В первой и второй частях я описала причины, которые мешают нам проводить время с ребенком. Это непринятие ребенка и конфликт с человеком, находящемся при ребенке. Еще одной причиной, по которой люди не могут проводить полноценное время с детьми становятся личностные особенности, иногда дорастающие в человеке до невротического уровня.
Есть качества характера или состояния, в которых трудно контактировать с людьми, в частности с детьми. Именно они становятся причиной того, что мы слишком заняты на работе или по-хозяйству и не находим времени на ребенка (подробнее об этом можно прочитать ЗДЕСЬ). Таких невротических состояний (или это могут быть устойчивые личностные качества) много и описание их было бы похоже на учебник психологии. Поэтому опишу только главных игроков на этом поле. Итак, какие же состояния отчуждают нас от детей?
Тревога
Чемпионом в этом вопросе является тревога. В тревоге человек вообще видит мало чего и мало кого, главное происходи в его голове, там страхи разных размеров, форм и оттенков. Именно они в фокусе его внимания. Причем страхи могут касаться того же ребенка, например, его рациона или здоровья, но тем не менее вы ВНЕ контакта с настоящим ребенком, вы в контакте с болезненными образами из собственной головы.
Тревога может быть острой или хронической, может доходить до уровня панических атак или проявляться в виде болезней. И если с последними двумя состояниями идут к специалистам (такие состояния трудно переносить), то с фоновой постоянной тревогой человек обычно живет годами, считая, что он такой уродился, сделать ничего нельзя. Или веря в то, что никакой тревоги у него, он адекватен, просто мир очень опасен.
Тревога многообразна, беспокоиться можно о миллионе вещей. Содержание беспокойных мыслей большого значения не имеет, так как от смены объекта беспокойства состояние практически не меняется. Чувство тревоги - это основа, а уж о чем побеспокоиться, всегда можно найти. Так вы можете тревожиться о своих успехах на работе и по пять раз проверять каждое письмо клиентам или переписывать отчеты. Можете беспокоиться о политической ситуации, ее влиянии на вашу финансовую безопасность. Можно волноваться, что вас уволят со дня на день, или, наоборот, повысят, посадив на то место, с которым вы просто не справитесь. Можно беспокоиться об уходящей молодости и потерянном времени. Также очень много сил можно потратить на переживания о своей позиции в обществе, своем статусе. Можно беспокоиться о микробах и драить все доступные вам поверхности. Можно волноваться, достаточно ли вы хорошая хозяйка и заниматься своим совершенствованием в этой области.
Отдельная тема – беспокойство за самого ребенка, тут широкое поле возможностей. В первую очередь физические параметры: недоедает, простудится, может, болеет чем-то тайным, что наверняка, не сумели прояснить обследования (а материнское сердце чует). Затем характер и особености ребенка. Почему он у меня такой… застенчивый/равнодушный/жестокий/вялый/врун/ленивый/неряшливый (нужное подчеркнуть).
Конечно, множество родителей сейчас волнуются за уровень умственного развития детей, и тогда отпрысков надо как - то учить самим или возить на «развивашки».
Также можно беспокоиться за отношения с ребенком: конфликты или отчужденность. И можно даже сидя в декретном отпуске при ребенке все свое время вложить в чтение литературы о детях, беспокоясь о том, как установить с ним тесную эмоциональную связь и привязанность. При этом вас не будет с ребенком в результате тревоги потерять (не наладить) с ребенком связь. Парадокс.
Также популярно глобальное беспокойство о том, хорошая ли вы мама (подробнее можно почитать в статье «Невроз хорошего родителя»).
Тревога мешает контакту, она уводит вас от мира, она замыкает вас в самом себе и мучает там. Вам ни до кого, ваши действия и мысли подчинены одной цели – снизить мучительное состояние тревоги любой ценой. Что-то сделать, чтобы стало спокойнее.
В тревоге вы заняты предметом, с которым у вас связано особое беспокойство: работой, хозяйством, здоровьем. Заняты фактически (не в состоянии уйти с работы или прекратить мыть пол) и заняты ментально («не могу выбросить работу из головы»).
При этом сам ребенок может быть предметом вашей активности. Но, именно предметом! Вы можете без конца его развивать, кормить или лечить, но в тревоге вы не видите ребенка, вы воспринимаете только его фрагмент, как правило, именно тот, что вызывает ваше беспокойство. И настоящего теплого контакта с этим ребенком не происходит, вы всегда встревожены и надо что-то делать, решать, не до общения.
Также именно тревога порождает тотальное зависание в интернете или компьютерных играх (у детей, кстати, тоже). Дело в том, что постоянное потребление информации частично снижает тревогу, ваше мышление как бы управляется этой информацией, интернет - что-то вроде успокаивающей пустышки для ребенка. Уже не вы думаете, а вами как бы управляет контент, который вы изучаете, это успокаивает. Аналогичное, но еще более сильное воздействие у компьютерных игр. Зависание в гаджетах отрывает нас от детей, и часто причиной этого явления бывает тревога. Вам стало неуютно, беспокойно, вы интуитивно нырнули в сеть и через два часа обнаружили себя, изучающего инстаграмм чужого вам человека. А ведь это были два часа вашей жизни)).
Тревога – не есть нормальное состояние организма, вот эти бесконечные пульсации психики не норма и не результат внешних опасностей, тревогу нужно лечить! Это возможно, хотя это путь, а не разовое мероприятие и путь, требующий ваших усилий.
Три главных направления лечения тревоги: психотерапия, спорт, духовные или религиозные практики.
Депрессия
Депрессия и тревога – родные сестры. Тревога обычно предшествует депрессии и частично включена в нее.
Депрессия – настоящая болезнь, с которой, к сожалению часто не приходят за помощью. Она является причиной потери возможности работать, любить и вообще жить (большинство самоубийств совершаются именно людьми в депрессии).
В депрессии снижается способность человека адекватно оценивать себя, мир, своих детей, способность общаться, получать положительные эмоции от жизни. Обычно человек в депрессии уходит от контактов, в том числе с детьми. Также депрессия влияет на возможность принимать детей, так как человеку все видится в черном цвете.
Если ваши родственники страдали депрессией и вы подозреваете у себя это состояние, то нужно обратиться к психотерапевту или психологу. Методы самопомощи, конечно, также могут быть полезными, но вы должны реально оценить их эффективность. Если попытки вытащить себя не дают результата 1-2 месяца, то пора идти к специалистам.
Самыми эффективными методами самостоятельной борьбы с депрессией являются значительная физическая нагрузка и труд.
Также полезно почитать книжку А. Курпатова «От депрессии к радости».
Изоляционизм
Изоляционизм – стремление избегать контактов с людьми, эмоционального вовлечения в их дела. Называют эту черту по - разному (эскапизм, отчужденность, эмоциональная недоступность и проч.), но суть одна – человек стремится уйти от контактов с другими.
Первые два пункта (тревога и депрессия) это скорее состояния человека, хотя по своей психической конституции человек может быть изначально к ним склонен. Изоляционизм же скорее черта характера, наработанная в процессе воспитания или последующего опыта. Часто изоляционизм (отчужденность) наследуется от родителей, которые также обладали этим качеством. Мама была холодная, не погладит, слова лишнего не скажет, и сын таким вырос, естественно.
Изоляционизм может быть и временным состоянием, например, спровоцированным шокирующим событием: тяжелой потерей или болезнью. Тогда в ответ на шок, переживание горя человек замыкается, но может вернуться к людям по прошествии времени. Человек может изолироваться и периодически, в результате стресса, то есть только отчасти быть отчужденным.
Изоляционизм чаще свойственен мужчинам (тревога и депрессия – женщинам) – это связано с традицией воспитания мальчиков: им предлагается быть более закрытыми, меньше болтать, скрывать чувства. Близкое же общение предполагает именно эти возможности: способность раскрывать себя в контакте, эмоциональную доступность, открытость. В связи с тем, что такие качества и манера поведения представляются мужчине неприемлемыми, он остается отчужденным не только в формальных, но и в близких отношениях, не будучи способным и не имея желание менять свои стереотипы. Это проявляется и с детьми.
Изоляционисты могут быть хорошими надежными партнерами, но они не подпускают к себе эмоционально и не интересуются вашими эмоциями. К слову сказать, изоляционистов обычно мало интересуют и свои собственные эмоции. Для них нормальное общение – общение по делу, без личностного приближения, в таком виде общения они чувствуют себя комфортно. С детьми также изоляционисты могут быть ровными, но душевно далекими родителями.
Изоляционистами бывают и женщины (реже), это не только мужское качество. Люди, обладающие таким качеством, чувствуют дискомфорт, если кто-то пытается проникнуть в их эмоциональное поле. Сами они обычно не видят проблем в своем характере и могут задумываться об изменениях только под влиянием нарушившихся отношений с близкими.
Понятно, что изоляционизм препятствует нормальному общению с детьми.
Правильно ставить вопрос
Решая проблему выделения времени на общение с детьми важно точно понимать себя и ставить правильный вопрос. Проще всего свалить все на работу или другую занятость.
Задайте себе вопрос: что в действительности удерживает меня от того, чтобы выделить больше времени детям? И не играют ли определенной роли три основные причины отчуждения: непринятие ребенка, личностные особенности и конфликт с тем, кто находится при ребенке.
Правильно поставленный вопрос – часть решения.