Одна из самый страшных для родителей ситуация - ребенок становится жертвой школьной травли. Могут ли родители предотвратить такое положение вещей? Как помочь ребенку, который стал жертвой школьной травли?
Дети из групы риска
Обычно жертвами булинга (школьной травли) становятся дети, которые не слишком умелы в общении, плохо ладят с детьми.
Часто причиной для насмешек становятся особенности внешности (полнота, близорукость и проч.), особенности поведения (высокая импульсивность, замкнутость, заикание и т.п.). Объектами школьной травли во многих случаях становятся послушные, робкие, пассивные дети, дети, которыми вполне довольны взрослые, но которые своим характером провоцируют жестокость сверстников.
В результате того, что ребенка постоянно обижают в среде сверстников, может формироваться депрессивное состояние и страхи. Снижается самооценка, постепенно закрепляется образ себя как неудачника.
Ребенок может попасть в ситуацию, когда он боится проявлять какую – то активность, боится действовать, зачастую даже боится рассказать взрослым о том, что с ним происходит. У ребенка появляются трудности со средоточением, мысли о том, что с ним что-то не так. Это очень мучительная для ребенка ситуация и крайне важно помочь ему справится с ней, потому, что вероятнее всего его личные ресурсы недостаточны, чтобы преодолеть ее в одиночку.
Как понять, что ваш ребенок стал жертвой травли
Если контакт с ребенком хороший, тогда ситуация проста, ребенок прямо расскажет, что его обижают сверстники. Но, как быть, если ребенок, по каким – то причинам скрывает свои проблемы, но, тем не менее, в помощи взрослых нуждается?
Существуют косвенные признаки, которые должны насторожить родителей и побудить их искать причину, помогать ребенку преодолевать стресс.
Есть основания для опасений, если ваш ребенок:
– хронически находится в подавленном состоянии
– регулярно не хочет идти в школу, ссылаясь на состояние здоровья (болит живот, голова и проч.)
– его вещи часто разорваны, потеряны или испачканы
– он не упоминает об одноклассниках
– не знает к кому обратиться, чтобы узнать домашнее задание
- неизвестно куда пропадают карманные деньги или ценные предметы
Все это поводы насторожиться и обратить внимание на его взаимоотношения в школе. Возможно, ваш ребенок подвергается жестокому обращению со стороны одноклассников.
Безусловно, каждый отдельный признак, не может служить индикатором того, что ситуация неблагополучна, но несколько признаков – повод задуматься о состоянии ребенка.
Если у вас возникли подозрения, лучше не спрашивать прямо об отношениях с ребятами, лучше спросить о том, как ваш ребенок проводит время на переменах, кто из ребят ему нравится, а кто нет. В результате таких вопросов можно получить довольно ясную картину того, что происходит в школе.
Важно задавать эти вопросы дружелюбно, демонстрировать ребенку свое участие, желание помочь и готовность слушать его мнение и оценки. Категорически следует избегать давления на ребенка, с целью выяснить правду, это дополнительно травмирует его и усугубит и без того неприятную ситуацию. Можно поговорить с учителями, они обычно в курсе того, кто в коллективе находится в изоляции, обычно именно такие дети становятся жертвами травли сверстников.
Как помочь ребенку
Одной из причин, по которым дети скрывают от родителей свое плачевное положение в коллективе, являются опасения, что родители своими активными и неуместными действиями еще больше это положение ухудшат. Например, родителям может казаться, что самый лучший способ – это сделать выговор детям, которые ведут себя жестоко или поговорить с их родителями. Однако, именно этого может опасаться ребенок, его положение в коллективе в результате может стать еще более мучительным.
Во – первых, он становится теперь еще и доносчиком, маменькиным сынком, что явно его статус в группе не улучшает.
Во-вторых, издевательства в таком случае могут стать более изощренными, скрытыми, усилится психологическое давление, дети могут угрожать расправой за жалобы.
Ребенок все это интуитивно чувствует и предпочитает молчать.
Задача взрослых дать понять ребенку, что искать помощи хорошо и правильно и что эта самая помощь будет оказана ему не в виде «медвежьей услуги», а в соответствии с его представлениями о ситуации, с его видением путей решения. Конечно, у взрослого больше опыта, он больше понимает, но не стоит действовать, не посоветовавшись с ребенком, в конце концов, ребенок лучше всех понимает все нюансы ситуации, он в ней живет, хотя и не всегда может хорошо обо всем рассказать.
Если ситуация еще не слишком тяжелая, можно попытаться справится просто поддерживая ребенка разными средствами, о которых речь пойдет ниже. Однако, в ситуации, когда ребенок длительно подвергается серьезному физическому и эмоциональному насилию, первое, что нужно сделать – это удалить его из травмирующей обстановки.
Это может быть перевод в другую школу или, если это невозможно, временный перевод ребенка на домашнее обучение. Смена коллектива и школы нужна для того, чтобы была возможность строить новые отношения с детьми без клейма «изгоя», образа, который очень трудно разрушить. Кроме того, обстановка, в которой происходила травмирующая история, уже сама по себе является причиной для страданий ребенка, запускает у него все те же реакции, заставляет действовать стереотипно, мешает видеть новые пути выхода из конфликтов, приводит к бесконечному воспроизведению неудачных моделей поведения.
Однако, нужно учесть, что и в новом месте ребенка могут ожидать похожие трудности.
С одной стороны, адаптация в новом коллективе связана со стрессом, особенно если учесть психологическое состояние ребенка, подвергавшегося давлению сверстников. В то же самое время, велика вероятность, что в новом коллективе сложится похожая ситуация из-за тех стереотипов общения, которые свойственны ребенку и которые мешают устанавливать хорошие отношения со сверстниками. Эти стереотипы могут создать вокруг ребенка ту же атмосферу отчуждения, в которой он был в предыдущем коллективе.
Поэтому, при переводе в другую школу, важно оказывать ребенку поддержку в анализе его способов общения и выработке подходящих стратегий для установления связей в коллективе, стратегий решения конфликта. За помощью в решении этой задачи можно обратиться к психологу, помощь психолога, кроме прочего, поможет ребенку преодолеть последствия психологической травмы. Если же родители решают, что будут справляться с проблемой самостоятельно, то имеет смысл обратиться к специальной литературе по этой тематике или периодически консультироваться со специалистом в области детской психологии.
Если ребенок все же остается в коллективе, где его обижают сверстники, вы можете сделать следующее:
1. Выяснять отношения с обидчиками и их родителями, нужно только заручившись согласием на это самого ребенка.
При таком подходе самое главное то, что вы своими действиями не навредите ребенку. Понятно желание родителей встать на защиту своего ребенка и немедленно разобраться с обидчиками. Однако, если много делать за ребенка, вместо него, без учета его желаний, это будет способствовать росту чувства беспомощности, пассивности и низкой самооценке ребенка. Нетрудно догадаться, что такие качества в свою очередь делают ребенка непопулярной фигурой в коллективе, а это именно то, чего хотелось бы избежать.
Своей готовностью учесть мнение ребенка и своим уважительным отношением вы дадите ему ощущение собственной значимости и силы, а это само по себе может способствовать улучшению ситуации.
2. Не провоцируйте насмешки сверстников своими действиями.
Родители могут одевать ребенка, не учитывая то, как принято одеваться в детском или подростковом коллективе, без достаточного внимания к полу и возрасту ребенка. В других случаях, родители могут настаивать на таком поведении, которое провоцирует насмешки сверстников, или осознанно вкладывать в голову ребенка идею, что он «особенный», «не похожий на других».
В некоторых случаях родители порождают конфронтацию со сверстниками, взращивая у ребенка убеждение, что он «лучший», «самый умный», а остальные ниже его и поэтому недостойны того, чтобы на них обращали внимание. Подробнее о том, как это может происходить вы можете узнать из вебинара "Осторожно, слова!", который находится ЗДЕСЬ. Такая система воспитания создает почву для проблем в коллективе и роль родителей при этом очень сильна. Родителям имеет смысл задать себе вопрос – не делаю ли я чего – то такого, что отделяет моего ребенка от ровесников, делает его изгоем?
3. Не стоит критиковать ребенка за его внешний вид, способности, характер, и, особенно за то, что он не умеет постоять за себя в коллективе.
Такое отношение лишь утвердит его в мысли, что с ним что-то не так, и он заслуживает к себе унижающего отношения. Напротив, любыми способами давайте ему понять, что он ценный, значимый и важный. Это повышает самооценку и делает ребенка более устойчивым к давлению сверстников. Ребенок, к которому родители относятся уважительно, знает, что он уважения достоин и сможет постоять за себя в нужный момент.
4. Многие родители учат «дать сдачи» обидчикам, ответить ударом на удар и таким способом постоять за себя.
Безусловно, способность в нужный момент «дать сдачи» – не лишний навык в детском коллективе. Но, нужно понимать, что у такого метода есть ряд ограничений:
Во-первых, трудно точно дать понять ребенку, какая реакция является адекватной, а какая уже неуместна. Известны случаи, когда дети, регулярно подвергавшиеся насмешкам сверстников, в результате давали столь сильный ответ, что наносили своим обидчикам серьезные травмы. В результате у такого ребенка возникают серьезные неприятности, но уже другого рода.
Во-вторых, травля редко похожа на честный поединок двух противников, обычно группа детей нападает или дразнит кого – то одного. В такой ситуации дать сдачи трудно физически, кроме того, группа всегда обладает подавляющим воздействием и психологически трудно выбраться из этого воздействия, чтобы дать отпор.
Нужно также учесть и то, что обидчики часто физически гораздо более развиты, чем жертвы.
5. Наверное, самое важный навык, который ребенку нужно наращивать – это способность выстраивать такие отношения в коллективе, при которых образуется достаточное количество дружеских связей, окружающих ребенка как кольцо и создающих таким образом безопасность.
Типичной характеристикой непопулярных в коллективах детей можно считать слабость социальных навыков. Такие дети плохо сходятся с людьми, негибки, плохо понимают настроения окружающих, имеют ограниченный набор реакций в конфликтных ситуациях. Чем более компетентным в общении будет ребенок, тем меньше у него шансов оказаться в роли жертвы школьной травли. Даже в ситуации агрессии такой ребенок сможет создать коалицию, противостоящую обидчикам.
6. Познакомьте ребенка с основными стратегиями успеха в коллективе.
Далеко не все дети способны конкурировать со своими сверстниками в физической силе, однако есть другие области, в которых можно преуспеть. Один из способов – компетентность в тех областях, которые ценятся в коллективе. Например, ребенок может разбираться в музыке, технике или моде лучше других и это поднимет его статус в коллективе приемлемым, бесконфликтным путем.
Обычно родители склонны обвинять обидчиков в сложившейся ситуации, и это вполне понятно: мало, что ранит так сильно, как жестокость, направленная на вашего ребенка. Однако, потенциальный выход из ситуации состоит в том, чтобы увидеть свою роль в том, что обстоятельства сложились именно так. Такой подход делает изменения ситуации возможными с помощью собственных усилий, в противовес ожиданиям, что изменится весь мир. Такую же установку полезно транслировать и ребенку: веру в собственную силу и способность изменить ситуацию и сделать ее более приемлемой и комфортной для себя.
© Елизавета Филоненко