Почему возникает такое большое напряжение именно в вопросе питания ребенка? Обратите внимание, что почти никто не волнуется, достаточно ли ребенок пьет. Трудно представить себе, как бабушка с гордостью рассказывает маме о том, как ребенок у нее сегодня выпил целый литр воды (хотя, случается).
Считается, что ребенок пьет сколько хочет, и это нормально. А ведь вода не менее важна для жизнедеятельности организма, обезвоживание даже более опасно, оно быстрее приводит к плачевным последствиям.
Или, например, трудно представить, чтобы взрослые волновались, достаточно ли хорошо их ребенок дышит. Разумеется, что раз уж родился живой организм, так, вероятно, он сам и будет жить и делать то, что для жизни необходимо – дышать, потреблять жидкость… и, вероятно, есть. Но, не тут-то было. Еду взрослые никак не могут доверить такому неразумному существу, как ребенок.
Почему же еда такая особенная тема?
Кормление в сознании людей - это акт, наполненный множеством смыслов.
Разделение трапезы с кем-то - это также акт совместности, единения. Еда сопровождает все значимые события (свадьбы, похороны, юбилеи), а также менее значительные акты общения: разговор за чашкой чая.
Предложение еды - это нечто большее, чем просто кормление с целью насытить. Это акт принятия, заботы, расположения и часто любви. Вспомните, пир в честь гостей, традиции встречать с хлебом – солью, жертвоприношения в виде еды. Отказом от еды, особенно в значимых ситуациях, можно сильно обидеть дающего. Например, немыслимо не попробовать пирожки, которые испекла для вас любимая бабушка. Не потому, что пирожки так уж хороши или вы голодны, а именно потому, что это подарок бабушки, означающий любовь.
В ритуальных ситуациях отказ взять еду может означать даже прямое оскорбление. Так, например, отказ от традиционного хлеба с солью расценивается как оскорбление хозяевам.
Отказ кого-то есть еду, которую вы предлагаете, часто неприятен. Многим знакомо разочарование в ситуации, когда вы предлагаете с любовью приготовленную еду, а человек говорит, что он сыт. Часто в супружеских конфликтах еда играет определенную роль: в отказе от еды или ее критике содержится завуалированное отвержение человека, которое воспринимается им очень болезненно.
Первый акт любви между матерью и ребенком – это именно кормление.
Это не только и даже не столько акт насыщения, сколько акт установления контакта, любви и принятия. Первое прикладывание к груди - эмоционально значимое событие. Тут важен не только акт отдавания матерью части себя, но и акт принятия этого дара ребенком. Женщины, ребенок которых отказывается от грудного молока, обычно переживают это, как психологическую травму.
Впоследствии похожая вещь происходит в процессе кормления подросшего ребенка. Отказ ребенка от пищи подсознательно воспринимается матерью болезненно, как акт отвержения. Отказываясь от того, что мы ему предложили, ребенок наносит небольшую, но ощутимую рану чувству важности и нужности матери.
Таким образом, за картинкой отказывающегося от тарелки каши ребенка стоит множество не всегда осознанных образов, которые и определяют чувства матери.
Что осознает ребенок
Повышенное волнение и контроль над потреблением пищи ребенком также имеют корни в идее о полной неразумности этого ребенка. С точки зрения большинства взрослых ребенок требует постоянного контроля, и этот контроль распространяется уже на такие сферы, как физиологическая потребность в пище. Взрослые при этом забывают, что никаких по-настоящему объективных предпосылок знать, что в данный момент требуется организму ребенка, у них нет и быть не может. Сложность организма во много раз превосходит представления среднего человека о его устройстве.
Идея о том, что ребенок сам не понимает, нужна ли ему в сейчас еда, сродни популярным идеям родителей о том, что ребенок не понимает, холодно ли ему или тепло. Едва ли не большинство российских родителей уверены, что ребенок не может сам решить ходить ли ему сейчас в свитере или его снять. Выбор чаще делается в пользу свитера, несмотря на уверения ребенка, что ему жарко. Действительно, может ли это неразумное существо понимать, что такое жарко? С точки зрения большинства родителей – НЕТ!
Мишенька, надень кофточку, маме холодно!!
Характер родителей
Обостренное беспокойство и последующее давление на ребенка в вопросах питания часто связано с характером родителей. Можно выделить некоторые особенности родителей, которые более других склонны беспокоиться о питании ребенка. Это авторитарность, конформизм и тревожность. Любая из этих черт может быть ярко выражена в характере родителей или мы можем видеть их сочетание.
Авторитарные родители считают, что ребенок должен слушаться их во всем и в том числе в вопросах приема пищи. Отказ ребенка от еды интерпретируется ими как акт неповиновения и вызов родительской власти. Именно у таких родителей встречаются наиболее жестокие формы давления на детей.
Родители - конформисты сильно зависимы от общественного мнения, мнения авторитетных фигур и близких людей. Ради соответствия нормам такие родители способны на многое. Они склонны некритично воспринимать нормы, не принимая во внимание особенности ситуации. Усредненные нормы в сфере питания и веса ребенка становятся для таких людей прямым руководством к действию.
Тревожность может рассматриваться как базовая черта для предыдущих двух качеств. Действительно, из тревожности может вытекать и повышенная авторитарность, и повышенная конформность. Склонность все контролировать может питаться тревогой и уверенностью, что только тотальный контроль сможет уберечь ребенка от катастрофы. Конформисты же тревожатся, что отступление от нормативов приведет к непредсказуемым и уж наверняка катастрофическим последствиям.
Однако, хотелось бы обратить внимание на тот аспект тревожности, который касается страха за здоровье ребенка. Тревожный родитель волнуется за здоровье ребенка настолько, что начинает повышенно опекать его, следить за малейшими колебаниями его состояния, едой и различными физиологическими проявлениями. Часто такие родители находят в своем ребенке признаки самых разных и, как правило, трудноизлечимых заболеваний. А раз ребенок так слаб, то единственное, что может его спасти - это неусыпное внимание ко всему, что в него входит и что из него выходит.
Есть еще одно специфические переживание родителей, которое часто приводит к повышенному волнению в вопросах здоровья, в частности, еды - это чувство родительской некомпетентности, несостоятельности. Родители, переживающие подобные чувства, часто сомневаются, способны ли они вообще что - то ребенку дать. Это обостряет их внимание к зримым, материальных проявлениям родительской любви - одеть, накормить, купить игрушки, найти лучшую школу. Родителям бывает трудно играть с ребенком, если эмоциональные силы на исходе, а ребенок вовсе не радует, а совсем даже наоборот. Но зато можно при этом заставить себя готовить ему или купить подарок. В таком случае процесс кормления или покупка подарка становится как бы воплощением заботы. Но если эта затея не имеет успеха, ребенок не ест или не так уж обрадован подарку, начинаются еще большие переживания. Ведь получается, что ему совсем нечего дать. А осознание того, что ты не в состоянии ничего дать собственному ребенку - одно из самых тяжелых переживаний родителей.
Если вас сильно беспокоит питание ребенка, возможно, вы найдете в себе одну или несколько вышеперечисленных черт.
Последствия давления на ребенка
Давления за столом небезобидно, оно влечет за собой определенные последствия для состояния ребенка:
1.Разнообразные расстройства в области питания
К таким расстройствам относятся:
-снижение аппетита
-склонность к перееданию
-нездоровая разборчивость в еде и неправильные пищевые привычки
-пристрастие к ярким вкусовым ощущениям: острым или слишком горячим продуктам
-пищевые неврозы
2. Общая невротизация ребенка, нарушения характера
Принуждение к принятию пищи - это одно из проявлений родительской директивы «Не чувствуй». (подробнее об этом можно узнать, прослушав вебинар «Осторожно, слова!»).
Своими действиями родители передают ребенку идею о том, что его тело не есть источник информации о его потребностях. А все знания о нем самом находятся вовне, в руках других людей - родителей и в будущем авторитетных для человека лиц.
Сигналы тела ребенка со временем начинают восприниматься им как помеха, ложная информация, к которой не должно быть доверия. Так человек может либо вовсе отделить свои чувства от осознания, то есть не понимать, что он чувствует, либо постоянно ошибаться в интерпретации сигналов, идущих от тела.
Для практической жизни это значит то, что человек не сможет адекватно действовать, сообразуясь со своими желаниями и потребностями просто потому, что он их плохо распознает, не доверяет сам себе, а то и не чувствует своих импульсов. Часты высказывания таких людей: «сам не понимаю, что со мной происходит», «не знаю, чего хочу» и тому подобное.
Кроме того, ярким проявлением директивы «не чувствуй» становится неразумное, а то и деструктивное поведение в отношении самого себя. Человек, оторванный от сигналов своего тела, с трудом чувствует опасность, не распознает физического дискомфорта, который предупреждает его об опасных действиях. Такие люди могут страдать перееданием, злоупотреблять алкоголем, постоянно попадать в опасные ситуации, иметь проблемы с контролем над эмоциями.
Взрослые, получившие в наследство директиву «не чувствуй» не умеют выражать своих чувств словами, становятся предрасположенными к психосоматическим заболеваниям.
К традиционным последствиям насилия (в том числе мягкого давления) во время еды относят и расстройства волевой сферы. Если воля ребенка жестоко подавляется в таком важном для него вопросе, как принятие пищи, то со временем ребенок лишается возможности адекватно пользоваться этим инструментом. Как можно говорить об уважении к ребенку, когда даже его право НЕ ЕСТЬ, когда не хочется, игнорируется взрослым?
Конечно, воля ребенка подавляется не только в вопросах питания, вся социализация строится на более или менее жестком подавлении желаний ребенка. Тем не менее, чем мягче это происходит, тем меньше вреда будущей личности ребенка оно причинит в процессе взросления. Гибкий подход к запретам и предоставление альтернатив ребенку как раз и дают нам возможность сохранить волевую составляющую личности ребенка в рабочем состоянии. Жесткие и узкие рамки, как правило, фатально действуют на волевую сферу человека, он может разучиться делать что-то целенаправленно, мотивируя себя собственным желанием и видением результата.
У ребенка, которого кормят принудительно, никаких альтернатив нет, у него нет выбора, и такая ситуация, повторяясь регулярно, влияет на то, что он будет думать о себе, своих человеческих правах и возможностях влиять на ситуацию. Воля ребенка в попытках самостоятельно регулировать необходимые ему объемы еды наталкивается на непреодолимые препятствия, и ребенок перестает ее проявлять.
Сама по себе постоянная борьба за столом (в грубой или в мягкой форме) – это невротизирующий фактор для ребенка. Постоянно повторяясь, эта борьба является, по сути, самостоятельной психологической травмой со всеми вытекающими для ребенка последствиями. В результате, трудности у ребенка проявляются далеко не только в области пищевого поведения (хотя часто дети, которых кормят насильно, ведут себя в отношении еды весьма специфично). Кроме того, такие дети могут стать повышенно упрямыми, тревожными, неуправляемыми, потерять контакт с родителями. Родители же обычно не связывают такие явления с пищевым насилием, считая его нормой.
3. Насильственное кормление влияет на работу ЖКТ и эндокринную систему. Регулярно подвергаясь ненормальной практике принудительного кормления, организм человека в результате становится склонным к нарушениям в этих двух областях.
© Елизавета Филоненко