Родителям сложно отойти от постоянного осознания того, что домашняя работа ребенка оценивается в школе. И таким образом косвенно оценивается их родительская компетентность. Поэтому вместо того, чтобы быть сконцентрированными на процессе познания и опыта, который ребенок может получать, делая домашние задания, родители концентрируются на результате, который поможет им сохранить свое лицо перед воображаемым контролером (школой).
В таком случае ошибка ребенка воспринимается не просто как ошибка, то есть нормальное, по сути, явление, а как прямая угроза личному благополучию родителя. И обычно родитель разряжает свою тревогу и раздражение на ребенке, так как именно ребенок «отвечает» за то, как будет чувствовать себя родитель.
В такой ситуации родители, что называется, не видят леса за деревьями. Они зациклены на получении хорошей оценки и часто не замечают, что цена этой оценки слишком высока. Ценой может быть постепенно и неуклонно растущее отвращение ребенка к учебе, его чувство некомпетентности, угасание собственной инициативы. И самая высокая плата – исчезновение эмоциональной близости с ребенком. Сначала это может представляться не столь важным на фоне учебных задач, но утратив контакт и теплые отношения с ребенком, родители понимают, что это, пожалуй, и было самое дорогое, что они имели.
Современная жизнь развивается по принципу «быстрого времени». Это означает, что темпы инноваций очень высоки, и в условиях жизни одного поколения преобразований в жизни общества чрезвычайно много. Новые технологии, средства связи и обработки информации - все это стремительно меняет жизнь и людям приходится неоднократно учиться, чтобы успеть за темпом жизненных изменений. И сегодняшние дети, вероятнее всего, будут жить в такое время, когда от них потребуется мобильность, способность учиться новому, перестраивать привычные подходы. Поэтому стоит очень внимательно относиться к тому, какое отношение формируется у детей к учебе. Школьные десять лет это далеко не весь опыт обучения, который большинству детей предстоит. Поэтому лучше уделять большое внимание тому, КАК ребенок учится, а не тому, ЧТО именно он выучил в какой - то конкретный промежуток времени. Навыки работы, способность ориентироваться в информационном потоке, доверять своему мышлению – это бесценные свойства, которые могут процветать или быть загубленными в школьные годы. Именно эти качества и стоит развивать родителям, помогая ребенку дома. На деле же родители как раз подменяют своей активностью эти качества, не учат детей организовывать свою деятельность, поселяют в них недоверие к самим себе и интеллектуальную пассивность. Часто эти качества губит чрезмерная привязанность к оценкам, работа на формальный результат.
Как учить ребенка учиться
В первом классе мало кто из детей готов к совершенно самостоятельному обучению. И вовсе не потому, что дети в принципе этого делать не могут, а скорее потому, что так организован контекст жизни детей. Как правило, уровень независимости ребенка первоклассника невысок, родители очень включены в его жизнь, требования школы часто изначально рассчитаны на взаимодействие родителей с ребенком. Поэтому на первых порах родители, возможно, будут больше задействованы в учебе, но у них есть шанс свести эту включенность к минимуму впоследствии.
Как и в других областях, для развития независимости школьника нужно использовать тактику постепенного отступления.
Часто совместное делание уроков превращается в форму близости родителя и ребенка. Урокам уделяется почти все свободное время, и родители застревают вместе с ребенком в такой форме взаимодействия, она вытесняет все остальные формы. Как правило, этот негативный сценарий развития ситуации. Ребенок приучается устанавливать близость с родителем именно через уроки, что снижает его учебные возможности, питает беспомощность. Кроме того, за редким исключением, совместное делание уроков – процесс эмоционально напряженный, нагруженный особой атмосферой ответственности за результат. Если такая форма общения преобладает, отношения с ребенком сужаются до совместного выполнения уроков, то и ребенку, и взрослому не хватает эмоционального тепла и свободы в общении. Какой бы важной не казалась учеба, ей лучше отводить место в жизни, не заполняя ею все пространство общения. Дети, как правило, больше чем взрослые страдают от того, что интерес к ним родителей ограничивается учебной деятельностью: родители спрашивают только про уроки, проводят время с ребенком за уроками, эмоционально включаются исключительно в школьные темы, рассказывают знакомым про успехи или поражения ребенка в учебе. Ребенок начинает ощущать себя пустым и не интересным родителям, а часто и самому себе, считает, что его любят или не любят за оценки.
Помогая ребенку, лучше всего установить определенный лимит времени, которое вы выделяете на уроки. Допустим, это час - полтора в день (или гораздо меньше в зависимости от уровня самостоятельности ребенка), когда вы полностью сосредоточены на уроках. При таком подходе вы достигнете нескольких целей:
- ребенок приучается работать более плотно, не растягивая выполнение домашней работы на весь день,
- ребенок учится уважать ваше время, понимая, что он не может рассчитывать на вас в любой момент,
- вы ограничиваете занятия уроками и оставляете время для других совместных дел.
Разумеется, у ребенка может уходить на уроки и больше времени, речь идет именно о том периоде, который вы проводите за школьными занятиями совместно.
Отступайте на один шаг
Есть разделяющая линия между тем, что уже умеет ребенок и тем, чего он не умеет. Постепенно отступая, родитель должен всегда держаться вблизи этой границы, понимать, где она находится. Снимать ответственность с себя родителю нужно ровно настолько, чтобы ребенок почувствовал неуверенность, но его деятельность не потеряла организованности. Если вы отступаете слишком медленно или вообще не двигаетесь, то ребенок всегда будет рассчитывать больше на вас, нежели на себя. Но, если вы внезапно самоустранитесь из деятельности, где вы всегда помогали ребенку, то его деятельность дезорганизуется. Именно эту ошибку совершают многие родители, когда мечутся между состояниями «все уроки делаю с ребенком» и «пусть сам разбирается, как хочет, это его дело». Нужно правильно выбрать меру отступления, когда ребенок вынужден двигаться, но не оказывается беспомощным.
Попытки резко снять контроль
Мама десятилетнего Миши была властной женщиной, держала под контролем не только сына, но и мужа. Уроки, дополнительные занятия мальчика и его досуг были полностью под ее наблюдением. Она знала все нюансы, характеры педагогов, вникала в каждую деталь. Отношения в семье были напряженные, а в учебе Миша уже устраивал откровенный саботаж, противореча матери во всем. Каждый урок в домашнем задании доставался с боем, мама не знала, как воздействовать на ребенка. Она еще была способна посадить мальчика за уроки, но не могла же она заставить его думать! Как известно, лошадь можно привести к воде, но никак нельзя заставить ее пить.
Когда женщина осознала, что Миша окончательно потерял собственную мотивацию что-либо делать в плане учебы, она задумалась над тем, что именно ее тотальный контроль и настойчивость погасили активность ребенка. Но, сможет ли Миша заниматься без нее, ведь он неорганизованный и безответственный? Мама решила провести эксперимент, на месяц отказаться от контроля выполнения домашнего задания. Не прошло и половины срока, как мама вынуждена была вернуться к прежнему режиму: Миша скатился на двойки, из школы позвонила учительница с просьбой принять меры. Мама уверилась, что борьба за успеваемость должна продолжиться, тем более, что и учительница горячо призывала ее к ответу за «срыв мальчика».
Вера имела со своей дочерью похожую проблему. Девочка получала хорошие оценки, но какой ценой они доставались! Ежедневно Вера просиживал с дочкой по 4-5 часов за уроками: слезы, ругань, иногда даже доходило до рукоприкладства. Вера была строгой мамой и требовала, чтобы все было выполнено на отлично, часто заставляла дочку переписывать задания по нескольку раз. Дочка уставала, сопротивлялась, часто устраивала молчаливые забастовки. В большинстве случаев маме удавалось переломить сопротивление девочки, она изыскивала все новые средства для этого. Однако, периодически уставая бороться, она говорила дочери, что больше заставлять ее не будет. Девочка в ответ устраивала бурную истерику, кричала, что сама не может ничего сделать. Вначале мама пыталась крики игнорировать, но долго не могла терпеть, она была уверена, что девочке действительно без нее не справиться. И ситуация возобновлялась, вначале дочка сотрудничала, задания как - то выполнялись, потом вновь начинала сопротивляться.
В обоих случаях на место жесткому контролю приходит полный отказ участвовать в учебных делах. Дети реагируют срывом, так как не готовы психологически и не имеют достаточных навыков, чтобы действовать самостоятельно.
Никогда не отступать
Олеся мама Мити, ученика четвертого класса всегда помогала с домашним заданием и сборами в школу. Женщина работала на дому, так что больших проблем не возникало. Мальчик учился средне, с мамой получалось лучше. Иногда подруги заговаривали с женщиной о том, что пора бы ей отходить от домашних заданий, не маленький у нее уже ребенок! Олеся и сама об этом подумывала, но видела, что ребенок просто не готов к самостоятельности. Не скажешь – не сядет за уроки, не поторопишь, так и будет сидеть над одним листом. И учебники забудет и спортивную форму… Как в таких условиях не контролировать мальчика? Равнодушно смотреть, как он в результате своей незрелости упускает важное для учебы время? Скатится на тройки, пропустит материал, привыкнет к плохим оценкам… Олеся даже думать об этом не хотела, поэтому оставляла все как есть, до той поры, когда мальчик «созреет» для самостоятельности.
В этом примере женщина, напротив, не совершает никаких движений, чтобы дать мальчику почувствовать необходимость делать что-то самому. Она также мыслит в системе «или-или» - или я все делаю с ребенком – или я бросаю его на произвол судьбы. Она делает выбор в пользу тактики – не отступать, пока ребенок не покажет новых навыков. Увы, при таком подходе, ждать придется долго!
Обе тактики, постоянно удерживать контроль и резко снять контроль, провальные, первая не предоставляет ребенку возможности расти, вторая резко лишает ребенка опоры.
Книга "Детки без клетки: пять ступеней к развитию самостоятельности детей"
Наилучшая тактика – отступать на один шаг, снимать контроль постепенно. Ребенок должен почувствовать неуверенность, отсутствие опоры, чтобы опереться на себя. Однако, было бы странным решением – резко снять весь контроль, к которому так долго ребенка приучали.
© Елизавета Филоненко