Иногда психологические потребности родителей побуждают их действовать вразрез с интересами ребенка. Неудовлетворенная потребность родителей в принятии, получении тепла может приводить к излишне тесной связи с ребенком, привязыванию ребенка к себе. Острая потребность в признании общества, получении восхищения, достижениях может приводить к обостренному вниманию к успехам ребенка и агрессивному давлению на него, для того, чтобы их добиться.
Потребность в контроле и власти может привести к излишней строгости в отношении ребенка, попыткам тотального контроля не только поступков, но и мыслей ребенка.
Страх родителей перед принятием ответственности, потребность самому быть под опекой может проводить к созданию ситуации вседозволенности для ребенка и невозможности управлять ситуацией.
Все эти и множество других ситуаций являются случаями по сути дела проблемными и требуют от родителей анализа сложившегося положения и работы над собой. В условиях хронической базовой проблемы в отношениях с ребенком никакие рекомендации не смогут помочь, потому, что человек, призванный воплотить в жизнь рекомендации (то есть родитель) решает совершенно другие задачи, хотя часто неосознанно.
Взаимодействие с ребенком можно сравнить со строительством дома, где существуют фундамент, стены и крыша, а также элементы декора, скажем, наличники. «Фундаментом» мы назовем психологическое состояние родителей и их отношения друг с другом. Это то, на чем будет строиться и привязанность, и воспитание, и дисциплина. Если фундамент «поплыл», то всю конструкцию будет заваливать.
«Стены и крыша» - обеспечение безопасности ребенка, наличие в его жизни понятных правил и адекватных требований. Если родитель не способен установить понятный ребенку стабильный уклад жизни, не может выставить ему определенных требований, то воспитательный процесс хаотичен, случаен, его результат непредсказуем.
А «наличники» – это частные способы влияния на ребенка, повышения или смены его мотивации, способы обойти острые углы. Как сказать ребенку то-то, да как реагировать на то - то.
Описанию так называемых «наличников» в популярной литературе, уделено много внимания, а необходимость «фундамента» и «стен» просто констатируется. Родители тоже часто склонны искать ловкие приемы, фишки, лайфхаки, которые как по волшебству изменят ситуацию. Они разочаровываются, когда приемы, рекомендованные психологами, вообще не работают или имеют лишь временный эффект.
Дело же, как правило, в состоянии тех самых «фундамента» и «стен», которое является определяющим для успеха дела. Если их состояние плачевно, конструкция всегда будет заваливаться. И даже самые прекрасные «наличники» этот дом не спасут.
Часто спрашивают родители, что им делать в острой ситуации – ребенок сильно нахамил, украл или нечто подобное. На самом деле, что делать НЕПОСРЕДСТВЕННО в этой ситуации не столь важно. Как правило, это максимально связано с ситуацией и возможностями родителей, вернее с их ограничениями. Так, особенно ловко поступить в ответ, например, на публичное хамство ребенка в ваш адрес практически невозможно. Вы просто ничего не можете сделать, разве что провалиться сквозь землю. Тут важнее искать не правильную ситуативную реакцию, а думать широко. Очевидно раз это случилось, то вы предприняли целый ряд неправильных действий, вы ДОЛГО действовали неправильно и получили такой вот результат. И перекраивать нужно всю систему взаимодействия с ребенком, чтобы воздействовать на него. Не существует фокусов, способных в одночасье исправить ситуацию. На исправление сложных ситуаций уходит немало времени.
Если же базовые конструкции («стены» и «фундамент») в порядке, вы в сравнительном равновесии и у вас организован уклад жизни, то даже при незнании приемов обращения с ребенком ситуация как правило здоровая. Поэтому в благополучных семьях иногда не понимают, зачем это какие – то психологи людям нужны.
Прежде, чем изучать методы воздействия на детей (которые в своей массе являются все же «наличниками»), проинспектируйте состояние ваших «фундамента» и «стен».
Границы ответственности родителей
Часто родители перегружены чувством вины за то, что неправильно обращаются с ребенком: недостаточно терпеливы с ним, слишком привязаны или агрессивны. Им кажется, что они единственные, кто в ответе за все возможные проблемы ребенка в будущем. Психологическая литература также часто сыплет соль на эти раны, объявляя, что если с ребенком делать нечто и не делать, к примеру, того - то, ребенок вырастет невротиком и отвечать за это будут только его родители.
От такой перегруженности ответственностью столько же вреда, сколько и от безответственного отношения к воспитанию. Родители, перепуганные тем гигантским влиянием на дальнейшую судьбу детей, о котором нам теперь известно благодаря популяризации психологии, бывают почти парализованы и неспособны к самым простым действиям без оглядки на тот факт, что это как - то повлияет на будущее ребенка. Они всерьез опасаются, что их неловкие действия так пагубно отразятся на ребенке, что дорога ему будет чуть ли не в сумасшедший дом. А о благополучной карьере или семейной жизни их ребенку лучше забыть еще в детстве, чтобы не распалять себя тщетными надеждами. Некоторым особенно впечатлительным родителям видится даже полнейшая общественная деградация ребенка. И причиной всему этому – родительское влияние…
Родительское влияние велико, но это не единственный фактор, действующий на ребенка.
Так может ли родитель кардинально повлиять на ребенка, разрушив его жизнь своим влиянием? Или для серьезной деформации личности требуется нечто большее?
Сравним деформацию характера человека с такой принеприятнейшей вещью, как плесень. Все знают, что плесень образуется в определенной окружающей среде, во влажном помещении. Эту окружающую среду и можно сравнить с влиянием родителей. Но одной влажности для плесени недостаточно, нужно еще и тепло, да и концентрация влажности должна быть определенной. К тому же нарастить плесень можно не на все предметы, на каких - то она образуется радостно и быстро, на других не образуется вовсе. И все это в одной и той же среде. Так и с влиянием на ребенка. Каким бы не было влияние родителей, не на всех детей оно будет действовать одинаково, многое зависит от природных характеристик самого ребенка, а многое объясняется и другими факторами: более широким окружением, условиями жизни ребенка.
Влияние родителей значительно, но родители это все, же не весь мир ребенка, они и не должны стремиться стать для него всем миром. Известно, что в семье отпетых алкоголиков может вырасти приятный и успешный человек, а благополучные семьи нередко порождают неблагополучное потомство.
Есть влияние родителей, а есть «все остальные факторы» и невозможно сказать, что именно явилось в каждом случае определяющим фактором деформации характера. Есть множество вариантов того, как сложатся эти факторы, как будут между собой взаимодействовать. Вариантов этих так же много, как вариантов шахматных партий, где многое зависит от опыта, ума и эмоционального склада участников. Именно поэтому психологический анализ – всегда индивидуальная работа и общие рекомендации редко действуют.
Ребенок только частично зависит от родителей, он не часть тела родителей, он часть жизни и принадлежит ей.
Здоровое отношение к воздействию на ребенка можно описать следующим образом: родителям стоит стараться сделать лучшее, на что они способны, исходя из своего понимания ситуации, и предоставить ситуации развиваться дальше по своим законам.