Ребенок самого раннего возраста, с 3-4 лет готов к сотрудничеству, хочет пробовать делать хозяйственные дела. Для ребенка это подражание, игра. Многие родители буквально не нарадуются, как совсем маленький ребенок прямо-таки рвется помогать по хозяйству, такой растет молодец. Однако, впоследствии спонтанное желание помогать у ребенка угасает, даже если родители не подавляли его активность.
Желание подражать взрослым, делать то, что делают они, большей частью исчезает естественным путем, вытесняемое другими интересами и удовольствиями ребенка. Наигравшись во взрослого, освоив предметный мир, ребенок теряет естественный и такой приятный интерес к домашнему труду. Вот в этот момент и начинается настоящее воспитание в полном смысле этого слова.
Привлечение к домашним обязанностям - это в любом случае некоторое ограничение желаний ребенка, требование делать то, что нужно, а не то, что хочется в данный момент. Это требование нормально с точки зрения воспитания ребенка, ведь в будущем ему придется столкнуться со множеством требований в жизни. С другой стороны нормально и то, что у ребенка требования родителей не вызывают бурного восторга и ребенок часто им сопротивляется.
Чтобы снизить сопротивление ребенка вашим требованиям следуйте следующим стратегиям:
РАЗДЕЛИТЕ С РЕБЕНКОМ ЧАСТЬ ЕГО ОБЯЗАННОСТЕЙ
Для ребенка участие родителей в каком - то деле – серьезный мотивирующий фактор, дети, по крайней мере, до подросткового возраста, хотят привлечь взрослых в свой мир. Для ребенка общение с родителем на фоне позитивных эмоций – большая ценность. То, что он не хочет делать один, он вполне вероятно охотно сделает с вами.
В тактике сопровождения ребенка в домашних делах заключен принцип «зоны ближайшего развития», сформулированный Л. С. Выгодским. Согласно этому принципу ребенок завтра сможет сам сделать то, что он делает сегодня вместе с вами.
Часто родители передают дело ребенку, без этапа своего участия в нем. Иногда это удается, но в тех случаях, когда ребенок никак дело выполнять не желает, стоит подумать о том, чтобы сопровождать его на первых порах.
Данная тактика не означает, что родитель должен сопровождать ребенка все время. Родитель может сопровождать ребенка периодически, время от времени или в первое время постоянно, а затем снижая объем своего участия в мероприятии.
Важно помнить, что включаясь в деятельность ребенка, вы должны обеспечить позитивный эмоциональный фон. Если вы являете собой воплощение критики и негатива, то вряд ли ребенок будет вдохновлен вашим участием в процессе. Если ваше участие означает для ребенка неприятности, то он будет всячески избегать этого опыта. Кроме этого он научится пропускать ваши неприятные слова мимо ушей, но со временем будет относиться к самому себе точно так же, нещадно критикуя за оплошности. Обычно люди в отношении самих себя воспроизводят тот стиль коммуникации, который был обращен к ним в детстве.
ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ЦЕЛЬ И ВАЖНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА
Ребенок, даже дошкольник, нуждается в идеологической основе своих действий. Дела делаются не просто так, а зачем то, с определенной целью. Эту цель и нужно показывать ребенку, чтобы домашние обязанности не становились простой чередой требований, не связанных с большими целями.
Например, вы можете рассказать, что, когда ребенок выполняет дела, то у взрослых появляется свободное время, которое они могут использовать для общения с ним. Или это свободное время взрослые могут использовать для себя, потому, что они устали. При хороших взаимоотношениях с ребенком хорошее настроение, душевный комфорт родителей постепенно приобретает важность для него. Это важнейшая область влияния на ребенка, однако, формируется она преимущественно в хороших отношениях с ним. Не стоит ждать, что ребенок заинтересуется вашим настроением или комфортом, если сам он живет в атмосфере тотального принуждения, непонимания или враждебности.
Внимание ребенка также стоит привлечь к тому, что благодаря его действиям, работе по дому преобразуется пространство, сам он выглядит лучше и т.п. Желательно вести подобные разговоры в непосредственной временной и пространственной близости от домашнего дела, которое выполняет ребенок.
ВЫДЕЛЯЙТЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ЕМУ ВЫПОЛНЯТЬ СВОЮ РАБОТУ
Помогите ребенку увидеть в себе те качества, которые помогут выполнить работу.
В процессе обучения ребенка домашним обязанностям обязательно подчеркивайте любые проявления целеустремленности, настойчивости, трудолюбия, умение отсрочить свое удовольствие ради дела. Даже, если пока вы видите эти качества лишь в незначительном количестве, они обязательно разовьются, питаясь теплом вашего внимания.
Мама пятилетнего Олега была в разводе с мужем, отношения между бывшими супругами складывались конфликтные, сын в последнее время не имел контактов с отцом. Для женщины трагизм ситуации состоял в том, что в сыне она видела все ненавистные ей черты бывшего мужа – наглость, лень, инертность. Пытаясь дисциплинировать ребенка, привить ему какие - то навыки самостоятельности, стараясь научить его самообслуживанию, мать встречала вполне обычное в таких случаях сопротивление. Правда сопротивление ребенка усугублялось тем, что женщина обычно действовала жестко и не особенно считалась с интересами ребенка. К тому же мальчик был травмирован разводом, что осложняло ситуацию. Однако, все внешние факторы не имели в глазах женщины ровно никакого значения. Она видела в ребенке только дурную наследственность и при каждой оплошности мальчика с разной степенью детализации перечисляла все те пороки, которые мальчик унаследовал от отца. Характер мальчика становился все более сложным. Шансов на то, чтобы выбраться из проблемного образа со временем становилось меньше, так как никто из близких взрослых не видел в мальчике ничего хорошего.
Если вы подчеркиваете хорошие качества ребенка, они включаются в его видение себя. И ребенок сможет, опираясь именно на такое видение себя, совершать правильные действия, сотрудничать со взрослыми.
Используя данную тактику в процессе приобщения ребенка к работе, вы обеспечиваете не только сиюминутный результат, но и формирование у ребенка нужных для жизни качеств.
ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ЧУВСТВЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОТ ВЫПОЛНЕНОЙ РАБОТЫ
Помогите ребенку увидеть себя изнутри, указав ему на приятные чувства в результате выполненной работы. Дети вплоть до школьного возраста, часто и гораздо дольше, с большим трудом ориентируются в своем внутреннем мире, тем более они не умеют им управлять. Для того, чтобы начать использовать внутренние состояния для самомотивации, нужно чтобы ребенок для начала научился их замечать, а для этого требуется помощь взрослого.
Используйте фразы:
Наверное, ты чувствуешь себя молодцом, сделав такую важную работу!
Приятно завершить дела!
Похоже, ты доволен тем, что вся семья пользуется результатом твоей работы!
АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ
Воспитывая ребенка, существует соблазн добиться от него чего - то самым простым путем. Часто простой способ видится родителям в принуждении ребенка и наказании за непослушание. Однако, скоро родители убеждаются, что этот путь вовсе не так прост. Приходится изобретать все новые наказания, так как старые теряют свою эффективность очень быстро. Кроме того, реакция на наказание у ребенка притупляется, и родитель вынужден увеличивать силу этого наказания. В результате мы имеем дело с эскалацией силовых методов воспитания, что моментально сказывается и на ребенке, и на отношениях между взрослым и ребенком. И сказывается самым печальным образом. Дети становятся запуганными или неуправляемыми, а о хороших отношениях с ребенком приходится только мечтать.
Кроме того, есть большая разница, сформировано ли какое - то поведение ребенка на позитивной основе, с любовью и добрыми чувствами или оно сформировано в атмосфере насилия (психологического или физического). Архиважно не то, ЧТО делает ребенок, а то, ПОЧЕМУ он это делает. Сделать что-то можно благодаря желанию доставить другим радость, а можно из страха перед наказанием. И это разная мотивация, и это то наследство, которое ребенок получает от родителей, именно его он принесет в свою взрослую жизнь.
ПОДДЕРЖИВАЙТЕ НЕБОЛЬШИЕ УСПЕХИ РЕБЕНКА
Взрослым представляется, что хвалить ребенка нужно только за какие - то масштабные успехи, а мелкие шаги, что - то незначительное, не стоит это отмечать, чтобы ребенок не решил, что и так сойдет, этого достаточно. И тогда родителям кажется, что один раз убрать за собой одежду – это не достижение, а вот если всегда убирать за собой вещи, тогда это повод похвалить ребенка. Взрослые считают, что они требуют совсем немногого. Ну, действительно, какая проблема сложить свои вещи, помыть пару тарелок или пропылесосить одну комнату! Взрослые делают это без труда, так почему ребенок не может выполнить эти, в сущности, простые требования!
На самом деле все обстоит несколько сложнее. Взрослый использует для рутинных дел уже готовые рельсы, для него не требуется почти никаких усилий воли, чтобы сделать нечто привычное. Взрослый уже наработал себе те механизмы, которые помогают ему действовать. И, делая нечто, он вообще не выходит за свою зону комфорта, за пределы области, где ему привычно действовать. От ребенка же требуется серьезный выход из зоны комфорта для того, чтобы выполнять новые для него обязанности. Он только пытается проложить те рельсы, по которым взрослый уже давно катается. И усилия, которые он прилагает для каких - то дел несоизмеримо больше, чем усилия взрослого, нужные для этих же дел.
Новые требования к ребенку - выход за зону комфорта, это всегда непростое дело. Для того, чтобы понять ребенка лучше, попробуйте сами выйти за пределы своей зоны комфорта, например, вставать на полчала раньше, делать дополнительное дело по вечерам (гимнастику или уборку), регулярно составлять список покупок, вести домашнюю бухгалтерию, тратить 20 минут в день на изучение иностранного языка. Подойдет все, что угодно, лишь бы это было непривычным для вас. С уверенностью можно сказать, что после первых попыток, совершенных на энтузиазме новизны, вы начнете забывать о деле, откладывать его, оправдывая себя десятками разных способов. Потому, что изменение жизни и выход за пределы привычного образа действий – сложное усилие для человека. Это касается и ребенка, если требования к нему возросли, ему становится трудно. Прибавьте сюда и тот факт, что делать больше он должен не по своему желанию, а под давлением вашего требования.
Мама пятилетней Эльвиры решила, что девочке пришла пора помогать по дому. На каждый день недели было запланировано несложное дело (полив цветов, протирание подоконника и проч.). Крупно нарисованное расписание было размещено на стене. В первую неделю Эльвира выполнила только три дела из семи. На следующей неделе одно, потом, список примелькался, и все о нем забыли. Мала считала проект приобщения к хозяйству ребенка неудачным.
В приведенном примере мама сконцентрирована на максимальном результате (дела делаются каждый день), все остальное кажется ей провалом. Если бы она больше внимания обратила на развитие ребенка, то увидела бы, что оно определенно есть, девочка делает больше, чем раньше. Поддержав этот успех, родители могли бы продвигаться дальше.
Любой шаг, даже небольшой, это продвижение ребенка, на которое обязательно нужно обратить внимание. Не стоит из-за каждой малости устраивать семейное торжество, однако, недооценивать маленьких побед нельзя.
© Елизавета Филоненко