Для тех, кто любит психологический анализ кино.
Психологический разбор фильма «Солярис» А. Тарковского.
Начало. Дом
В начале фильма мы видим контакт отца и сына и контакт героя с природой. Идея связи рода, опоры на отцовскую фигуру. Но зритель сразу видит напряженность и отчужденность отношений отца и сына. Несмотря на явную привязанность, им не удается сказать друг другу что-то важное.
Одновременно, через знакомство с другом отца, появляется идея познания истины. Герой, Крис, готовится к далекому научному путешествию. Вступая в контакт с другом отца, герой проявляет жестокость, узость разума и одновременно прагматичность. Отвергает познание, если его невозможно упорядочить в существующие схемы понимания мира, делает выбор в пользу узкой рациональности, научности. Ограниченность такого взгляда и его духовный вред так или иначе всплывает на всех этапах фильма. Это точка, с которой начинается путь героя, развитие его характера. В этой точке он печален, приземлен, скептичен и лишен энергии.
В начале фильма есть образ, который свяжет ключевые эпизоды фильма – коробка из-под шприца, в которую герой набирает землю. Это символ поступка героя, который привел к смерти жены. В конце из земли вырастет росток - символ возможности возрождения.
Важный второстепенный персонаж фильма, на который стоит обратить внимание -тетка героя, живущая вместе с отцом. Ее все время отодвигают с ее бытовыми мелкими вопросами. Как бы не мешай, не до того, дай поговорить о важном. Фигура женщины показана на контрасте с "мужскими" проблемами, «мужскими» амбициями: проблемами поиска истины, научного мышления, познания и героизма. В этом есть важный знак, отблеск причины того, почему развернулась человеческая трагедия героя. Высокомерие сыграло в этой трагедии свою роль. Тетка - очаровательный и гротескный персонаж. Лишенная женственности других героинь в картине, она представлена в ярких женских атрибутах, не идущих к ней, контрастирующих с ее мужскими внешними чертами. Она, единственная женщина, оставшаяся с героями, не имеет ничего женского в самой своей натуре и как будто пытается быть женщиной за счет шалей и цветных одежд. Все женщины так или иначе ушли из жизни героев, осталась как будто только подделка под женщину.
Нам показан «мужской мир»: сдержанного, рационального, интеллектуального, лишенный более «женских» черт – интуиции, спонтанности, гибкости, открытости. В процессе развития сюжета герой на символическом уровне впускает женское начало в себя. В начале же фильма мы в образе тетки героя видим, как будто поддельную женщину, женщину мужского мира.
Прибытие на Солярис
Большую роль в кино играют интерьеры, они отдельное действующее лицо фильма. Герой прибывает в пространство, которое он не понимает. Оно одновременно и четко структурировано: футуристический интерьер, приборы, ясность форм корабля; и одновременно в пространстве много случайных, разбросанных объектов, оно неспокойное, непонятное. Герой вместе со зрителем пытается его интерпретировать, но не находит ответов. Бродя по кораблю, Крис пытается понять через пространство, что здесь происходит.
За ответом он обращается к жителям станции. Но они сбиты с толку, полусумасшедшие и напуганные. Намекают на то, что скоро герой увидит нечто, что отражает его внутренний мир и это станет его испытанием.
Один из бывших жителей станции – самоубийца, не выдержавший испытания. В его комнате герой находит хаос.
Как это бывает в жизни. У пространства, которое человек организует вокруг себя. есть двойное значение. С одной стороны, это прямое отражение душевного склада и психологического состояния человека. Хаотичное пространство может означать упадок сил, неустроенность, отсутствие целенаправленности, суетливость, спутанные мысли или отрешенность от мира. А слишком четко, педантично организованное пространство может означать хроническое напряжение в попытке удержать мир под контролем, жесткость, механистичность внутреннего мира.
С другой стороны, через изменения пространства можно повлиять на самого себя. Выработав привычки, связанные с пространством, можно даже улучшить характер. Чистота и эстетика пространства оказывают психотерапевтическое влияние на человека. И иногда уборка своего стола или вынос мусора – лучшее, что можно сделать для себя в текущем моменте.
В комнате героя по прибытии на Солярис идеальный порядок, вещи запакованы в полиэтилен, он скрипит при каждом прикосновении. Это символ «запакованного», недоступного внутреннего мира героя, он пока не соприкоснулся с внутренним космосом (пространство Океана = внутренний космос человека). Крис почти спокоен и не страдает. На протяжении всего фильма приближение героя к своим чувствам, открытие внутреннего мира (через явление Океана в мир героя) будет сопровождаться нарушением внешнего порядка, разрушением одежды и телесной оболочки героя.
Встреча с Хари
Вскоре герой встречается с Хари (имя означает "свет"), погибшей женой, в смерти которой от отчасти виноват.
Хари нереальна, это видение, продукт внутреннего мира Криса, она имеет черты, которые наиболее ясно помнит герой. Она зависима, любит героя, страдает от недостатка внимания к ней. Как будто по «земной» еще привычке герой объясняет ей, что должен работать и не может быть все время с ней. Тут мы видим отголосок высокомерия, которое в доме отца обращено к тетке. Женщина со своей привязанностью, потребностью в близости мешает мужскому миру героя быть собранным и целенаправленным.
Хари очевидное воплощение воспоминаний и совести героя. Герой сталкивается с вызовом – сможет ли он пережить встречу со своей совестью.
Как это бывает в жизни. Психологически совесть описывается комплексом неприятных чувств, в том числе стыда, вины. Самый типичный путь выхода из этих чувств – изгнание их из поля сознания.
Первое, что делает герой – изгоняет свои чувства, связанные с образом жены: он быстро пытается избавиться от нее, переодевает в скафандр (символ непроницаемости и контроля) и отправляет в ракете в космос. Это сопровождается огнем, герой ранит сам себя, борясь с своим видением. Спасаясь от огня, он оборачивает голову черной тряпкой – символический жест отказа от осознания: герой стремится защититься от видения.
Психологически герой начинает страдать, это отражается в повреждении его оболочки – подгорает одежда, ссадины на коже. Борясь с видением, он истощается. На примере других героев мы видим, что это истощение медленно убивает и их. Сражаясь со своими видениями, они сходят с ума, слабеют, озлобляются. От доктора Стаута герой узнает, что видения - «гости» возвращаются, они бессмертны и неотвратимы. Отчасти Стаут передает и культуру обращения с гостями, рассказывает о своем опыте. Но этот опыт не ведет к выходу из страдания, наоборот подчеркивает его неизбежность.
Вскоре происходит новая, уже ожидаемая встреча с Хари. Вторая встреча заканчивается символическим повторением обстоятельств смерти Хари. Оставленная одна (как и в прошлом перед самоубийством), Хари впадает в ужас и ранит себя, пытаясь прорваться к герою.
Вероятно, это возрождение чувств героя, которые он испытал, поняв, что оставленная им в ссоре жена выполнила свою угрозу и убила себя. Это вытесненные чувства страха, вины, стыда. Отсюда происходит идея героя, что Хари (ее реинкарнация) погибнет, если оставить его в одиночестве (как в реальности и погибла жена). Крис начинает бояться оставлять Хари в одиночестве. Фактически это первый этап признания самого себя, реальности своих чувств.
Герой разрывает традицию «репрессий» гостей и начинает ходить по Солярису вместе с Хари. Не стесняется тревожиться за нее, не отрицает ее эмоциональной значимости, любит ее. Так он признает существование нравственной проблемы (вины) и одновременно признает себя, свои чувства. До него на Солярисе было не принято показывать пришельцев, они изгонялись. Другие герои анализируют «гостей», стараются не видеть в них людей, стараются изучать свои чувства, как посторонний объект. Символически это показывает нам способ обращения с тяжелыми чувствами: виной, горем, стыдом.
Как это бывает в жизни. Психологический механизм лежащий в основе этого – интеллектуализация. При интеллектуализации, встречаясь с тяжелыми чувствами, человек начинает уходить в логику, интеллектуальные рассуждения. Тем самым он старается взять под контроль чувства: как будто понимая их, он снижает их силу.
Это хорошая психическая защита, она относится к зрелым формам работы психики. Однако, когда чувства слишком сильные или они затрагивают нравственные основы человека, интеллектуализации недостаточно, она может даже вредить. На основе интеллектуализации человек часто стремится подавить непосредственное физическое переживание чувства, и это вызывает внутренний раскол.
Стендаль писал - "Когда я не чувствую, я не могу думать".
Герои фильма отрицают реальность «гостей», стараются опереться на научное мышление. Но, одновременно с этим, они вынуждены изгнать и свои собственные живые чувства, возникающие у них к «гостям». Они не могут себе позволить, чтобы настоящие чувства были вызваны ненастоящими людьми, это против рациональности. Распад других героев связан именно с отрицанием себя, попыткой вытеснить и нравственную проблему, и собственную эмоциональную реальность. В крайнем проявлении, когда вытесняемая реальность слишком большая, занимает большую часть личности, выходом является самоубийство. Что и происходит с одним из героев Соляриса.
Как это бывает в жизни. Иногда событие, которое вызывает наши чувства (происшествие, человек, сон, воспоминание, фантазия) кажутся нам незначительными. И нам неудобно «по такой ерунде» сильно переживать, это кажется глупым, недостойным. И мы отрицаем само наличие переживания, его силу. Ведь в основе его лежит «ерунда», которую мы головой оцениваем, как незначительную.
Такой способ самоуправления крайне болезненный. Вытесненные, непризнанные нами чувства, прорываются в сознание через болезнь, хроническое напряжение (часто с головной болью, проблемами позвоночника) или просто становятся тяжелым грузом, который не дает нашей естественной жизненной энергии проявлять себя.
Библиотека и невесомость
Важный эпизод фильма - встреча в библиотеке.
Интерьер там говорит о том, что это пространство культуры и мысли. Здесь все в сравнительном порядке: свечи, бюсты, картины. Именно там герои высказывают главные мысли и там говорит Хари, как порождение человеческого мозга. Изначально Хари не имеет самосознания, очень зависима от героя. Но с ростом ее признания со стороны Криса она становится способна на самостоятельность. В библиотеке и ключевом эпизоде невесомости она находится выше героя. С течением фильма все больше повторяется эпизод, где герой оказывается физически ниже Хари, например, вставая на колени рядом с ней. Герой символически признает ее власть над собой. Хари имеет власть над героем, а он над ней нет. (Также, как и совесть человека имеет власть над ним, а он ее по своей воле выключить не может). Равно как и другие участники не имеют власти над своими «гостями». Но не признают этого.
Герой, понимая, что Хари не настоящая верит своим чувствам, верит в то, что его реакции, его чувства к несуществующей Хари – настоящие. Поэтому он выходит на иной уровень, решает проблему, интегрирует в себя весь своей опыт, раскаяние, вину. Остальные же герои вместе с отвержением гостей, попыткой объяснить их с помощью разума, отвергают и свои чувства к ним, тем самым отвергая большие фрагменты себя самих. Что наоборот приводит их к деградации и жизни в страдании.
В библиотеке герои произносят важные монологи. Доктор Стаут говорит о том, что, стараясь познать мир и космос, человек находит в нем самого себя. Он ищет не неизведанного, а человека. Стремится мыслью за пределы доступного, но на деле может познать только себя самого. Хочет познать космос, но путается в собственном внутреннем мире и может быть легко им уничтожен. В этом эпизоде происходи торжество духовного сознания над рациональным.
Хари обретает свой голос, на деле, вероятно, воплощая в себе новую идею самого Криса о происходящем. Хари - порождение Криса и Крис становится больше самого себя признавая за Хари право голоса. Хари говорит о том, что поведение Криса нерационально, но человечно и в этом наиболее правильно. Хари – не совсем реальная фигура, несмотря на обретение ей некой автономности. Она - часть мышления Криса и как его идея начинает жить все более самостоятельной жизнью.
После эпизода невесомости Хари впервые пытается сама уничтожить себя, но оживает в объятиях Криса. Чем более остро чувствует герой, чем более обнажены его чувства, тем более незащищенным снимают его тело и тело Хари. В эпизоде новой смерти Хари они наполовину обнажены. Сравните это с первоначальным эпизодом попытки избавиться от Хари, где оба героя в скафандрах.
Мать
Загадочную роль в судьбе героя играет мать, молодая женщина возраста самой Хари, очевидно, умершая в молодости героя. Зритель не до конца понимает ее роль в судьбе героя. Здесь есть большое пространство для интерпретации.
По моей версии это рано умершая мать, женщина, чье место не должно быть занято никем в сердце Криса. Это отчасти общий мотив Тарковского - смутная вина перед матерью, оставление за ней навсегда главного места в жизни. Возможно, это и явилось причиной холодности героя к Хари, которая привела ее к самоубийству. Поэтому она вспоминает и знает о том, что мать Криса не любила Хари и хотела ее прогнать. Это единственный эпизод воспоминания Хари, ничего другого она не помнит, у нее вообще нет внутреннего наполнения и сознания себя. И то, что единственное, что есть в ее внутреннем мире – воспоминание о собственной ненужности и отвержении матери Криса, косвенно свидетельствует о том, что это мысль самого Криса.
Мать, являющаяся герою во сне (интересно, что она приходит не в виде очередного «гостя», что было бы логично, а просто как сон, хотя и реалистичный). Во сне мать символически смывает с рук героя нечто похожее на кровь и тем самым освобождает его от вины. В эпизоде с матерью опять большая часть интерьера затянута пленкой, что опять нам показывает «запакованность» части мышления и памяти героя, мать – еще более смутное и дальнее прошлое. В этом же эпизоде мы видим проросший в коробке из под шприца росток. Герой просыпается и узнает о самоуничтожении Хари, на этот раз успешном.
Уничтожение Хари происходит вслед за полным признанием героя своих вытесненных чувств к ней и другим людям (любви, стыда, вины, жалости, сознания своего малодушия). Постепенно с развитием сюжета герой признает эти чувства все больше и делает это именно на уровне тела, эмоций, в противовес привычной интеллектуализации. Он делает это, жертвуя своим душевным холодным благополучием. Все больше теряя душевное равновесие, впадая в лихорадку он произносит сбивчивый монолог, который описывает столкновение двух миров – старого холодного, рационального мышления и нового знания, более духовного. «Страдание придает жизни мрачный вид», «все что не составляет необходимости для нашей жизни, то вредит ей» - обломки прошлого внутреннего мира героя. Это то, что должно быть разрушено новым опытом, которому открылся герой. В монологе происходит признание важности непрактичного во внутреннем мире человека. Жалость, вина, стыд, любовь не составляют рациональной необходимости, практически «не нужны», но делают людей человечными. И это главное открытие героя.
Одновременно с этим переломом мы видим символ развития героя – в коробке из-под шприца прорастает росток, герой оживает.
С развитием сюжета комната героя приходит в хаос, исчезает первоначальная стерильность. Его комната все больше похожа на тот хаос, который герой видит по прибытии на корабль у других героев.
После сна герой в некой реальности возвращается на землю в свой дом, зритель понимает, что это происходи в фантазии героя (нам показывают, что дом стоит на острове, созданном таинственным Океаном). Крис приходит к отцу и встает перед ним на колени, также символически признавая превосходство традиции, морали, которая и провела его сквозь испытание совестью.
Озеро из начала фильма замерзло, герой переживает горе и потерю. Он на символическом уровне еще раз хоронит жену, но теперь осознает все чувства на это счет.
Камера покидает героя не в момент его торжества, а в момент переживания горя и опустошенности. Но для меня конец фильма оптимистичен, герой через полосу страданий возвращается к жизни.
Как это бывает в жизни. Иногда нам кажется, что, избегая страданий, переживаний тяжелых чувств, мы живем счастливее, спокойнее. Но исключая часть внутреннего мира, мы не перестаем чувствовать тяжелые эмоции, а просто стираем их из сознания. При этом они продолжают жить в теле и области бессознательного мозга. Получается, что чувства все равно есть, просто поломан мост между миром чувств и сознания.
Признавая тяжелые чувства во всей их полноте, мы отпускаем их, они как бы вырабатывают свою энергию и уходят.