник. А вот внутренне изолироваться он может, если велика потребность уйти от двух неприятных альтернатив. И включает ребенок жесткий игнор, существует как бы в параллельном мире, одинаково нечувствительный и к понуканиям, и к требованиям, и к наказаниям. Ему все равно, до него не достучаться, он живет как будто в отдельном мире, в своей скорлупе. Иногда это мир компьютера, игр, но ребенок обойдется и без этого, уходя в себя, в мир фантазий или апатии, прерывая связи с неприятным ему миром.
Игнор – это вариант выхода ребенка из неприятной ему ситуации. Физически он на месте, может например, сидеть за уроками. Но он изолирован о требований взрослого, с точки зрения взрослого «тупит», не хочет думать, ничего не делает. Так сидеть он может часами и день за днем. Для него проблема решена, он вышел из ситуации: он почти не выполняет задания и нечувствителен к наказанию из - за внутренней изоляции.
Важно, что уходы из ситуации – результат серьезной внутренней фрустрации ребенка и они, как правило, порождаются системой наказаний. На систему наказаний нельзя делать ставку в процессе воспитания, она увеличивает агрессивность детей и не ведет к осознанному и ответственному поведению. Два вида наказания, которые эпизодически может применяться с пользой для дела, это наказания естественными или логическими последствиями.
© Елизавета Филоненко