- Мой ребенок постоянно говорит о том, что у него не получится что-то сделать. Как правильно реагировать на такие заявления, как приучить ребенка не отступать перед сложностями?
В любом деле и в любом возрасте человек может сказать – «Я не смогу!». Это одна их форм избегания действия, иногда связанная с нежеланием напрягаться, иногда со страхом потерпеть неудачу, иногда со слабым пониманием, зачем нужно какое - то дело. Для формирования характера ребенка важно, как родители реагируют на его слова «Я не смогу!». Начинают ли они его ругать, подбадривать, стыдить или делают работу за него.
Главное, что нужно предпринять в ситуации, когда ребенок говорит, что у него не получится что-то сделать, показать ребенку общую цель как несколько взаимосвязанных задач. Если работа перестает быть для ребенка труднообозримым делом, и представляется в виде нескольких последовательных задач, вам гораздо легче стимулировать ребенка начать выполнять первую их этих задач.
- Я не сумею собрать портфель!
- Сможешь открыть дневник и посмотреть, какие уроки завтра?
- Да…
- Сможешь вытащить из шкафа нужные учебники и тетради?
- Смогу…
-Тогда начинай, я через пять минут к тебе приду.
-Я не могу сам сделать задание по русскому!
- Хорошо, твоя задача пока открыть учебник, прочитать задание и сделать на черновике так, как ты пока понимаешь. Потом принеси черновик, мы вместе посмотрим!
- Не могу посуду помыть, не сумею…
- Начнем с того, что все тарелки составляй вот сюда и с каждой выбрасывай остатки еды. Это сможешь?
- Нет, это трудно!
-Понятно, одну тарелку удастся донести до раковины?
- Ну, да…
- Давай начнем с одной!
- Я это рисовать не буду, у меня все равно ничего не получится!!!
- Давай начнем с замысла, он уже имеется?
- Неет, ничего не могу придумать!!
- Ага, значит сомнения…, а ты уже выяснил, что точно рисовать не хочется?
- Не умею людей рисовать, не получается. Нарисую домик…
- Какие цвета возьмешь?
Во всех случаях внимание ребенка уводится от глобального понимания дела к частной задаче, позволяющей сдвинуться с мертвой точки. Кроме того, ребенку дается понять, что родители в любом случае ожидают от него каких-то действий, что фраза «Я не смогу!» это не возможность отменить дело и переложить ответственность на других.
О других способах поддержать инициативу ребенка и помочь ему преодолеть неуверенность можно прочитать ЗДЕСЬ
© Елизавета Филоненко