Если мы помогаем ребенку учиться делать то, что мы уже давно умеем, то нам кажется, что тут все очень просто. Выучив одну букву, нетрудно слить ее с другой и так далее. Научившись стоять на роликах, почему бы не проехать кружок за ручку с папой. Умея писать буквы, почему не писать их красиво!
Причина нетерпения – именно в этой уверенности, что у ребенка уже есть кое- какие умения, просто надо их применить, а он не хочет. Не хочет думать, не хочет постараться, а это раздражает.
Вспомните свои первые шаги в управлении машиной или езде на велосипеде. Вы вроде уже и знаете, что делать, но делаете что-то не совсем правильное, ваши умения не скоординированы и не автоматизированы. Примерно так чувствует себя ваш ребенок, когда он «уже знает» или умеет что – то, но навык этот совсем новый. Так, зная, как читается слово в одной книжке, ему может быть трудно разобрать это же слово в другой. И также очень трудно разобрать слово, всего лишь на одну букву отличающееся от уже знакомого.
Родители младших школьников часто ругают своих детей и жалуются на их невнимательность. Ведь знает точно, как писать слово, а делает в нем глупую ошибку, пропускает букву. Или сам же написал правильно черновик, а на чистовике сто ошибок. Издевается что ли над родителями? Или думать не хочет, голову не включает?
На самом деле знание бывает разным. Ваше знание о том, как писать, например, слово «юбка» вовсе не равно такому же знанию у первоклассника (хотя, он это тоже как бы знает). Вы встречали эту «юбку» бессчетное количество раз, образ слова прочно отпечатан в вашем сознании и не требует никакой осознанности для его воспроизведения. Вам не надо делать ни малейшего интеллектуального усилия, чтобы воспроизвести это слово на письме. Поэтому ваша ошибка в слове «юбка» была бы действительно глупостью или крайней степенью рассеянности. Но, так ли это для ребенка?
Если спросить ребенка отдельно, как пишется слово, он, скорее всего, ответит правильно, потому, что специально подумает о правильном написании (которое для него далеко не так же привычно, как для вас). Но, на это уйдет определенный ресурс внимания ребенка. А что, если ресурс этот требуется на множество других вещей?
Когда он делает, скажем, домашнюю работу этот ресурс необходимо распределить на много важных областей:
- положение тела в пространстве. Ребенку говорят – сиди ровно, «не пиши носом», что ты развалился… И ресурс внимания оттягивается на сохранение правильного положения тела в пространстве, правильная поза не дается ребенку автоматически.
- механика письма. Ребенку еще надо помнить, как соединяются все буковки, стараться держать правильный наклон палочек. Разве автоматически это делает ребенок? Конечно нет, он напрягается, чтобы все сделать правильно, зная, что учитель противной красной линией подчеркнет все недостатки, а родители будут говорить что - то про конечности курицы.
- правильное расположение слов на странице. И на это тоже должна пойти своя порция внимания. Надо следить, чтобы слова писались там, где надо и не сливались в одно, и не сползали со строк. И отступать сколько надо, и за поля не выползать. Одна морока, в общем!
- удерживание себя за делом. И самое сложное – надо вообще сконцентрировать себя на задании. А тут то собака под ногами, то брат в комнату входит, то радио звучит из соседней комнаты, то игрушки твои собственные как живые начинают с невероятной силой тянуть тебя к себе. И всему этому надо сопротивляться в пользу вовсе незанимательных вещей – каких-то скучных слов и закорючек.
И вот элегантным движением «юбка» превращается в «юпку», не уследил ребенок... Не потому, что ребенок не хочет включаться, а потому, что он усиленно контролирует множество сфер, о которых взрослые давным-давно забыли. Поэтому возникают «глупые» (а на самом деле абсолютно естественные) ошибки. А взрослые уже говорят: «Ты что, идиот, такие ошибки делать?». И вот уже жалуются по телефону, что «у нас сегодня Миша отличился…». Детям это обидно, между прочим, но они не могут это ясно рассказать, замыкаются чаще.
Представьте, что вы должны писать текст на малознакомом вам языке гусиным пером, готическим шрифтом. Уверены ли вы, что не пропустите букв, не сделаете "глупых" ошибок? Для ребенка освоение новых навыков такое же сложное дело.
Чтобы успешно помогать ребенку, нужно четко понимать, что между вами – пропасть. Огромное пространство жизненного опыта, знаний, ваших умений, иного развития мозга и тела. Как правило, ожидания от детей сильно завышены, родители, пытаясь дотянуть детей до каких-то фантастический планок, терпят полное поражение и не могут обеспечить даже минимум, так как ребенок идет уже на конфронтацию с родителями, которым вечно не угодишь.
© Елизавета Филоненко