Многие отцы боятся проявлять к своим детям (мальчикам особенно, но бывает, что и к девочкам) нежность, избегают физических контактов, объятий, поцелуев и даже теплых слов о любви и привязанности.
«Здравствуйте, Елизавета! Подскажите, доходит с мужем до конфликтов. Сыну 2г, муж не разрешает "сюсюкаться". Сын иногда просится на ручки, обнимает лицо, тремся носиками, говорит, что любит маму, я естественно тоже в такой момент проявляю ласку. Муж всегда осуждает, говорит, что он будет неженкой, хватит сюсюкать.
Это же нормально для маленького ребёнка? Как объяснить мужу? Сам ребёнка любит, но ни разу не видела, чтоб он его поцеловал.»
Это происходит по двум причинам:
- такие отцы вообще не склонны к проявлениям нежности и ведут себя прохладно и отстраненно со всеми. Они считают, что поле эмоций и «излияний» не для мужчин.
- другие мужчины все - таки могут иногда проявлять нежность, но считают, что она вредит именно в воспитательном процессе. Есть мнение, что проявления любви сделают из ребенка, особенно мальчика «маменькиного сынка» и неженку.
Суровое воспитание действительно иногда приводит к формированию жесткой личности «настоящего мужчины». Именно такой идеал видится отцам. У «настоящих мужчин» есть свои трудности и немалые. Это проблемы в понимании себя, проблемы в отношениях с семьей, ранние инфаркты и прочие прелести жесткой личности.
Но никто не может гарантировать, что при жестком и холодном воспитании вы вырастите именно «сильную личность». Часто мальчики, к которым отцы не проявляют нежности наоборот вырастают более чувствительными и ранимыми. Дело в том, что для того, чтобы воспитать мужественность нужен душевный контакт с мужественным мужчиной. И тогда мальчик гармонично перенимает эстафету мужественности. Эмоциональный контакт с маленьким ребенком происходит через невербальный канал. Именно мимикой, ласковыми интонациями и прикосновениями мы даем понять, что мы рядом, мы поддерживаем. Если же такого контакта нет, ребенок чувствует неустойчивость. В ответ на чувство незащищенности и неустойчивости он может нарастить панцирь (пойти путем «настоящего мужчины» о чем шла речь выше). Но, постоянно страдая от незащищенности, ребенок может стать повышенно плаксивым, ранимым, постоянно нуждающимся в защите. А раз защиты и тепла ребенок не получает дома, то он склонен добирать ее на стороне. Такие дети часто тянутся к контакту с людьми вне семьи: воспитателями, друзьями семьи, тренерами, учителями. Стремятся обнять, прижаться. Такая ласковость даже может выглядеть чрезмерной, но она результат холодности дома.
Основа чувства уверенности и силы мужчины (здоровой силы, не невротической панцирной защиты) – в уверенности, что он в безопасности, он защищен любящим и принимающим отцом. Тогда мальчик как бы питается силой более сильного, силой лидера, перенимает эту силу. Но если лидер прерывает эмоциональную связь (как бывает при отказе от любящих прикосновений, как в семье автора письма), то канал передачи ломается. Пытаясь воспитать силу через отвержение можно получить ровно обратный результат. Часто у жестких и холодных отцов растут нежные и ранимые мальчики. Прекрасный литературно-биографический пример такой истории «Письмо к отцу» Франца Кафки.
Если же ребенка лишить еще и нежности матери, то результат может быть совсем плачевным. Для маленького ребенка канал физического контакта – основной и практически единственный канал любви. Не показывая ребенку с помощью теплых и принимающих прикосновений (а другого языка он просто не понимает), что вы его любите, вы породите у него чувство незащищенности, которое он будет как - то компенсировать.
Может через силу, жесткость. Неуверенность, пустота и страх будут спрятаны за панцирем.
А может через слабость, ребенок будет постоянно искать защиты сильных, неуверенность будет предъявлена более прямо в виде слабости и плаксивости.
Физический контакт с ребенком может не быть слишком сладким, он может быть более лаконичным и сдержанным, но он должен быть. Та, не обязательно зацеловывать и тискать ребенка, чтобы показать ему свою любовь. Пусть контакт будет более сдержанным – положить руку на плечо, приобнять, погладить. С возрастом количество телесного контакта с ребенком должно уменьшаться. Так нахождение младенца в физическом контакте с матерью большую часть времени нормально, но такую же интенсивность контакта не нужно обеспечивать дошкольнику. Телесный контакт заменяется вербальным, эмоциональным. Однако полностью не вытесняется. Ребенок любого возраста нуждается в том, чтобы его взяли за руку, поцеловали, обняли.
С возрастом меняется и форма контакта. Малыша уместно посадить на колени, а дошкольник уже может этому противиться, надо это учитывать. С детьми школьного возраста контакты уже совсем другие, телесный контакт уже не является ведущим, как с младенцами. Чем шире возможности ребенка поддерживать разные формы общения, тем больше форм контактов вы ему предлагаете. Младенец понимает только язык прикосновений и интонации голоса. А ребенок 12 лет уже может помимо этого говорить с вами, писать вам письма, разыгрывать шарады, общаться на языке условных сигналов.
Игра, так называемая «возня» с ребенком, шутливая борьба – одна из важных форм телесного контакта. Это особенно важно для мальчиков, чтобы научиться контролировать свою силу мальчику нужно понять, как это делает отец. В процессе игровой борьбы мальчик получает именно такой опыт: чувствует, как отец контролирует свою силу и учится тому же.
Отцам, которым трудно проявить прямую нежность в виде физического контакта с детьми нужно осваивать активные игры с физическим компонентом, это будет частичной компенсацией.
На эту тему интересная книжка К. Рос «Как на самом дела любить ребенка».
© Елизавета Филоненко