Мы живем, окруженные огромным количеством информации. Мозг современного человека погружен в информационную среду, к которой он биологически не вполне приспособлен. Для того, чтобы не сойти с ума, а иметь возможности принимать решения в таком информационном шуме, наша психика использует ряд механизмов, которые позволяют выживать в условиях космического количества противоречивых сведений.
Главная задача этих механизмов - свести информацию к такому объему, которым мы способны управлять, то есть ограничить ее. Для этого мы должны серьезно упростить картину мира и окружающих нас событий. В обработке информации мозг опирается на специальные упрощающие схемы, которые и становятся основой нашего мышления. Применяем мы схемы бессознательно, однако они являются примерами автоматического мышления.
Применение таких механизмов с одной стороны необходимо, а с другой создает сложности, о которых нужно знать. В важных вопросах эти автоматизмы могут оказывать медвежью услугу и с автоматическим мышлением нужно бороться.
Один из важных механизмов упрощения информации – закон эвристической доступности.
Эвристика доступности
Закон эвристической доступности состоит в том, что ваше суждение обычно опирается на то, насколько легко вы можете что-либо припомнить, насколько легкодоступна информация в хранилище вашего мозга. Те события, которые первыми приходят вам на ум кажутся вам закономерными.
Так, например, вы читаете статью о гиперактивности детей. На другой день вы видите в транспорте шумного ребенка. Вероятнее всего у вас возникнет версия о том, что у него синдром дефицита внимания, так как эта информация легко достается со склада вашего мозга, она недавно туда была закинута. Если бы вчерашняя статья была посвящена, например, кризису семьи и воспитательной системы современных родителей, то вы с большой долей вероятности подумали бы о том, что вот перед вами пример именно этого социального недуга: ребенок слушается плохо, так как его не умеют воспитывать. А если статья была бы посвящена врожденным особенностям детей, то вы списали бы поведение ребенка на его природную предрасположенность и вспомнили бы народную мудрость «что заложено, то и заморожено»! И в любом из трех вариантов ваш мозг услужливо предоставил бы вам «знание», благодаря которому создалась бы иллюзия понимания ситуации.
Именно эффектом эвристической доступности объясняется то, что мы так часто замечаем именно то, чем интересуемся или что изучаем в данный момент. Дело в том, что мы склонны трактовать события через то, что нам хорошо знакомо и свежо в нашей памяти.
Другой пример эвристической доступности – если у вас есть подруга, которая с легкостью после развода вышла замуж, то вам будет казаться, что выйти повторно замуж сейчас не проблема. А если, наоборот, у вас имеется парочка разведенных и одиноких подруг, то вам вполне вероятно, будет казаться, что второй раз замуж женщину никто не возьмет. В обоих случаях психика экономит энергию, и вы не интересуетесь реальной статистикой повторных браков, она вам ни к чему, так как вы и так «все знаете».
Если на детской площадке подобралась компания мам, которые испытывают трудности со сном детей, то все они будут свято уверены, что «всех детей спать не загонишь» и их трудно переубедить в этом.
Люди мало отдают себе отчет насколько их мышление управляется и направляется внешними стимулами, мы обычно думаем, что крайне независимы в своих суждениях. Однако, многочисленные научные эксперименты показывают, что все в точности наоборот: наше мышление в огромной степени ангажировано тем, что мы слышим и тем, что думают окружающие нас люди.
Люди мало размышляют, они читают небрежно, судят поспешно и принимают мнение, как принимают монету, потому, что она в ходу.
Вольтер
Из чего сложилось суждение
Открытие закона эвристической доступности принадлежит ученым А. Тверски и Д. Канеману. Они обнаружили, что суждения людей в огромной степени опираются на то, какое событие первое приходит на ум по какой - то конкретной теме, оно видится нам закономерным, а не случайно пришедшим на ум.
Для того, чтобы событие вошло в список вероятных «опор для глобального суждения» оно должно отвечать одному из трех критериев:
- вы должны лично участвовать в нем
Так, в свете собственных трех разводов, вы можете быть уверены в том, что в семья и современных мир не совместимы. И будете склонны распространять свое суждение на большинство людей.
- событие должно быть ярким
Так, несмотря на очень низкую статистическую вероятность быть съеденным акулой, многие отказываются от поездки на «опасные» побережья в результате сообщений в СМИ о нападении акул на людей.
- событие должно произойти недавно и воспоминание о нем должно быть свежо в памяти.
Так, многие люди считают метро по-настоящему опасным сразу после новостей о взрывах в метро. По прошествии же времени идея об опасности общественного транспорта существенно блекнет, хотя нет никаких объективных обстоятельств считать одно время опаснее другого.
Проблема?
Есть ли в факте эвристической доступности какая - то проблема, создаст ли этот эффект сложности в нашей жизни? Отчасти да, так как мы уверены в том, что правы, не имея объективных предпосылок к суждению. Часто проблема в том, что то, что вы можете припомнить, не является типичным, не отражает общей картины, а свидетельствует об ограниченности нашего опыта. Так создается ИЛЛЮЗИЯ ПОНИМАНИЯ, которая на самом деле мешает нам мыслить и принимать правильные решения.
Есть области, где люди особенно склонны считать себя знающими. Это те области, где мы все вынуждены действовать, у нас большой личный опыт. В этих же областях производится и огромное количество популяризаторской информации, что подливает масло в огонь. Так, например, мало у кого хватает наглости считать себя сведущим в астрофизике, но большинство людей считают себя сведущими в психологии. Они сами носители психики, общаются с людьми и обычно что-то читали о психологии. Этого достаточно, чтобы во многом доверять своим суждениям в этой области. И это причина глобальных ошибок в этих вопросах.
Также начиная осваивать детскую психологию людям трудно отвлечься от личного опыта или хотя бы предположить, что он не дает реальных знаний о психологии детей. Да, вы когда то были ребенком и у вас, скорее всего, есть собственные дети. Однако, многие научные данные о детях могут всерьез противоречить вашим житейским представлениям о них. И настоящее познание начинается со скромного принятия этого факта.
К областям-жертвам эвристической доступности также относятся политика, диетология, отчасти медицина и косметология, и, конечно, педагогика. Редкий родитель не критикует современные учебники, учителей и воспитателей детских садов. Предполагается, что для того, чтобы судить, надо обладать какими - то серьезными сведениями в этой области. И большинство людей уверены, что они обладают ими, так же как и знаниями о медицине и, например, геополитике.
Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких, которые знаем бессвязно, отрывочно, даже ложно. И эти то ложные сведения нас останавливают и сбивают еще больше, чем те, которых мы не знаем вовсе.
А. Герцен
В следующий раз вынося суждение спросите себя:
- На что я опираюсь? Достаточно ли этого, чтобы судить?
- Действительно ли мои источники достаточны и объективны?
- На самом ли деле я знаю то, что я «знаю»?
Конечно, у вашего мозга будет достаточно аргументов, чтобы убедить вас, что все окей, информации достаточно и источники надежны. Причем вне зависимости от вопроса. Отнеситесь к этим аргументам скептически! Позвольте себе остановиться, задуматься и усомниться в том, что вы «знаете».
© Елизавета Филоненко