Как все успеть? Как освоить все, что хочется? Научиться петь, танцевать, рисовать, играть на барабанах, пробежать марафон, вышивать гладью, освоить домашний тайм менеджмент, пройти 20 (уже купленных) курсов и он-лайн тренингов, научиться медитировать и плести мандалы. Да и, конечно, фотографировать!
Причиной обращения к психотерапии нехватка времени на все, что хочется выступает редко. То есть она мало осознается, как проблема, кажется, что это просто масса желаний и стремлений, какие тут проблемы! Иногда такая проблема подается с формулировкой - научите все успевать и при этом не загоняться.
Однако попытка все успеть и распыление энергии на миллион дел действительно проблема, часто ее вес недооценивают. Попытка все успеть влияет на качество жизни и, в конечном итоге, на способность человека ощущать счастье и радость.
Проблема имеет социальные корни, она выросла из сегодняшнего огромного предложения всего на свете. Те знания и навыки, которые были раньше доступны немногим неожиданно стали общедоступны. Как из рога изобилия сыплются на нас предложения научиться всему абсолютно на свете. Осознанности, легкости, флирту, удержанию мужа, управлению ребёнком, рисованию акварелью, вязанию… Агния Барто на десятилетия предвосхитила сегодняшний день:
«Драм кружок, кружок по фото, мне ещё и петь охота»
Но раньше это был комический персонаж, как- то больше потешались над смешной девочкой, которой все "охота", а теперь многие ощутили себя на ее месте.
Почему мы не можем остановиться
Людям мешают остановиться очень конкретные переживания, давайте их рассмотрим.
Страх
Беспокойство, что мы что-то не успеем заставляет нас расплескивать энергию во все стороны.
А вдруг вот без этого будет плохо? А говорят, что вот это совершенно необходимо! Теперь все это делают! Мне надо в этом участвовать, чтобы не быть лузером!
Если я не пройду этот тренинг, я не справлюсь с детьми. У меня не будет с ними контакта!
Если я не прочту эту книгу, я не буду знать, как остаться для мужа привлекательной.
Ваша тревога не только используется маркетологами в интересах продажи курсов, книг, тренингов, мастер классов, но и намеренно порождается. Почти все речевые формулы, используемые в продажах, активизируют вашу тревогу. Например, вам говорят - «Не справляетесь с ребёнком? Устали от постоянных истерик? Приходите на вебинар и...».
Это технология продажи, которая активизирует вашу тревогу, чтобы вы купили определенный продукт. Она малозаметна, привычна и вездесуща.
Понаблюдайте и вы увидите, что это один из самых популярных рекламных приемов - активизировать вашу тревогу и тут же предложить простой выход в виде покупки.
Тревога, беспокойство и страх управляют нашим желанием потреблять, в том числе интеллектуальный контент.
Кстати, а вы уже читали новую книгу о том, как решить все проблемы одним махом?
Не уникальная разносторонность вашей натуры, а элементарный страх лежит в основе покупки нового виртуального курса или книги.
Жадность
Вторая важная причина распыления на миллион дел и желаний - жадность. Обратите внимание, что много вещей распространяется бесплатно. Почему не послушать интересный вебинар, туда же приглашают бесплатно! Или не получить руководство по какой - то важной теме в обмен всего лишь на ваш имейл?!
Все это способы вовлечения людей в воронку продаж. Сначала вам предлагают бесплатное, потом недорогое, потом что-то подороже. Многие после участия в бесплатном вебинаре становятся участниками платных проектов.
Но даже если вы ничего не покупали за деньги, вы уже поражены информационной лихорадкой. Именно бесплатность знаний запускает эту лихорадку. Вот тут и вот тут можно почитать очень интересное, полезное. Послушать, посмотреть, научиться. Бесплатно или почти.
Включается жадность и люди начинают потреблять. Все хочется, все надо! Бери, пока дают. Этот ход тоже, кстати, используют маркетологи. Вам объявляют - только три дня такая цена, потом дороже. Активизируется жадность и вы в ловушке потребления.
Если даже в этой воронке не страдает ваш кошелёк, страдает ваш мозг, переутомлённый информацией. Насчёт еды, широко доступной и дешевой у многих уже сформировалось представление о пользе ограничения. Не надо совать в рот, все, что доступно и вкусно. Но такая же гигиена нужна в области потребления информации! Нам нужно ограничивать ее поступление в наш мозг, руководствуясь здравым смыслом, а не доступностью этой информации. Не во всякую дверь для вас открытую нужно устремляться.
Обесценивание
То, чем мы уже владеем, кажется нам менее интересным. Кажется, что всегда трава где-то зеленее, а сахар слаще. Уже купленная книга, даже и не прочитанная, не так интересна, как вот эта красивая на полочке.
Многим знакомая ситуация - накупили гору ненужного. Лежит курс, книга, сертификат и давно, руки не доходят, обычное дело.
Современный человек потребляет в момент покупки. Удовольствие от обладания очень коротко, быстро истощается. Наибольшее удовлетворение человек получает именно приобретая, дальнейшее использование вещи, книги, материала часто не столь ценно. Поэтому, не успев прожить, интегрировать, интеллектуально обработать порцию информации, мы тянемся за следующей.
Псевдоуспешность
Все хотят выглядеть успешными, а многочисленные умения, продукты мастер классов, сертификаты помогают почувствовать свой вес, а иногда его сфабриковать.
Нередко это иллюзорный вес. Например, можно получить сертификат стилиста за пару недель, есть варианты. Или выучиться на психолога, коуча за полгода, а то и быстрее. Не солидный диплом, конечно, получить, но какой-то. Никто разбираться не будет, что там за диплом у вас. Можно малой кровью, что называется, обрести массу «специальностей», это заманчиво. Стать копирайтером, мастером по продвижению в интернете, инструктором по йоге. И уж совсем просто вы можете сходить на мастер класс по живописи и показывать друзьям свой шедевр, который будет впечатляющим по сравнению с самыми смелыми вашими пердставлениями о том, на что вы способны.
Люди не могут остановиться отчасти потому, что они хотят прибавки к своему социальному весу. С помощью потребления информации достигается часто такой эффект, хотя часто иллюзорный.
Нетерпение
Делая одно дело, кажется, что ты что-то упускаешь. Вот же лежит почти что даром ещё одно интересное предложение, как не взять?
Кроме того в любом деле есть так называемые ямы. Некие трудности, препятствия, пределы возможностей на текущий момент, разочарования. И эти эпизоды очень неприятны, они порождают как раз нетерпение, желание переключиться на другую, более простую и заманчивую задачу. Например, вы пошли на курсы копирайтинга. И у вас есть задание написать текст. Но это для вас сложновато, вы не знаете с какой стороны браться. А интернет вам тут подкидывает какое-то видео по наведению порядка в доме. И вот вы уже сорок минут, как смотрите на эту тему сюжеты и уже присмотрели тренинг по этому вопросу. Мозг переключился на более простую задачу и вы готовый потребитель очередного продукта. Огромное предложение информации сейчас дает широкое поле для подобных переключений. Концентрировать внимание сложнее, чем следовать импульсам интереса.
Важнее говорить - стоп
Проблема решается не «всеуспеванием», а отказом. Осознанием того, что вы распыляете энергию, ничего не достигая, постоянно догоняя все свои «хотелки».
Остановиться, отказаться гораздо труднее, чем мчаться все осваивать. Это требует гораздо больше личностной зрелости, выдержки. Должен хорошо работать тормоз, а он у многих не очень работает в самых разных областях.
Распыление, рассеивание - это превращение чего-то в ничто. Превращение энергии, силы, времени в кучу бессмысленных, ненужных псевдо результатов.
«Мне все интересно» - до недавнего времени такие слова воспринимались абсолютно позитивно. Говорили о живом уме, открытости и любознательности. Но это было тогда, когда информация была в некотором дефиците. И чтобы ее достать нудно было приложить усилия, это исключало переедание и несколько снижало рассеивание энергии. Сейчас «все интересно» часто говорит об отсутствии глубоких устойчивых интересов, излишне управляемом сознании, неумении сказать себе «стоп».
Одновременное влечение к разным источникам информации держит нас на дофаминовой игле. Мы все время в предвкушении чего-то, все время в преддверии чего-то интересного. Вот тут и тут интересненькое предлагается, что-то хорошее это в мою жизнь должно привнести! И мы потребляем продует за продуктом на самом деле не сильно увеличивая свои познания, но разжигая жажду потреблять.
Что такое сказать «стоп»? Информационный детокс
Первый и безусловно разумный совет, который дают в этой области – определить приоритеты и сконцентрироваться на важном, отбросив второстепенное. Но мозг, перекормленный предложением, просто не может этого сделать. Все заманчиво, все интересно, а то, что действительно нужно часто бывает посложнее и может быть уже не так привлекательно. Например, нужно подтянуть иностранный язык, но это сложно. Это должно стать приоритетом, но это проблематично, там придется работать. А новые приемы рыбалки смотреть поинтереснее, можно многому научиться. И вот ваш мозг уже сам собой без вашего участия выбрал себе «приоритет».
Прежде чем определять свои приоритеты, думать, на чем вы можете сконцентрироваться, возьмите информационную паузу, помогите мозгу прийти в себя.
Что значит информационная пауза.
1. Остановите обучение. Для некоторых это очень сложно.
Если вы не в процессе действительно серьезного обучения, которое невозможно прервать запросто, пауза в различных учебных процессах не превратится в катастрофу.
2. Отписаться от «необходимых» рассылок. Рассылка побуждает вас к потреблению информации в большей степени, так как она носит персональный адресный характер.
3. Отказаться от скоростного поглощения литературы (художественной и обучающей).
4. Отказаться от идеи посетить все культурные события города и посмотреть все киноновинки.
5. Отказаться от мониторинга новостей.
6. Отказаться от просмотра и прослушивания полезных или развлекательных программ и лекций во время еды.
Пауза в потреблении информации необходима нашему мозгу для переработки уже накопленной информации. Для мышления, как такового. Для осмысления самого себя в мире, в том числе в мире информации.
Попробуйте информационный детокс хотя бы в течение 2-3 дней. Для многих даже 2-3 часа выдержать не так просто. Чем сложнее человеку выдерживать информационную диету, тем, соответственно, глубже он увяз в инфоболоте.
Часто люди говорят, но мне ведь так приятно и полезно все читать, изучать и слушать. И тянет еще это делать, почему не принести себе радость.
Для многих почему то "приятно" равно "полезно", хотя в большинстве случаев это как раз наоборот. По-настоящему полезные вещи приятно делать только с большой привычкой, а поначалу нет. Любое ограничение в том числе самые полезные ограничения как раз трудны, особенно в начале. Трудно, например, ограничить себя в еде и безделье. Алкоголику трудно не выпить, выпить приятно. Но приятность не означает пользы.
Труднее жить осознанно, чем прочитать 500 текстов про осознанность. Для первого нужно остановиться, а для второго можно жить по инерции, поглощая информацию. Остановиться сложнее.
© Елизавета Филоненко