Очень сложно учиться, когда ты не понимаешь зачем и не хочешь делать усилий. Именно в такой ситуации находятся школьники, учеба которых интересует кого угодно, только ни их самих. Педагоги, родители заинтересованы в правильной и полной подаче знаний, развитии ребенка, вот только ребенок не заинтересован ни в чем, в лучшем случае он пассивно позволяет фаршировать себя информацией, а в худшем сопротивляется и этому.
Проблема мотивации к обучению на первом месте среди обращений за психологической консультацией с детьми 6-12 лет.
Признаки нарушения мотивации
Если вы обнаруживаете нижеследующие признаки в поведении вашего ребенка, то у него, скорее всего, нарушена мотивация к обучению:
- Школьник прямо заявляет, что учиться не хочет и не будет
- Школьник может соглашаться, что учиться вообще-то нужно, даже может рассказать, зачем это нужно. И даже, поднапрягшись еще немного, может сказать, зачем это нужно лично ему. Но, вот на деле он ничего не предпринимает, все это «нужно» остается лишь на словах.
Такая история случается часто с подростками, они научаются резонерству и могут вполне гладко формулировать красивые идеи. Но в учебе они пассивны, домашнюю работу не делают, однако могут собираться вскоре «взяться за ум» в соответствии со своими правильными идеями.
- Ребенок учит уроки только в присутствии взрослых и под их давлением
- Школьник не записывает домашние задания, и его не волнуют последствия его поведения
- Ребенок не переживает из - за плохих оценок или неодобрения учителя
- Ребенок не делает самостоятельных попыток разобраться в школьном материале, не идет за помощью к взрослым, если нечто не получается.
- При попытках помочь ребенку с учебой, вы встречаете протест, грубость или игнор.
- Часто при выполнении задания ребенок имитирует учебную деятельность: дает ответы наобум, отвечает набором слов, примерно подходящим к делу. При имитации учебной деятельности (этим навыком овладевают в средней школе очень многие дети) ребенок не включается в работу, не использует свое мышление полноценно, а совершает некие действия формально похожие на учебные.
Починка мотивации
Многие родители обнаруживают в своем ребенке все необходимые для учебы свойства: и знает много, и понимает быстро. В общем, может, когда хочет. Только вот с этим «хочет» как раз проблемы, так как ребенок не хочет ничего в плане учебы.
Мотивация – это двигатель, который может заставить умения и способности ребенка сконцентрировано работать в нужном направлении, например, в направлении получения знаний. Мотивация – это связка между силами ребенка и его желаниями, без этой связки он как автомобиль без двигателя, как бы ни был хорош, никуда не двинется.
Плохая новость состоит в том, что обнаружив разрушенную мотивацию, вы не сможете ее в пожарном порядке починить, вручную как - то поднять.
Главная неприятность с мотивацией связана с тем, что она вне пределов вашего влияния. Конечно, можно пытаться на мотивацию воздействовать извне. Но ведь для этого нужно иметь влияние на ребенка, а большинство родителей демотивированных в учебе детей этого влияния почти совсем не имеют. Имеют только довольно грубые инструменты - санкции типа «в компьютер играть не будешь», «на день рождения не пойдешь», «десерт есть не будешь». Или не менее грубые методы поощрения, как правило, материального характера, вроде «если закончишь год без троек, купим игровую приставку». Но мотивацию такими приемами никак не поднять, хотя можно спровоцировать кратковременную активность ребенка, опять же лишенную внутренней опоры. То есть двигатель вы этими внешними воздействиями все равно не почините, но на внешнем давлении машину можно подтолкнуть на несколько метров вперед. И также внешними санкциями или поощрениями вы слегка можете растормошить ребенка, но это никак не скажется на его внутреннем настрое в отношении учебы.
Настоящее воздействие на мотивацию ребенка возможно только при реальном вашем влиянии на его внутренний мир, только если вы умеете тронуть его сердце своими словами. В массе этого делать не умеют, не могут «достучаться» до ребенка. Отчасти именно потому, что именно «стучат» ему по голове однообразными, монотонными нотациями, сто раз слышанными ребенком и никак на него не действующими. Как говорить с ребенком об учебе я еще буду писать, это отдельный сложный разговор. (Здесь можно почитать, как говорить с ребенком о чувстве гнева).
Важно понять главное – разрушенную мотивацию школьника по щучьему велению не починишь! Тут потребуется время, особая обстановка, а главное это отчасти теперь дело самого ребенка, не во власти родителей перепрограммировать неудачно настроенную детскую голову! Ведь они уже пробовали, сложа руки не сидели и теперь имеют дело с не лучшим результатом.
Тем не менее, многое можно сделать в ситуации разрушенной мотивации к обучению, и тут нужны правильные ориентиры.
Если ваш ребенок маленький, дошкольник, то вы озаботились проблемой мотивации как раз вовремя, так как мотивацию гораздо проще сберечь, чем восстановить. Принципы поддержания мотивации можно посмотреть в статье Подготовка к школе.
Если мотивация уже разрушена (или находится на низком уровне) надо предпринять теоретически простые, но очень сложные для практического исполнения шаги. Сложно это сделать потому, что для того, чтобы совершить эти шаги, вам нужно отвлечься от контроля над учебной деятельностью и своего участия в ней. Не то, чтобы все бросить на произвол судьбы, а просто взглянуть на ситуацию под другим углом, шире. Но сделать это мешает зашкаливающий уровень беспокойства за учебу ребенка. Моя психотерапевтическая практика показывает, что сделать нужные шаги родителям архисложно. Им проще вцепиться мертвой хваткой в учебные дела ребенка и так обеспечивать хоть какой - то уровень учебы, обсуждая потом свои неприятности в родительском форуме и там подписываясь поддержкой, что, дескать «и мы сидим, и у нас плохо, и мой опять принес». Так можно провести несколько учебных лет, но тогда рассчитывать на изменения не стоит. Нельзя делать одно и то же и рассчитывать на иные результаты.
Три важных шага
Чтобы начать выбираться из школьного болота, в котором пребывает демотивированный школьник и его уставший родитель нужно сделать три важных шага. Эти шаги никак не связаны с давлением на ребенка, хотя давление в такой ситуации родителям исполнять гораздо проще.
Найти ребенку область, которая его заинтересует
Если ребенок не успевает в школе или успевает, но ценой вашей самоотверженной работы, то как правило, ни у него, ни у вас не остается сил и времени на хобби. Все хобби тогда сводится к вожделенному часу (двум, трем) за компьютерной игрой, который ребенок у вас выторговывает. Это не имеет отношения к развивающей ребенка деятельности. Так что сразу оговорюсь, что увлечение гаджетами не может считаться хобби.
Хобби, занятие, которое ребенка увлекает ему жизненно необходимо именно если в школе дела так себе.
Когда мы начинаем видеть ребенка очень узко, через его роль школьника, мы тем самым сужаем и весь его мир до области, где он неуспешен, он неудачник, он ничего не хочет. Именно такой образ самого себя ребенок понесет с собой в жизнь, где ему придется работать еще много лет. И именно этот образ станет причиной его решений, устремлений и притязаний. Понятно, что эти устремления и притязания будут не блестящими, так как их будет определять образ ленивца и неудачника.
Если ребенок плохо или крайне неохотно учится, ищите для него дело, которое его вдохновит. Театр, спорт, музыка или робототехника – все подойдет и может послужить основой для нового образа себя ребенка.
Ребенку, чтобы начать исправлять учебную мотивацию нужно почувствовать вкус побед, дух увлеченности. И если это невозможно в школе, помогите ему разорвать круг неудач и найти это место вне школьных стен.
Сложность для родителей в этом шаге заключена в том, чтобы перестать заниматься только учебой, понять, что личность ребенка шире, ее не нужно видеть через призму учебы в школе. Оторвать фокус своего внимания от тестов и домашних работ и направить его на поиск того, что могло бы ребенка поддержать – задача родителей, дети которых потеряли учебную мотивацию.
Передать ребенку ответственность за учебу
Да, этот шаг выглядит неосуществимым, когда вы в самом эпицентре проблемы. Но, речь идет о постепенной передаче.
Бурная активность родителей в плане учебы всегда приводит к ослаблению мотивации ребенка. И поскольку тут имеется замкнутый круг, то родители считают, что именно вялость ребенка и вынуждает их быть активнее. Но на деле их излишняя включенность и не дает ребенку стать самостоятельнее и заиметь собственную мотивацию к достижениям и учебе. Для учебы достаточно родительской мотивации и амбиций на которых и держится учебный процесс! Если вы активный родитель, включенный во все школьние дела ребенка, то вы будете воспитывать довольно пассивное в этой области существо.
Ослабить контроль - шаг очень страшный для родителей, они уверены, что все держится исключительно на их включенности. Большая вовлеченность родителей, хотя и дает тактические выигрыши (натренировать ребенка к тестам, собрать его портфель, проверить, что задали), стратегически действует разрушительно – ребенок обвисает на вас, перестает проявлять даже зачатки ответственности, включается Эффект ролевой дополнительности, который не дает ребенку развиваться.
Для лучшего понимания процесса, рассмотрим пример обучения детей с ограниченными возможностями навыкам самостоятельности за столом. На этом примере станет понятно, как возникает и развивается (либо угасает) активность ребенка.
Перед воспитателем стоит сложная задача – обучить слепоглухонемого ребенка самостоятельному принятию пищи. Действия таких детей хаотичны, в результате физических ограничений, им максимально трудно организовать целенаправленное движение. Вначале, достаточно продолжительное время, воспитатель действует вместо ребенка, направляя его руку ко рту. Ребенок пассивен, его рука расслаблена, он стремится только к удовлетворению чувства голода, а наикратчайший для этого путь – позволить взрослому манипулировать его рукой. В какой - то момент взрослый может заметить напряжения некоторых групп мышц ребенка, это свидетельство того, что ребенок стремится помочь взрослому и себе, организовать свои действия вокруг кормления. Это напряжение и правильная интерпретация взрослым поведения ребенка является критическим моментом для дальнейшего успеха дела. Дальше ситуация может развиться по трем сценариям.
- Взрослый не замечает или игнорирует первые неловкие попытки ребенка овладеть какой - то частью активности. В этом случае взрослый продолжает полностью контролировать процесс, и активность ребенка угасает, столкнувшись с невозможностью ее реализации.
- Взрослый замечает первые попытки ребенка проявить себя и резко отступает, сокращая свое вмешательство в процесс кормления, чтобы дать ребенку самостоятельность. В таком случае ребенок получает опыт неудач при первых попытках овладеть навыком и часто перестает проявлять активность в результате этих неудач.
- Третий и наиболее удачный вариант состоит в том, что взрослый, сохраняя постоянный контакт с ребенком, начинает выборочно сокращать объем своего влияния на ситуацию, предоставляя ребенку действовать активнее.
В какие - то моменты количество внимания взрослого может меняться в зависимости от успешности деятельности ребенка. Можно сказать, что взрослый балансирует на грани, где ребенок может сделать что-то сам, чутко реагируя на изменения активности ребенка, его успехи и промахи.
Понимая этот принцип постепенного отступления, нужно сокращать свое вмешательство и в школьные дела ребенка. Это нельзя делать резко, но и не стоит буксовать на месте, понимая, что ребенок еще не все умеет. В любой, даже самой сложно ситуации можно найти нечто, что можно передать под ответственность ребенка без значительного ущерба.
В сложных случаях сокращать контроль в области учебы ребенка лучше в сотрудничестве с педагогом или психологом.
Выйти из роли контролера
Когда в школе все плохо, отношения с ребенком становятся похожими на отношения заключенного и надсмотрщика. Заключенный все время пытается бежать или схитрить, а надсмотрщик старается этого не допустить. Роль контролера и цербера неприятна большинству родителей, но именно она выступает на первый план в ситуациях напряжений со школой. Вы можете не замечать этого, но львиная доля обращений к ребенку возникает по поводу занятий или оценок.
В таких обстоятельствах ваш шанс повлиять на внутренний мир ребенка, обогатить его видение ситуации своими идеями минимален. Вы для него просто тормоз его желаний, бесконечный прессинг. Школьник нуждается в родителях уже далеко не так, как, например, дети дошкольного возраста. Школьник, не находя тепла дома, начинает активно формировать свой мир, используя других детей и взрослых. А потом, не успеете оглянуться, придет подростковый возраст и вы удивитесь, как далеко ваш ребенок от вас, как трудно вам его понять. А влиять на него будет очень хотеться, только каналы для этого влияния будут разрушены.
Роль контролера слишком однобокая, и если ваш ребенок видит вас преимущественно так, то у вас с ним будет стремительно нарастать отчуждение.
Чтобы выйти из роли контролера нужно осознать проблему, для этого просто понаблюдайте за собой. Как, с какими словами вы обращаетесь к ребенку, чем наполнены ваши контакты. Получаете ли вы удовольствие от общения друг с другом (не теоретическое, а реальное, ежедневное), делаете ли вы с ребенком то, что обоим приятно, хватает ли время посидеть и поговорить по душам. Соприкосновение эмоциональных и душевных миров взрослого и ребенка – обязательное условие воспитания.
Если вы обнаружите, что ваше общение с ребенком сводится к выяснению домашнего задания, выполнению уроков, сокрушению по поводу оценок, пилению из-за грязи в комнате и безответственности, а в оставшееся время, каждый расслабляется в компании с собственным гаджетом, то ситуация опасная - вы попали в роль контролера.
Родитель – это не надзиратель, хотя ему, конечно, приходится за многим следить. Дети не верят, что мы их любим, если мы ведем себя как контролеры и не обмениваемся с ними теплом человеческого контакта. А, не веря в это, они становятся одинокими и несчастными. А это в свою очередь никак не способствует успехам в учебе, и вообще желанию делать усилия.
Найдите время для ребенка – время, которое будет свободно от школьных проблем.
Обратите внимание, что три шага:
- найти ребенку интересную ему область
- выйти из роли контролера
- передать ребенку ответственность за учебу
это еще не прямое воздействие на мотивацию школьника, а только подготовка почвы для этого. Это то, что можете сделать лично вы, не обвиняя и не привлекая к ответственности ребенка или окружающих. Особенно нетерпеливые родители рассуждают так: «это понятно, а как заставить его учиться то!??». И именно в это проблема, в неспособности отвлечься, взглянуть на ситуацию шире, ослабить хватку и начинать создавать контекст в жизни ребенка, в котором проблема в итоге будет решена.
Три шага сделать нелегко, но полезно. Бессмысленно продолжать давить на ребенка, заставлять его и читать морали, которые ребенок не воспринимает.
© Елизавета Филоненко