Много вопросов возникает у родителей маленьких детей в связи с их слабой способностью и почти полным отсутствием желания себя контролировать.
Отсюда ситуации когда ребенок:
- не слушает преподавателя
- дерется
- отнимает игрушки
- не понимает запретов
- кричит слишком громко
- часто по мелочам устраивает истерики
Все это относится к детям до 4 лет примерно.
К сожалению, часть родителей в ответ на такую ситуацию начинают закручивать гайки. Они понимают, что ребенок буйствует, надо что-то предпринимать и это «предпринимательство» сводится в основном к наказаниям. Они начинают шлепать ребенка, кричать или бить его ремнем. Или раздумывают над тем, не пора ли уже применить вышеуказанные «дедовские» методы. Как, кстати, частенько советуют им окружающие.
Наказанием можно только в малой степени повлиять на ребенка. Как правило, это влияние очень кратковременно и чревато долгосрочными последствиями. Так, вы можете ударив ребенка заставить его замолчать в общественном месте. И это будет «успех». Но вы перегреваете ситуацию таким приемом и тот же самый ребенок, на которого так замечательно подействовал шлепок, в результате накопленного негатива начинает вам отчаянно хамить или обижает младшую сестренку. Вы опять применяете силу, у ребенка копятся отрицательные эмоции, ваша связь с ним трещит по швам и проблема выходит на очередной новый виток.
Другая часть родителей, более гуманно настроенная, решает доходчиво объяснить ребенку, что обижать других и орать в общественных местах нельзя. Далее родители как правило попадают в ситуацию классического анекдота: «Папа, ты с кем сейчас говорил?». Большинство объяснений взрослых изобилуют отвлеченными понятиями, опираются на нравственные основы, которые ребенком еще не сформированы внутри самого себя. Также при объяснениях родители предлагают ребенку использовать те психологические возможности, которых у ребенка нет и не будет еще лет эдак 5-7. Так, бессмысленно предлагать двухлетнему ребенку представить, как себя почувствует кто-то при каких-то будущих умозрительных обстоятельствах. Он просто не в состоянии сделать это, нужные структуры его мозга пока не развиты для этих сложных действий.
Добиваются родители преимущественно того, что ребенок привыкает к объяснениям, даже может их повторить, но поведение его никак не меняется или меняется незначительным и неполезным для дела образом. Так, например, ребенок может научиться «жалеть» кошечку или братишку, после того, как ее ударил (потому, что ему рассказали, что так нужно сделать, когда кого – то обидел). Стоит ли говорить, что жалость эта никак не помогает ни кошечке, ни братику, так как в следующий раз весь сценарий «ударил-пожалел» разыгрывается с начала и до конца.
Ни наказания, ни закручивания гаек не помогут сформировать ребенку самоконтроль.
Что нужно на самом деле
1. Для развития контроля над своим поведением ребенку необходимо много двигаться и играть. Вот такой несерьезный способ.
Самоконтроль и способность управлять собой плохо развиваются на занятиях у логопеда, и гораздо лучше развиваются, например, в игре «Море волнуется раз». Не надо сажать ребенка за парту или за книжку, чтобы развить его способность к концентрации. Лучше научить его прыгать со скакалкой и играть в жмурки.
Подвижные игры вместе с другими детьми и взрослыми – способ наработки навыков контроля для ребенка. Центры мозга, ответственные за движение также отвечает за произвольную регуляцию поведения. Чем более ребенок силен и хорошо развит физически, подвижен, тем больше у него способности к саморегуляции.
2. Для того, чтобы контролировать самого себя нужно хорошо владеть речью. Речь – инструмент мышления, инструмент познания мира и самого себя. Без этого инструмента ребенок не может осознать себя, как объект, который видят другие люди, которым он сам до некоторой степени ПО СВОЕЙ ВОЛЕ может управлять. Не видя себя со стороны, и не умея описать себя, свое поведение, ребенок не может себя контролировать. Для него все что происходит, происходит как - то САМО, до тех пор пока он не овладел навыком взгляда на себя со стороны и "думания" про себя словами. Не оперируя речевыми конструкциями, ребенок не способен и понимать родительские лозунги о приличном поведении.
Для детей 2-3 лет слабое владение речью совершенно нормально, однако речевым развитием ребенка нужно обязательно заниматься: читать ему, разговаривать, петь песенки и прочее. И разговаривать с ним о нем самом, помогая увидеть и описать то поведение, которое он должен взять под контроль.
3. Правила.
Конечно, для детей важны правила, и внешние рамки становятся основой для внутренних тормозов человека.
Учитывая особенности ребенка до 4 лет, правила должны:
- быть физически обоснованными
Так, словесный запрет на то, чтобы бить кого-то должен сопровождаться физическим удерживанием ребенка от недозволенных действий. Например, если нечто нельзя трогать, то оно и не должно попадать в руки ребенка.
- правила должны обеспечиваться включенностью родителей в активность ребенка. Об этом подробнее я писала ЗДЕСЬ.
Не надо ждать, что ваш запрет будет выполнен просто потому, что он произнесен.
- правила и границы должны существовать в положительно заряженном эмоциональном поле.
Надо стараться, чтобы ребенок тянулся к вам, а не прятался от вас. Если ваше общество будет желанным для ребенка, ему будет проще принять ваши ограничения. Наилучшим образом правила принимают те дети, которые имеют теплые отношения с родителями, они понимают за что «мучаются» соблюдая границы.
Способность к самоконтролю, волевому регулированию своего поведения формируется во многом за счет созревания мозга ребенка, его способности собой управлять. Родители же со своей стороны должны обеспечить условия, в которых это созревание будет оптимальным и приведет к нужным результатам. Для ребенка до 3-4 лет это развитие лежит через активное движение, развитие речи и предъявление ребенку правил, которые выполняются.
© Елизавета Филоненко