Как бы отвратительно не звучал этот факт, но огромное множество родителей применяют физическую силу, чтобы воздействовать на детей. А у других этот факт вызывает очень сдержанное (!) неприятие. Дескать, я то своих не бью, но другие бьют, бывает…
Вот тот факт, что муж бьет жену, почему то вызывает гораздо больше возмущения, также людей бесконечно и справедливо возмущает, когда бьют престарелых родителей. А детей…ну, это как бы более нормально. Парадокс, казалось бы: какая же разница, к КОМУ применено насилие? Оно само по себе недопустимо, к кому бы не было обращено, а обращено оно всегда к слабому.
Почему родители бьют своих детей
Родители бьют детей, потому, что не могут иначе справиться с ними. Не знают других способов, например, или не хотят им учиться.
Недавно я видела листовку с возмущенным текстом о том, что как же это вменяют ответственность перед законом за то, что они ударили своего ребенка! Это что ж делается, значит, ребенок будет сидеть на голове у взрослых, вести себя, как хочет, а взрослые должны бездействовать, а то им отвечать перед законом придется! Такой примерно текст.
Вообще много есть выступлений на тему, что уголовная ответственность за битье ребенка – это запрет на ВОСПИТАНИЕ. То есть понятия "физическое насилие" и "воспитание" объявляются как бы синонимами. Как это нельзя дать подзатыльник, а как же тогда воспитывать!?
Это странная логика: люди почему то считают, что если лично они могут хоть как - то управиться с ребенком только ударив его, то это значит, что других методов воздействия не существует. Это примерно то же самое, что говорить: если я не могу найти хорошую работу, значит работы хорошей нет. Или если я не умею водить машину, значит ей управлять невозможно. Возможно! Детей не обязательно бить для того, чтобы они вас слушали. И это подтвердят миллионы семей, в которых общаются с ребенком без применения физического насилия. Более того, когда вы бьете ребенка, вы буквально хороните возможность как - то по-человечески на него воздействовать. Если вы заранее решили, что ваш ребенок понимает только язык побоев, то вы именно такого ребенка и воспитаете.
Может быть те семьи, в которых не бьют детей, мучаются с непослушными сорванцами? А те, кто бьет, имеют прекрасных послушных детей? Отнюдь нет! Выбор жестких методов воздействия кажется более эффективным только человеку, далекому от психологической и педагогической практики. В реальности с детьми, которых регулярно бьют, справиться очень сложно, а если это происходит не первый год, то такой ребенок уже вообще мало доступен родительскому влиянию. Да, родители могут наказать ребенка за что-то, и тем самым добиться временного послушания, но в большинстве случаев отношения в семьях где бьют детей глубоко нарушены. И дети слушаются только из - под палки (буквально) и только пока эта палка висит, непосредственно угрожая опуститься на них. При любой возможности ребенок выскальзывает из под жестокого родительского контроля! Это происходит даже с малышами: те к кому применяют насилие слушаются ХУЖЕ, а не лучше, вопреки мнению поклонников наказания. Например в результате обследования годовалых детей было выяснено, что дети, которых шлепали на 58% чаще не выполняли просьбы своих матерей, чем те, кого не шлепали.
Типичная ситуация при визите с ребенком к психологу: «Скажите, что мне делать, мой ребенок ведет себя ужасно, не слушается! Мне приходится его бить, но это уже не помогает. Что еще я могу сделать?"
Действительно, что родитель еще может сделать, если он уже перепробовал все карательные меры? Уж и бил ребенка, и ужина лишал, и компьютер забирал… и все что-то никак не улучшается ребенок!! Беда в том, что воспитание понимается, как серия карательных мероприятий в ответ на неправильное поведение ребенка. И родители ищут то наказание, которое «сработает». Но, ничего не сработает, так как сама идея в корне не правильная. При таком подходе вы никогда не получите ни хороших отношений с ребенком, ни правильно развитого человека. В итоге будет бесконечное преследований «преступлений» ребенка и все более высокая стена между вами и ребенком.
Родители также бьют своих детей, по той причине, что им это делать можно. Никто всерьез не контролирует этот вопрос, регулирование происходит только благодаря нравственному уровню самого родителя. Если вам, например, не нравится ваш сосед, то вы никак не можете надавать ему по шее на этом основании. Он же пожалуется на вас в милицию! Или вам, например не нравится, как ведет себя ваша жена или муж. Но и тут вы ограничены, не развернуться: муж попросту сильнее вас, а жена может уйти и заявить на вас в правоохранительные органы. А что может ребенок? Ничего, конечно. Поэтому, как только доходит до ситуации «иначе не понимает», то в ход идет ремень (или более мягкие формы насилия). Много кто «иначе не понимает» (а по сути, просто не хочет делать так, как нужно вам), но не на всех же руку можно поднять. А на ребенка можно… К сожалению.
Уверенность в том, что ребенка своего можно бить, и это святое право родителей основано на том, что он воспринимается как собственность родителей, «МОЙ ребенок». А раз мой, то я могу решать, бить его или обойтись другими методами воздействия. Ребенок в данной ситуации практически беззащитен от произвола взрослого, если этот произвол не заходит слишком далеко.
Родители двух видов
Родители, которые бьют детей, делятся на тех, кто бьет их так сказать идеологически, уверенный, что иначе хорошего человека не вырастить и на тех, кто применяет физическую силу импульсивно, в сердцах. Первые уверены, что человек это тупое ленивое существо, воздействовать на которое можно только розгой. Часто они уверенно говорят: «вот меня били и ничего, вырос же человеком». Сам тот факт, что они выросли человеком, который иначе, как побоями справиться с собственным ребенком не может, они проблемой не считают. Такая вот милая эстафета насилия.
Часто таким родителям поступают жалобы, что ребенок агрессивен, дерется в школе. Или они замечают, что ребенок жесток с младшими детьми или домашними животными. Это естественно, ребенок решает свои проблемы так, как это делают родители – силой. Но, родителям то он ответить пока не может, поэтому применяет силу к тем, кто слабее. Кстати, не часто обсуждаемая, но существующая проблема – разные виды насилия в семье над пожилыми родителями. Возмутительно? Да! Но, кто как не сами эти родители обучили ребенка бить других, когда они «иначе не понимают». Насилие над ребенком приучает его к тому, что это вполне приемлемый способ решения своих задач и получения от других желаемого.
Итак, родители, которые идеологически бьют детей, помимо прочих неприятностей с ребенком сталкиваются с его агрессией (до поры до времени направленной «на сторону»). Реагируют они привычно – бьют ребенка за то, что он дерется в школе. То есть не пытаются остановить цепочку насилия, а подкрепляют ее. Результат известен заранее – ребенок драться не перестанет, конфронтация с родителями, прививающими «доброе и вечное» будет нарастать.
Другие родители не считают физическое насилие над детьми нормальным. Но они срываются и импульсивно бьют детей. Такие родители сильно переживают из-за своей несдержанности, но рукоприкладствуют раз за разом. Часто это не только импульсивные подзатыльники, но и более серьезные физические наказания.
С точки зрения контроля над поведением ребенка у импульсивного наказания (если оно происходит регулярно) эффект такой же, как и у преднамеренного. То есть, педагогического результата почти нет, просто есть привычный стереотип взаимодействия с ребенком. И есть чувства ребенка – горечь, гнев, обида, унижение. Наверное, родители, которые бьют детей рассчитывают, что именно такие переживания и есть плодородная почва для воспитания сильных, уверенных и добрых людей с чувством собственного достоинства.
Если вы бьете вашего ребенка, то для него это во всяком случае трагедия, или трагедия боли и обиды, или трагедия привычного безразличия и жестокого детского терпения.
А вы сами, взрослый человек, личность и гражданин, существо с мозгами и мускулами, вы, наносящий удары по нежному, слабому, растущему телу ребенка, что вы такое?
Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры.
А.С. Макаренко
С психологической точки зрения импульсивное насилие и насилие «с холодной готовой» оказывают различное воздействие на ребенка. К импульсивному насилию дети чуть более терпимы, так как оно для них – вспышка эмоций взрослого, это им сравнительно понятное состояние. «Вспылил и набросился» - для ребенка это страшно и противно, но он отчасти относит это к стихии эмоций родителя. Явление это не менее травмирующее для ребенка, но оно все же лучше наказания «холодного». Хотя слово «лучше» здесь неприемлемо, так как в случае физического насилия могут быть только разные уровни «худшего». При регулярных импульсивных вспышках насилия у ребенка нарушается чувство безопасности, такие дети тревожны, неуверенны ни в себе, ни в родителе. Что будет в следующий момент? Когда он получит новую порцию шлепков? Ребенок будет жить в постоянном напряжении и готовности переносить боль и унижение.
«Холодное» насилие как раз пропагандируется идеологическими сторонниками физических наказаний. Советуется непременно переждать, когда буря эмоций пройдет и уж тогда приступать к наказанию. Для ребенка это двойная пытка. Мало того, что его бьют, но еще и бьют расчетливо, с единственной целью причинить боль и унизить в «назидание». Когда взрослый бьет ребенка в ярости, ребенок видит, что взрослый также страдает. И это хоть на малую часть компенсирует переживания ребенка (хотя вовсе не снижает их). Но когда взрослый холодно и расчетливо наносит удары по детскому телу, ребенок чувствует себя полностью раздавленным.
Мера страдания ребенка при этом не гарант того, что он исправится. Этого не бывает почти никогда при жестоком обращении с ребенком. Также этого не бывает и со взрослыми – тюрьмы переполнены людьми, которые несмотря на все тяжести наказания ну никак не могут исправиться и попадают в колонии раз за разом. Наказание это наименее эффективный способ воздействия на поведение людей и детей в частности.
Последствия насилия
Необязательно ребенок будет сторониться родителей, которые его бьют. Иногда можно видеть вполне прочную, хотя и болезненную форму привязанности к таким родителям. Ребенок связывает все свое благополучие с этим сильным и страшным существом – карающим родителем и навязчиво стремится к контакту. Получатся нечто вроде стокгольмского синдрома: ребенок понимает, что у него нет выхода, что все его благополучие или неблагополучие связано с сильной фигурой родителя и начинает считать насилие нормой, испытывать несмотря ни на что симпатию к агрессору, оправдывать его. Велика вероятность, что для своей семейной жизни он найдет партнера, регулярно унижающего и даже бьющего его, ведь он привыкает именно к такому обращению с собой, считает это нормой.
У насилия в семье последствия самые обширные. В широком смысле это процветание насилия в обществе, в котором мы живем. Если можно физически воздействовать на маленьких детей, что остановит этих выросших детей от дальнейшего распространения насилия в самых разных его формах!? Все виды насилия, в том числе школьная травля - это результат передачи традиции насилия в семье.
Насилие влияет на психологическое здоровье ребенка, в том числе его легкие формы, но особенно ритуальные наказания. Сторонники физических наказаний, правда, упоминают тот факт, что во все времена детей били, и это было нормально. Однако, влияние на ребенка физических наказаний неразрывно связано с культурно историческим контекстом. В прежние времена ведь били не только детей, но и взрослых людей. Телесные наказания были повсеместно распространены, так что наказание ребенка не было чем - то исключительным, а было всего лишь фрагментом общей картины насилия сильных над слабыми. Таким образом, ребенок разделял хоть и неприятную, но всеобщую долю. Теперь же дети прямо таки в эксклюзивном положении – бить можно только их, а остальных ни в коем случае, за это в тюрьму посадят! Сторонники физической расправы над детьми очень боятся, что вот отнимут у них последний и такой надежный, годами хранимый воспитательный инструмент и запретят бить детей под страхом уголовного наказания! Ужас, как тогда жить, как детей растить в столь страшном мире!
Распространенность какой - то практики в обществе еще не доказывает то, что эта практика нормальна. То, что «так все делают» вовсе не признак того, что это нормально. Так, например, в Конго ежегодно несколько тысяч детей обвиняется в колдовстве и за это подвергаются жестокому обращению, которое часто приводит к их смерти. И это не тревожит местное население, беспокоит только миссионеров. Однако это не основание для того, чтобы считать это явление «нормальным». Точно так же считать насилие над детьми нормальным только потому, что так все делают и всю жизнь делали – кривая логика.
Всем родителям и тем, кто имеет дело с детьми полезно почитать книгу замечательного ученого Игоря Кона "Бить или не бить".
Сторонники насилия очень любят ссылаться на нашего знаменитого педагога Макаренко, который якобы считал физическое воздействие не только приемлемым, но и необходимым инструментом воспитания. Эти мифы проистекают в основном из эпизода, в котором знаменитый педагог (который, к слову сказать, работал в тяжелых условиях детской колонии, то есть с самыми сложными детьми) ударил воспитанника. Это была эмоциональная вспышка, которую Макаренко искренне описал не для того, чтобы мы последовали его примеру, а с целью быть честным со своими читателями.
Вот как он сам комментировал этот знаменитый эпизод:
«…Я сделал большую ошибку, что ударил своего воспитанника Задорова. В этом поступке я почувствовал крушение своей личности. Я тяжело переживал эти минуты и понял, что не нужно давать волю рукам и допускать мордобой. Теперь я считаю подобные факты огромным педагогическим преступлением и сам отдаю своих подчиненных под суд и добиваюсь за такие преступления трех лет тюрьмы…»
Когда на лекции 8 февраля 1939 г. ему был задан вопрос с места: «А что вы думаете относительно ремешка или подзатыльника? Допустимо это?» – Макаренко ответил:
«К сожалению, меня почему-то считают специалистом по этому вопросу. Основываются на том, что я один раз ударил Задорова. Вы помните, вероятно, этот случай в “Педагогической поэме”. И многие говорят: вот вы треснули Задорова – и все пошло хорошо. Значит, нужно трескать…
… Я противник физических методов воздействия. И раньше был противником. Я ударил Задорова не потому, что своим педагогическим разумом пришел к тому, что это хороший метод. И не потому так благополучно все кончилось, что это был хороший метод, а потому, что Задоров был благородным человеком. Я Задорова избил, а он протянул мне руку и сказал – все будет хорошо. Редкий человек способен на это. Если бы на его месте был Волохов, он зарезал бы меня. Я в этом не сомневаюсь, я думал, что и Задоров может зарезать, но Задоров оказался человеком в высшей степени благородным.
… Может быть, педагог и нарвется на такое благородное существо: треснет его, а тот ему руку пожмет. Все может быть. Но это ничего не доказывает. Вообще, физическое наказание как метод я не могу допустить, тем более в семье. В колонии еще можно сорваться. Там есть какое-то оправдание. Там я один стоял перед сотней людей»
А.С. Макаренко
Интересно, что физическое наказание ребенка часто является просто местью родителя. Ребенок не слушается, родитель чувствует себя свергнутым с престола властителя и бессильным. Для того, чтобы восстановить свое чувство власти и собственного достоинства, родитель бьет ребенка, показывая ему, кто тут главный. Наказание в результате больше помогает родителю восстановить свою иерархическую позицию, для этого, собственно и используется.
Мальчик пяти лет на прогулке грубо разговаривал с мамой при чужих людях. Мать, придя домой, отшлепала его.
Семилетняя девочка часто врала, несмотря на то, что ее за это ругали и объясняли, что так нельзя. После очередного родительского собрания, где мать пережила унижение от того, что ее публично отчитали за поведение дочери, она наказала дочь ремнем.
В приведенных примерах главная цель наказания – обеспечить родителю реабилитацию после переживания беспомощности, упрочить свое доминирование над ребенком.
Влияние физических наказаний на ребенка
1. Повышенная агрессивность детей. С одной стороны вы учите ребенка тому, что делать, когда что-то идет не по -твоему, и он это использует! А с другой, вы постоянно заставляете его испытывать целую гамму неприятнейших эмоций, в результате чего он становится озлобленным или забитым.
Дети, которых бьют статистически в несколько раз чаще проявляют агрессию к братьям и сестрам, сверстникам, партнерам по браку (во взрослом возрасте).
2. Дети, которые подвергались насилию в семье (включая легкие формы) чаще других демонстрируют асоциальное поведение. Таким образом пытаясь с помощью насилия вырастить законопослушного гражданина, не склонного вступать в конфликт с властью, родители рискуют добиться строго противоположного эффекта.
3. Многочисленные исследования показывают, что дети, которые подвергаются домашнему насилию склонны к депрессивным реакциям и другим эмоциональным нарушениям.
4. Дети, которых бьют дома, хуже ладят с окружающмим, имеют меньше друзей и более низкую самооценку.
5. Исследования подтверждаю т, что дети, регулярно подвергающиеся семейному "воспитательному" насилию имеют более низкую познавательную активность, хуже учатся, имеют низкую мотивацию к обучению.
Физические наказания всегда имеют более широкие последствия, чем это видится родителям! Эффективность наказания иллюзорна, а последствия часто скрыты от глаз родителя, вооруженного ремнем. Так, например, под угрозой ремня ребенок может выучить урок (какая педагогическая победа!). Но это же вызовет склонность лгать, скрывать свои школьные трудности и наверняка породит отвращение к учебе.
Жизнь с ребенком без насилия
Если вас пугает перспектива воспитывать ребенка без шлепков и подзатыльников, значит ваши педагогические и психологические навыки почти на нуле. Физическое насилие – варварский и при этом малоэффективный способ воспитывать кого бы то ни было. И уж совсем неподходящий способ, чтобы установить доверительные и открытые отношения с ребенком. В современном мире даже животных дрессируют на основе положительного подкрепления, так как есть понимание негативных последствий наказания. А люди при этом с родным ребенком не умеют обойтись без рукоприкладства!
Безусловно, существуют позитивные методы воспитания, которые ведут не только к решению дисциплинарных задач, но и к построению взаимно уважительных отношений с ребенком. И способствуют его развитию, росту и освоению мира.
Узнать о позитивных способах воздействия на ребенка можно из книг:
"Воспитание ребенка от 1 до 3 лет: перезагрузка"
"Воспитание ребенка от 3 до 6 лет: перезагрузка продолжается"
"Детки без клетки: 5 шагов к развитию самостоятельности детей"
Родитель без розги отнюдь не беспомощное и растерянное пред бесчинствами ребенка существо. Как раз карательные привычки, практика насилия и убивают возможность иначе, как битьем воздействовать на ребенка. Если вы бьете ребенка, то он иначе вас слушаться уже не будет. И вы попадете в заколдованных круг насилия: ребенок ведет себя плохо - вы применяете насилие – ребенок ведет себя еще хуже – вы вновь применяете насилие, но часто более сильное. Что дальше?
Цивилизованному человеку противна даже мысль о насилии над слабым и зависимым существом, ребенком. Своим ли, чужим не важно.
Если с ребенком трудно, ситуация требует от вас реакции, ребенка нужно направлять: надо учиться методам коррекции поведения, а не брать в руки ремень!
© Филоненко Елизавета
Если вам понравилась статья, поделитесь ей с вашими друзьями, нажав на кнопку социальных сетей!