Ежедневно человек принимает множество разных решений. При принятии этих решений внутри человека зачастую происходит самая настоящая схватка рационального мышления и эмоций. Рационально вы делаете один выбор, а эмоции дают вам совсем другие указания. Например, вы понимаете, что необходимо провести важный разговор, но беспокойство по этому вопросу блокирует вашу инициативу, и вы бесконечно откладываете его.
Позволить эмоциям взять над собой власть значило бы во многом затуманить ясность вашего мышления. Но и действовать исключительно по велению рациональной части вашего существа также было бы ошибкой, ведь в таком случае вы игнорируете важную часть знаний о мире, которая поступает к вам через эмоции (то, что принято называть интуицией).
Каждый раз, когда вы замечаете подобную борьбу при принятии важного решения, сделайте следующее упражнение.
Упражнение 1. РАЗДЕЛИТЕ ЭМОЦИИ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДОВОДЫ.
Разделите лист бумаги пополам и создайте два списка. В одном у вас будут рациональные доводы, а в другом, то, что подсказывают вам сделать эмоции. Зафиксируйте на бумаге и чувства, и рациональные доводы. Проанализируйте свои списки, спросите себя, где рациональная часть блокирует важные сигналы, поступающие от эмоциональной части, а в каких случаях голос эмоций звучит так громко, что затмевает собой разумную часть. Имея перед глазами такой список, вам будет проще принять взвешенное окончательное решение.
Вообще процесс принятия важных решений весьма существенно осложняется эмоциональным фоном. Бывает, что вы вынуждены принимать оперативные решения в тот момент, когда огорчены, устали, обеспокоены. Такие решения с большей долей вероятности окажутся не оптимальными, потому, что вы принимаете решения не в самое подходящее для этого время.
Практический совет: Имейте список вопросов, требующий решения. При возникновении новой спорной ситуации, просто занесите ее в ваш список «вопросов на решение». В течение каждого дня, или несколько раз в неделю, выделяйте время, когда вы заняты исключительно принятием решений. Необходимо выделять на это около 15 минут. В это время попросите не беспокоить вас, не отвечайте звонки и сконцентрируйтесь на принятии решений. Такая тактика позволяет максимально очистить процесс принятия решений от власти сиюминутных настроений.
В общении с ребенком важно быть уравновешенным. Общение с родителем, не способным противостоять собственным эмоциональным вспышкам может травмирующее сказаться на ребенке. В ответ на импульсивное или чрезмерно эмоциональное поведение ребенка, родителям неплохо было бы сохранять сравнительное спокойствие, чтобы контролировать ситуацию. Однако, так называемые «эмоциональные затопления» (ситуации, когда вы захвачены эмоциями и находитесь под их контролем) происходят слишком быстро, нескольких секунд достаточно, чтобы оказаться во власти чувств. Следующая тактика касается того, как противостоять подобным явлениям, которые совершенно неизбежны в общении с детьми.
Упражнение 2. ВОЗЬМИТЕ ПАУЗУ.
Эта техника используется, когда человек чувствует, что его начинают переполнять эмоции. Например, ваш ребенок устраивает истерику в магазине или размазал варенье по белому дивану… Или вам неожиданно сообщают, что ваш ребенок что-то украл у товарища или совершил другой неприятный поступок. Первая ваша, реакция, как правило, бывает эмоциональной. Вам хочется наказать ребенка, но в ваших импульсивных действиях просто выплеснется эмоция гнева, что может не принести никакой пользы участникам событий.
Скажите себе СТОП. В подобных ситуациях очень важна пауза. Она позволяет организовать свои мысли, избежать поспешных шагов и действовать конструктивно. После паузы ваши слова и действия будут более успешными, так как вы успеете подключить свой рациональный мозг, не позволяя звучать одним эмоциям.
Пауза может быть разной длины, от самой короткой (на глоток воды во время истерики ребенка), до продолжительной, когда вы откладываете объяснение на несколько часов или даже дней. Главное, сделать эту паузу, подавить в себе желание сразу же ринуться в атаку.
Очень хороший и всем известный (но от этого не менее действенный) вариант – досчитайте до десяти, в ритме своего дыхания. На выдохе вы мысленно произносите «раз» и так продолжаете считать до десяти. Как правило, нам неинтересно слышать о чем – то давно известном. А как насчет того, чтобы, наконец, начать это использовать?
Вы можете также открыто объявить ребенку, что вам требуется тайм аут, чтобы собраться с мыслями. Например, увидев разгром в комнате за полчаса до прихода гостей, вы можете попросить детей не трогать вас в течение пяти минут. За это время ваш рациональный мозг придет на помощь, и вы имеете больше шансов на конструктивную реакцию. Любая тактика хороша, главное вовремя вспомнить и сказать себе СТОП, если вас начинают затоплять эмоции. А сам момент затопления вы сможете отследить, если будете постоянно внимательны к своим эмоциям.
А как быть, если сильные эмоции продолжают бушевать, а действовать, тем не менее, нужно? Допустим, вы столкнулись с ситуацией болезни ребенка, когда в условиях зашкаливающей тревоги вам нужно принимать важные решения. Или у вас большие неприятности на работе и в личных отношениях, которые держат вас в постоянном напряжении? Для такого случая нам подойдет:
Упражнение 3. ДЕРЖИТЕ ФОКУС ВНИМАНИЯ НА ТЕКУЩЕЙ ЗАДАЧЕ.
В ситуации острых эмоций, ваше внимание постепенно все более поглощается именно ими, вы все более центрируетесь на себе. Существует стратегия, которая способна помочь. Переместите фокус внимания со своего состояния и катастрофических прогнозов («все кончено!», «у меня ничего не получится!», «я не в состоянии с этим справится!») на ту задачу, которую в данный момент выполняете. Удерживайте все свое внимание на том, что в данный момент делаете – читаете ли ребенку книгу, готовите обед или готовите речь для презентации. Просто перенесите центр тяжести своего внимания вовне, на ту задачу, которая стоит перед вами в данный момент. Например, если вы волнуетесь перед важными переговорами – сделайте своей целью концентрацию внимания на доводах и реакциях собеседника, на том, как вам реагировать на них наиболее точно. Переключите свое внимание с эмоции на стоящую перед вами задачу. Если вы расстроены или взволнованы, вам трудно быть действительно внимательным. Сделайте усилие и сфокусируйтесь на чем – то вовне: на эмоциях ребенка при разговоре с вами, понимании его мотивов, изменении его настроения.
Для того, чтобы научиться лучше управлять своими эмоциями, необходима постоянная практика. Выработка новых эмоциональных привычек – дело не одного дня. Важно заметить первые сдвиги и отмечать даже незначительные собственные успехи. Практика показывает, что даже небольшие шаги в направлении совершенствования своего эмоционального интеллекта существенно влияют на уровень вашей успешности.