Проблемы с детьми возникают у всех родителей. От того, насколько семья психологически здорова и адаптирована к условиям жизни, насколько она гибка и дееспособна, зависит то, как быстро эти проблемы решаются. В ряде случаев они решаются очень быстро, а иногда не решаются вовсе, переходя на новые уровни сложности, затрагивая все больше сфер жизни.
Так, например, ребенок становится чрезмерно боязлив. Психологически здоровое окружение реагирует на это, как на задачу, находит причины и способы поддержать ребенка и проблема отступает. Это хороший сценарий.
Психологически неблагополучное окружение в той же ситуации реагирует неконструктивно: надеется, что пройдет само или резко критикует ребенка за трусливость. А иногда сливается с ним в этом страхе. При таком неблагоприятном развитии ситуации страх у ребенка может углубиться, разрастись и затронуть разные сферы жизни, повлиять на здоровье.
Глубокие проблемы с детьми всегда сопровождаются одним или несколькими ТОКСИЧНЫМИ педагогическими методами, которые родители, конечно, используют из самых лучших побуждений.
Если у вас серьезные проблемы с ребенком:
- у ребенка невротические проявления (сильные страхи, хронические трудности в отношениях с людьми, агрессивность, чрезмерная замкнутость, воровство, регулярная ложь и т.п.)
- ребенок категорически не слушается взрослых
- у ребенка психосоматические болезни (то есть болезненные физиологические явления, для которых не найдено органической причины: часто это кашель, головные боли, расстройство ЖКТ, энурез).
проанализируйте свой педагогический арсенал!
Прежде, чем искать глубокие и скрытые психологические причины трудностей с ребенком, посмотрите на поверхности! Не стоит думать о нарушении в перинатальном периоде развитии, об особенном типе ребенка или его принадлежности к «детям индиго»! Обычно все гораздо проще – трудности происходят из способа обращения с ребенком.
Очень часто родители, сами того не замечая, порождают чувства страдания и подавленности у детей. Эти чувства всегда ведут к поведенческим проблемам, особенно у маленьких.
Если ребенку плохо – с ним будет трудно, а если ему очень плохо, с ним будет очень трудно!
Мы несем тяжелое «педагогическое наследие», то есть те традиции воспитания, которые мы, не задумываясь, используем. Ниже я перечислю методы, при применении которых, наверняка, возникнут проблемы с детьми. Может не сразу, после применения «метода», может с неожиданной стороны, но проблемы точно будут!
1. Физической насилие в любой форме. Да, даже «просто шлепки по попе», и даже «за дело», и даже «редко». Дети, тоже люди, и они страдают, когда их бьют, так же, впрочем, как и другие живые существа. Так же, как взрослые, тут разницы нет.
Если вы растите все же человеческое существо, то надо обращаться с ним по-человечески. Тема «пользы» от таких педагогических маневров – отдельная большая тема. Коротко скажу: польза сомнительна, вред огромен, расплата неминуема.
2. Пищевое насилие. Вот это:
- «Пока не доешь, не выйдешь из-за стола»,
-«Вылью за шиворот то, что оставишь на тарелке»,
и даже нежное
-«Мама так старалась, а ты не ешь».
Подробнее о пищевом насилии можно прочитать ЗДЕСЬ.
3. Психологическое насилие. Издевательства, оскорбления, публичные высмеивания, запирание в темноте, угрозы, намеренное вызывание острого чувства стыда, регулярный пугающий ребенка крик, отвержение и проч.
4. Сведение общения с ребенком к тому, «что поел, как поспал и что получил».
Важно общаться с ребенком о чем-то, кроме деловых вопросов, поддерживать с ним содержательный эмоциональный контакт.
Токсичные методы, накапливаясь, дают осложнения во множестве областей, они деформируют характер, влияют на волю ребенка, портят с ним отношения.
Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов
А. Энштейн
Собираясь повлиять на поведение ребенка начните с себя, проведите инвентаризацию педагогических приемов. Конечно, мы все знаем, что на детей не нужно кричать, а надо обращаться с ними хорошо, это не новость. Но знать и не делать, тоже самое, что не знать.
© Елизавета Филоненко