Многих родителей интересует вопрос: какая степень близости оптимальна в разные периоды жизни ребенка.
Нужно ли все время стараться быть как можно ближе к ребенку? Или лучше сохранять дистанцию, чтобы ребенок был более независимым?
Когда близость родителей критически важна, а в какие моменты можно и даже нужно увеличивать расстояние между собой и ребенком?
Проявлять ли инициативу в том, чтобы увеличивать дистанцию с ребенком? Или ждать, когда ребенок сам проявит желание стать более "отдельным"?
Ответы на эти вопросы зависят преимущественно от возраста ребенка и потребностей, которые меняются с развитием его личности. Рассмотрим важные этапы взросления и тактику родителей в эти периоды.
Младенчество, первый год жизни
В это время ребенку остро необходимо присутствие родителя (обычно матери) как для удовлетворения физических потребностей, так и для формирования чувства уверенности и защищенности в мире. Эмоциональный контакт с родителями необходим, его невозможно заменить даже самым качественным уходом чужого человека. Многочисленные психологические эксперименты доказывают, что отсутствие близкой фигуры в первый год жизни оказывает непоправимое влияние на физическое, умственное и психологическое развитие ребенка.
Итак, возраст до одного года - это период, когда физическая близость матери необходима. Малыша надо чаше брать на руки, обеспечивая ему физический контакт. С малышом нужно часто говорить, эмоциональный контакт с близким человеком - основа для развития в этот период жизни. Несмотря на то, что дети не в полной мере понимают речь в младенчестве, общение со взрослым (а не только уход за ребенком) - главная составляющая его благополучного развития.
Малыш от года до трех лет
В этом периоде, несмотря на то, что привязанность ребенка еще очень и очень сильная, начинается физическое и психологическое отделение малыша. Ребенок активно осваивает мир, отходит от родителя, но постоянно возвращается к нему, чтобы почувствовать уверенность. Сначала эти вылазки совсем короткие (в другую комнату, на пять минут), а потом все длиннее. Ребенку очень важно понимать, что мама и папа уверенные и надежные существа, к которым можно вернуться после очередного исследования окружающей действительности.
Несмотря на то, что большая привязанность ребенка сохраняется, уже нет никакой необходимости быть все время при нем. Ребенок в этом возрасте должен получить первый опыт пребывания с самим собой, и осмысленного пребывания с кем-то, кроме родителей.
Часто малыши ведут себя настойчиво и не хотят, чтобы мама уходила. Они ползают за ней, куда бы она ни направлялась в квартире или громко рыдают, если она уходит из дома. Это неприятное, но в целом нормальное явление, в возрасте примерно от 9 месяцев до 2, 5 лет ребенок формирует чувство привязанности к близкому человеку.
Чувство привязанности не является у человека врожденным, оно возникает под влиянием эмоционального контакта с близкими людьми. Для его формирования требуется определенное время. Около 9 месяцев малыш начинает различать "своих" и "чужих" предпочитая при этом быть рядом со "своими", то есть с теми, кого он знает лучше всего. Выглядит это несколько неожиданно для многих родителей: около девяти месяцев улыбчивый и контактный младенец вдруг начинает бояться чужих и громко плакать, как только мать выходит из поля его зрения. Интересно, что в список условно "чужих" могут попасть и самые близкие родственники. Так, ребенок может негативно реагировать на бабушку с дедушкой, если редко их видит. Множество детей демонстрируют недовольство даже оставаясь с отцом и предпочитают общество матери. Это обычно происходит тогда, когда мать проводит с ребенком большую часть времени.
Итак, на уход матери малыш возраста 1- 3 лет может реагировать очень бурно: плакать и протестовать. Причина этого заключается в том, что маленький ребенок развит недостаточно, чтобы понимать, что мама, конечно, вернется, она пропадает не навсегда. Взрослым трудно до конца осознать этот факт, им кажется, что их увещеваний о том, что мама вернется, должно быть достаточно, чтобы успокоить малыша. Однако, малыш продолжает плакать! Дело в том, что ребенку требуется целая серия опытов, чтобы окончательно убедиться, что мама всегда возвращается и никуда не пропадает. Реакция протеста ребенка может длится долго и даже нарастать, как правило, дети очень остро реагируют на уход мамы около 1,5 лет, потом острота реакции притупляется.
Многие родители на основании того, что ребенок плачет, решают, что оставлять его нельзя и неотступно сидят при ребенке.
Маша, мама полуторагодовалого Артема решила, что пришло время ненадолго отлучаться из дома. Она не работала, но за время ухода за малышом накопилось немало дел, которые требовали ее внимания.
С ребенком должна была оставаться бабушка. Первый же эксперимент привел в ужас бабушку и сильно обеспокоил маму Артема. Мальчик кричал и плакал, не желал играть с бабушкой, та суетилась, постоянно звонила матери и взволнованно сообщала, что не справляется. Когда дочь пришла домой, бабушка была очень возбуждена, ребенок плакал. Бабушка сообщила, что ребенка такого возраста оставлять без матери нельзя, и она сама так никогда с Машей не поступала, ребенка не бросала.
Второй эксперимент маминой отлучки прошел еще хуже. Теперь Артем заранее понял, что мама собирается куда – то сбежать и повис на ней, требуя, чтобы она осталась. Маша долго сидела с ним, уговаривала, пообещала принести игрушку. Прощание продолжалось около получаса, Маша опоздала в то место, где ее ждали. Бабушка при прощании то была возмущенна и осуждала Машу за черствость («бросает такого нервного ребенка»), то демонстративно переживала за свое будущее дежурство («как я с ним буду, не представляю!!»). Ситуация повторилась: слезы, звонки, нарастающее чувство вины и тревоги Маши.
После этого случая было решено уходить тайно, чтобы не травмировать ребенка. В результате уход Маши проходил спокойнее, в отсутствие мамы ребенок плакал, хотя несколько меньше, но в течение дня стал куда более беспокоен и капризен. Решено было, что ребенок к разлуке совершенно не готов, и мать уходить перестала.
В настоящее время Артему 4, 5 года и он по прежнему устраивает скандал, как только мать решает уйти. Это стало причиной того, что мальчика не отдают в детский сад и мать не может выйти на работу.
В приведенном примере нормальная реакция ребенка на расставание с матерью была неверно интерпретирована взрослыми. Они решили, что происходит нечто из ряда вон выходящее, ребенок неустойчив, его надо спасать постоянным присутствием матери. Тревога матери и бабушки усилила реакцию малыша, так как вместо уверенных взрослых людей он видел до предела встревоженных близких. Это закрепило его эмоциональную реакцию, подтвердило, что дело неладно, и о спокойствии речи не идет. Таким образом, вместо развития способности мальчика оставаться с кем – то кроме матери, расширения его круга общения, произошло болезненное сужение этого круга, ребенок замкнулся на мать, которая и является сейчас единственным источником и непременным условием его спокойствия.
Чем меньше людей окружает ребенка в повседневной жизни, тем меньше у него возможностей привыкнуть к разным людям и разным стилям общения и чувствовать себя спокойно в разнообразных ситуациях. Обычно, если мать большую часть времени находится с ребенком одна, ребенок особенно остро реагирует на разлуку с ней. Ребенок привыкает к присутствию одного человека и чувствует себя спокойно только с ним.
Несмотря на то, что дети от 1 до 3 лет часто ведут себя беспокойно при расставании с родителями, им необходим этот опыт. Временная разлука с матерью, при условии, что ребенок остается с хорошо знакомым ему человеком, принесет ему только пользу. Ребенок не может привыкнуть, что отсутствие матери является нормальным явлением, принять этот факт и переключиться на других людей, если не предоставлять ему нужного опыта.
Если ребенок не отпускает от себя мать, ведет себя слишком беспокойно, это возможно, повод задуматься о том, что он чрезмерно тревожен, обратиться за помощью. Однако, это не повод никогда не уходить от ребенка, подкрепляя его зависимость.
Около трех лет дети осознают свою отдельность от родителей, формируют чувство собственной личности. Это сопровождается так называемым кризисом трех лет, когда ребенок отстаивает свою независимость от взрослого. В этом же приблизительно возрасте ребенок осознает, что он не центр жизни матери. Существует еще отец, другие близкие и друзья матери, дела, не связанные с ним. Это неприятное, но необходимое открытие для здорового взросления ребенка. Нездоровая ситуация возникает, если у ребенка складывается впечатление, что он центр жизни родителей, их основной смысл существования.
Понимание того, что родители отдельные независимые люди со своими интересами позволяет ребенку взрослеть, дает и ему право постепенно отделяться, заводить привязанности вне семьи. Даже в неполной семье, где нет второго родителя, желательно, чтобы у ребенка не создавалось впечатления, что интересы матери полностью подчинены ему.
Ребенок от трех до семи лет
Ребенок от трех до семи лет уже не так тесно связан с родителями. Он гораздо лучше может удовлетворять свои бытовые, эмоциональные, интеллектуальные потребности с помощью других людей и самостоятельных занятий. Он активно интересуется миром и людьми в этом мире. Это возраст, когда ребенка нужно выпускать за пределы семьи. Различные занятия и детские дошкольные учреждения предоставляют такую возможность.
Несмотря на огромную потребность во внимании и близости родителей в этом возрасте, никакой необходимости быть при ребенке постоянно не существует, родитель может спокойно работать или заниматься другими интересующими его вещами, не опасаясь, что забросил ребенка.
Существуют дети, которые по - видимому еще до наступления трех лет готовы к посещению детского сада. Это дети с особенными склонностями, очень ориентированные на общение.
Ирина, мама Никиты, мальчика 2, 5 лет жила в небольшом поселке. Детского сада там не было, однако была группа краткосрочного пребывания, организованная на частной основе. Детей там было меньше 10 и Никита при редких визитах в эту группу (мать была в приятельских отношениях с воспитательницей) демонстрировал яркое стремление идти к детям, поиграть, остаться с ними. Однако мать, прочитав где – то, что до 4 лет ребенка в сад отдавать опасно, ни за что не соглашалась отвести Никиту в группу.
На консультации у психолога мать, проанализировав свои чувства, пришла к выводу, что сама не хочет расставаться с мальчиком, не готова к этому. После консультации было все же решено оставить мальчика в группе на 2 часа, чему мальчик был очень рад. В дальнейшем регулярные посещения группы не вызывали серьезных сложностей. Таким образом, в конкретном случае посещение детского коллектива началось у ребенка раньше в связи с его особенностями.
В нашем примере описан сравнительно редкий случай, однако страх перед отправлением ребенка в детский сад знаком множеству родителей. Этот страх имеет отношение к специфической тревоге сепарации (отделения) от ребенка, когда родитель при увеличении дистанции с ребенком испытывает беспокойство.
Часто пред первым посещением детского сада родители волнуются гораздо больше, чем сам ребенок. И родители могут своей тревогой усиливать или даже порождать беспокойство ребенка. Эмоциональное состояние родителей очень важно для ребенка. Оно бессознательно считывается ребенком, являясь ориентиром и информацией о мире. И если родитель транслирует ребенку (часто без слов, просто в мимике, пластике, интонациях, ритме дыхания) острую тревогу, то ребенок обязательно будет также тревожиться. Ребенок обладает мощными механизмами считывания эмоций окружающих, всегда реагирует на них, часто повышенной возбудимостью или трудностями в поведении.
Собираясь отдавать ребенка в детский сад, родителям имеет смысл проанализировать свое эмоциональное состояние, оно влияет на настроение ребенка и может сказаться на том, как ребенок будет адаптироваться в новом месте.
Ребенок от семи до двенадцати лет
Около семи лет наступает очередной кризисный этап для ребенка и для всей семьи. Ребенок входит в другую фазу развития и в большую социальную систему образования. Это возраст, когда ребенку особенно важна эмоциональная поддержка взрослого. Однако, не обязательно на фоне поступления ребенка в школу бросить работу и засесть с ребенком за уроки.
Вопрос о том, насколько родителям стоит включаться в школьные занятия вместе с ребенком неоднозначный. Это всегда зависит от текущей ситуации, иногда, действительно, только родители могут помочь ребенку, подтянуть его знания, обучить правильным приемам работы с информацией. Но в целом учеба это дело ребенка, а постоянный родительский контроль и большая включенность в школьные дела скорее обслуживают психологические потребности родителей, нежели требуются ребенку.
Для ребенка большая включенность родителей в школьные дела обычно оборачивается ослаблением его возможностей, ведет к формированию пассивности и низкой мотивации к достижениям. Получается замкнутый круг: чем активнее родитель, тем пассивнее ребенок. Родитель, видя такие дела, начинает еще больше напирать, пытаясь ребенка расшевелить. Ребенок же реагирует еще большей отстраненностью, безответственностью и безразличием, при этом родитель убеждается, что ситуацию надо держать под жестким контролем, иначе все рухнет. Круг замыкается.
Несмотря на описанные выше опасные грани родительской заботы, в начальной школе, особенно в первый год обучения, ребенку нужна включенность родителей, их поддержка, помощь, психологическая опора. Это должно быть в фокусе внимания родителей, не переходя в неестественные формы замещения активности ребенка, подмены его деятельности, своей деятельностью.
Ребенок от двенадцати до восемнадцати лет
Детско – родительские отношения необычны тем, что судить о их качестве можно часто именно тогда, когда они закончены. То есть, закончены именно как отношения взрослого и ребенка. И начались отношения двух взрослых людей. Тут существует множество вариантов, самые печальные из которых, пожалуй:
- отсутствие каких бы – то ни было контактов с родителями;
- чрезмерный контакт с родителями, и отсутствие у человека привязанностей вне семьи, слишком тесные взаимозависимые отношения;
- острый конфликт с родителями.
Любой исход предопределен историей отношений с ребенком. Важно понимать, что отношения с ребенком всегда трансформируются, они никогда не стоят на месте, и нельзя предполагать с подростком ту же степень близости, что и с трехлетним малышом.
Подростковый возраст самый, пожалуй, сложный как для окружающих, так и для самих детей. О подростковом кризисе написаны тонны литературы, остановимся здесь на двух существенных моментах.
Во – первых, подросткам действительно нужна свобода, в том числе свобода духовная, свобода в самоопределении. Но, часто родители видят главную опасность возраста именно к стремлении к свободе, они хотят любой ценой эту свободу ограничить. Ограничивать свободу можно как физически (например, не разрешая подростку надолго уходить из дома или общаться в социальных сетях), так и на внутреннем уровне (резко критикуя или дискредитируя музыку, одежду, друзей и ценности, которые начинает разделять подросток). Эти тактики ведут к нарастанию напряжения между подростками и родителями.
Но, подростку нужна не только свобода, ему также важно тепло, защита семьи и внимание. И это второй фактор о котором необходимо помнить. Баланс между потребностью в свободе и потребностью в принадлежности к семье трудно найти. Но именно это можно считать целью отношений с ребенком на этапе подросткового кризиса (подробнее о кризисе можно прочитать ЗДЕСЬ).
Душевная близость с родителями - необходимое условие нормального развития человека, она требуется ему во все периоды жизни. Однако, меняется содержание и интенсивность этой близости, она развивается вместе с развитием человека. Чтобы оказывать поддержку нашим детям, мы должны чутко реагировать на их меняющиеся запросы, потребности, ведь отношения похожи на живой организм.