Чувства других для ребенка дошкольного возраста – головоломка. Несмотря на то, что дети очень чувствительны к эмоциям окружающих, буквально чувствуют их и легко ими заражаются, они не пропускают эту информацию через свое осознание. Для них думать об эмоциях других, интерпретировать их почти невозможно.
Эмоциональный интеллект не имеет отношение к повышенной эмоциональной чувствительности, и зрелый эмоциональный интеллект не равен высокой эмоциональности человека.
Эмоциональный интеллект – это не способность чувствовать, а способность чувствовать, анализировать и управлять своими чувствами.
Дети прекрасно умеют чувствовать, но не умеют анализировать чувства, свои и чужие.
Следующие тактики позволят вам научить ребенка распознавать эмоции окружающих.
Смотрите кино вместе с ребенком.
Кино и мультфильмы – отличный тренажер для развития навыка распознавания эмоций людей, а хорошие актеры – лучшие учителя эмоций. Начиная с самых простых эпизодов, задавайте ребенку вопросы:
Что сейчас чувствует герой?
Как ты понимаешь, что переживает герой, по каким признакам?
Покажи, как ты чувствуешь то же самое?
Как ты думаешь, почему герой чувствует именно так (в более сложных случаях)?
Действуйте по принципу от простого к сложному и начинайте с самых простых эпизодов, где герои радуются, пугаются, удивляются. Немного развив навык распознавания эмоций, укажите ребенку на то, что человек может испытывать и несколько эмоций одновременно, например робость и гордость.
Здесь, как и при развитии других навыков эмоционального интеллекта, родителю трудно вести ребенка туда, куда он и сам не дошел, возможности определяются уровнем развития ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ВЗРОСЛОГО. Однако, вместе с ребенком можно усовершенствовать и свой собственный эмоциональный интеллект.
Читайте книги
Другой источник в изучении чувств окружающих – книги. Здесь задача немного сложнее. Без помощи изображения, только по тексту нужно предположить, что почувствовал герой. Для этого ребенку требуется больше личного опыта и умение соотнести этот опыт с прочитанным.
Вопросы, которые можно задать, читая книгу:
Что почувствовал герой?
Сыграй, как ты себе это представляешь?
Бывают ли такие чувства у тебя?
Если бы на месте героя был другой, что бы он почувствовал?
Читая книги вместе с ребенком, вы укрепляете эмоциональную связь с ним, закладываете основы навыков чтения развиваете его кругозор и тренируете мозг ребенка.
В общении с ребенком говорите о своих чувствах, сообщайте ребенку, какую реакцию у вас вызывают разные события и его поведение в том числе.
Избегайте:
- Слишком многословно или чрезмерно экспрессивно сообщать ребенку о своих чувствах. Одна из форм невротизирующего и болезненного для ребенка поведения – экзальтированные эмоциональные излияния родителей. Часть родителей, обрадовавшись, что оказывается надо с ребенком говорить о своих чувствах, нашли эмоциональное прибежище в этих разговорах и ежедневно излагают ему нюансы своих переживаний.
Не делайте ребенка вместилищем своих тревог, даже если они кажутся вам обоснованными.
Не надо плакать на плече у ребенка и ждать его утешения.
Не стоит искать его защиты и миротворчества в конфликтах с супругом.
Не заставляете ребенка слушать ваши покаяния, которые следуют за эмоциональными срывами. Не нужно ожидать его прощения, многословно извиняясь перед ним.
Не делайте ребенка зрителем драматических переживаний тягот жизни, это всегда плохо отражается на его психологическом состоянии. Как разовое событие, в результате, например, потрясения, эмоциональность родителя – нормальное явлении. Но, как постоянная стратегия эмоциональная несдержанность, стремление непременно излить душу ребенку приносит только вред. Ребенок существо зависимое, он сам нуждается в опеке и поддержке. Я-выссказывания не должны обернуться беспрерывным эмоциональным потоком в сторону ребенка, ребенок – не ваш психотерапевт. Если вы ловите себя на стойком желании делиться чувствами с ребенком, пора задумываться о том, как вам избавляться от эмоционального одиночества и решать проблемы в своей жизни.
«Он не задумался сделать своим другом такое маленькое существо, едва лишь оно капельку подросло. Как-то так естественно сошлось, что между ними не оказалось ни малейшего расстояния. Он не раз пробуждал своего десяти- или одиннадцатилетнего друга ночью, единственно чтоб излить пред ним в слезах свои оскорбленные чувства или открыть ему какой-нибудь домашний секрет, не замечая, что это совсем уже непозволительно. Они бросались друг другу в объятия и плакали. …
Надо думать, что педагог несколько расстроил нервы своего воспитанника. Когда его, по шестнадцатому году, повезли в лицей, то он был тщедушен и бледен, странно тих и задумчив.»
Ф.М Достоевский «Бесы»
- Используйте Я - высказывания широко, не берегите их только как инструмент воздействия на ребенка. Есть опасность, сообщать о своих чувствах, только когда вы хотите как - то повлиять на ребенка. Вы говорите, «Мне стыдно, когда ты такой грубый» и единственная ваша цель – надавить на ребенка. Но, Я - высказывания – это очень ограниченный метод воздействия на поведение ребенка и он работает только при действительно хорошем душевном контакте с ним.
Давайте понять, что вы переживаете нечто не только в отношении ребенка, но и в других вопросах. При этом соблюдайте правило золотой середины, учитывая предыдущий пункт. Ребенок должен понимать, что значит для родителя иметь свое эмоциональное отношение к разным вопросам и как его выражать, но он не должен быть сконцентрирован на эмоциях родителей, как это может быть в случае чрезмерных эмоциональных излияний.
- Используйте Я - высказывания о разных чувствах, не только о негативных. Мы склонны осознавать свое состояние только в моменты негатива. Когда все благополучно, наше внимание дремлет. Также и Я - высказывания можно использовать по преимуществу в целях выражения обиды, разочарования, злобы. Такая тактика может приводить к усилению негативных переживаний, вы концентрируетесь на них и зацикливаете ребенка. Используйте Я - высказывания для выражения: удовольствия, умиротворения, радости и прочих чувств.
Анализируйте чувства окружающих людей
Обычно дети рассказывают родителям об эпизодах, которые с ними происходят в детском саду, на площадках, занятиях. Часто родители узнают о проблемных ситуациях, иногда о них сообщают воспитатели. И родители, вынужденные реагировать, разговаривают с ребенком о поведенческой стороне проблемы. Это естественно, надо же разобраться, кто, что сказал, кто первый кого ударил и прочее. Но, вы могли бы помочь ребенку взглянуть глубже и попробовать понять то, что скрыто от глаз.
Игра «внутри и снаружи»
Если вы узнаете о важном эпизоде в жизни ребенка, попробуйте оживить его:
- нарисуйте вместе рисунок об этой истории
- разыграйте сценку
- инсценируйте эпизод с помощью игрушек
Задавайте ребенку вопросы:
Что в этот момент было «внутри» твоего друга? Как он вел себя «снаружи»?
Как менялось то, что внутри? Как это было видно «снаружи»?
Изучайте признаки эмоций
Жесты, выражения лиц, мимика, голос – все это отдельные признаки различных эмоций людей. Помогите ребенку увидеть эти признаки и зафиксировать.
Есть много настольных игр, которые помогают изучить признаки эмоций, используйте эти игры, показывайте ребенку признаки эмоций, рисуйте или изображайте их в игре.
Как я могу влиять на других
Для ребенка дошкольника полноценное освоение концепции влияния на чувства других невозможно, поэтому в этой области не стоит строить амбициозных планов. Важно помочь ему сформировать идею, что наши действия и даже просто состояния – воздействуют на окружающих.
Понимание того, что мы отчасти являемся причиной изменения состояний других людей пригодится ребенку в школе. Ему важно осознавать, что его активность скажется и на отношении одноклассников, и на отношении учителей.
НЕ СТОИТ ПРЯМОЛИНЕЙНО ОБЯСНЯТЬ РЕБЕНКУ, ЧТО ОТ ЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЗАВИСИТ ОТНОШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ. Гораздо лучше серией игр и экспериментов сделать возможным естественное осознание этого факта ребенком. Не нужно ему говорить: «если ты будешь добрым, с тобой захотят дружить!». Понятие «добрый» довольно абстрактно для ребенка, его импульсы в совершении поступков всегда перевесят идею «доброты».
Игра: "Найди правильное решение"
Предложите ребенку выбрать одну из нескольких вариантов реакции на ситуацию.
Ты решил спросить у воспитателя, как собирать новый конструктор, который появился в группе, какой момент для этого лучше:
- воспитатель с нахмуренным лицом ищет что-то в своей сумке
- воспитатель заклеивает пластырем порез на пальце твоего товарища
- воспитатель беседует с медсестрой
- воспитатель с интересом наблюдает за игрой ребят
Тебе хочется поделиться с мамой важным секретом. Какой момент для этого подойдет:
- любой, потому, что мама всегда готова меня слушать
- мама говорит с подругой по телефону
- мама купает маленькую сестру
- мама зашла с покупками в дом
- мама присела отдохнуть
Ты решил попросить старшего брата одолжить тебе порисовать свой дорогой набор фломастеров. Когда лучше это сделать:
- брат довольный после уроков собирается засесть за компьютерную игру
- не важно когда, главное правильно попросить
- брат рассердился, увидев, что ты раскидал свои вещи на его столе
Все задания в этой игре заставляют ребенка сконцентрироваться на Другом, передположить его реакцию.
Игра «Предсказатель»
Предложите ребенку "увидеть будущее" и предсказать реакцию окружающих.
Что будет, если:
На занятии в классе ты будешь говорить в полный голос?
Ворвешься в класс с громким криком посреди урока?
Принесешь маме вкусный чай?
Обманешь своего друга?
Начнешь командовать старшим братом?
Одной из важнейших задач подобных игр является укрепление эмоциональной связи с ребенком, это главная область, которую нужно оберегать, ей нельзя пожертвовать даже ради самых важных оперативных задач. Задач и проблем в жизни с ребенком будет множество, но решаться они будут успешно только на основе эмоциональной близости с ребенком.
Все игры по развитию эмоционального интеллекта формируют речь ребенка, тренируют его способности к чтению и контролю за своими импульсами.
© Филоненко Елизавета