Обучающие курсы
Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.
Воспитание ребенка от 1 до 3 лет
Кто из родителей не хотел бы, что бы его ребенок ел все, особенно полезные продукты? Но, как это сделать, если вкусы ребенка удручают своим однообразием: дети стойко предпочитают сладости и хлебо – булки! Как вообще побуждать ребенка пробовать новое, чтобы он привыкал к разнообразной еде? Первое, что пробуют родители – уговоры и хитрости: можно разрекламировать продукт, а можно просто спрятать несколько кусочков в блюде, которое ребенок охотно ест.
Мы предлагаем вам необычную игру-приключение, в которое вы можете отправиться с ребенком не отрываясь от привычной домашней обстановки. Заниматься с ребенком лучше между делом, за приготовлением пищи, в магазине, за столом. Можно организовать и отдельную «пищевую» игру.
Игра поможет расширить пищевые предпочтения ребенка, сделает его менее консервативным в еде. Однако, надо сказать, что игру можно использовать только при отказе от какого – либо давления ребенка за столом и принуждения его к еде.
Игра хорошо отвечает особенностям развития детей до 7 лет, именно в этот период она наиболее актуальна.
Материалом для игры могут служить крошечные кусочки разных продуктов. Никогда не используйте много еды для этой игры.
Неделя первая - 4 ВКУСА ЕДЫ
В течение это недели изучайте разницу во вкусе продуктов.
– Изучите 4 основные вкуса еды: (соленый, сладкий, кислый, горький). Пробуйте крошечные кусочки еды с разным вкусом.
– Учите ребенка сортировать продукты по 4 основным вкусам. Предложите разложить кусочки еды по 4 контейнерам с надписями: КИСЛО, СЛАДКО, СОЛЕНО, ГОРЬКО.
– «Перепутайте» кусочки еды так, чтобы среди горьких попался сладкий или кислый. Попросите ребенка навести порядок в пищевом царстве.
– Придумайте картинки или цвета для обозначения каждого вкуса.
– Изучите, как влияет на ощущение вкуса температура еды.
– Соотнесите основные вкусы и характерами героев сказок, которые любир ребенок. Какому герою подошел бы определенный вкус? (Шапокляк – кислый, Лунтик – сладкий и т.п.).
– Вспомните характеры ваших знакомых. Каким людям больше подходит какой вкус. Возможно вы найдете среди знакомых «представителей» всей четырех вкусов.
– Обратите внимание ребенка на то, как в русском языке слова обозначающие вкус употребляют для описания разных явлений («сладкий голос», «горькая правда», «кислая мина»)
– Опросите знакомых, узнайте из любимые вкусы
В конце недели создайте совместно с ребенком большую картину или коллаж, где действующими лицами будут продукты с разными вкусами. Обратите внимание ребенка, как дружат между собой некоторые вкусы.
Неделя вторая - ЦВЕТ ЕДЫ
Изучайте и описывайте внешний вид еды, рисуйте ее, изучайте ее цвета и формы, используйте память и воображение.
– Понаблюдайте, как в рекламе используются цвета вкусных и привлекательных продуктов (красный, желтый, оранжевый). Обсуждайте с ребенком почему человека привлекают такие цвета.
– Используйте как можно больше слов для описания цвета. Зеленый может быть салатным, болотным или яблочным. Желтый цвет – банановым или лимонным. А при описании красного цвета можно даже устроить соревнование, кто больше оттенков перечислит.
– Рассматривайте натюрморты знаменитых художников, различные способы изображения еды. Найдите необычные способы использования продуктов в картинах, как на полотнах Арчимбольдо.
– Найдите соответствия между цветом и вкусом продуктов: яркие продукты как правило сочные и сладкие (апельсин, арбуз), а горькие имеют более приглушенные цвета (чеснок, сельдерей).
– Порассуждайте с ребенком о том, как цвет влияет на аппетит человека.
– Попробуйте провести эксперимент: укладывайте еду на тарелках разными способами и отмечайте, как вид и привлекательность еды влияет на желание человека ее съесть.
Неделя третья - ЗАПАХ ЕДЫ
Изучайте запахи еды, сравнивайте, угадывайте продукты по запаху.
– Сравнивайте запахи по интенсивности и приятности их для человека. Есть слабые и тонкие запахи, которые почти неуловимы (сырая морковь). А есть запахи яркие и сильные (кофе).
– Расскажите ребенку, как запах может «убежать» от продукта. Проведите эксперимент по выветриванию запаха. Покажите, какие специальные емкости люди используют, чтобы сохранять запахи еды.
– Найдите трудносопоставимые запахи, которые как бы спорят друг с другом. Найдите также «дружные» запахи, которым хорошо вместе (такие как сдоба с корицей).
– Попробуйте отыскать продукт, который ничем не пахнет. Попробуйте извлечь запахи из слабопахнущих продуктов путем их нагревания или растирания в руках. Так «отдают» свои запахи большинство трав.
– Расскажите ребенку, как запах продуктов может сигнализировать о пригодности или непригодности этого продукта в качестве пищи. Объясните, зачем так устроено природой, чтобы испорченные продукты пахли отвратительно.
– Попробуйте с помощью запаха, как можно живее, восстановить ощущение вкуса еды.
– Нарисуйте запах еды, используя подходящие цвета.
– Расскажите о приятных воспоминаниях своего детства, связанных с каким -то запахом еды.
– Найдите для каждого члена семьи тот запах, который лично у него ассоциируется с чувством покоя и счастья.
Неделя четвертая - ОСЯЗАНИЕ И СЛУХ
Попробуйте изучать еду тактильно, «чувствовать» еду (как языком, так и руками).
– Изучите, какая бывает еда при ее изучении руками (пористая, вязкая, гладкая, пупырчатая и проч.). Все ли нюансы мы ощущаем, когда едим?
– Найдите ответы на следующие вопросы. Какую еду есть приятнее всего? Каковы «на ощупь» любимые продукты членов вашей семьи? Попробуйте поменяться вкусами: положите каждому в тарелку любимое блюдо другого и обменяйтесь впечатлениями. Призывайте ребенка к вежливому обращению с чужими вкусами.
– Рассуждайте вместе с ребенком об истории еды в жизни людей. Как древние люди понимали, что с какой – то еды надо снимать кожуру, что-то необходимо перемалывать?
– Организуйте «хлебную вечеринку». Разложите хлеб с самых разных видах: теплый и свежий, бутерброды, разные сорта хлеба, самодельный, сухарики. Какие чувства у нас вызывает прикосновение к теплому хлебу? Постарайтесь получить самые разные впечатления от простого и такого знакомого продукта.
– Проведите с ребенком исследование: можно ли по ощущениям от прикосновения еды понять, насколько она готова к употреблению.
– Еда различна также и «на слух». Научите ребенка распознавать основные звуки при еде (хруст, треск и проч).
– Экспериментируйте с едой под разную музыку: веселые песни из мультфильмов, спокойная классическая музыка, джаз, эстрадная музыка. Подберите правильную музыку для праздничной еды и ежедневного завтрака.
– Как звуки, которые мы слышим во время еды создают настроение людей. Поговорите с ребенком о тех звуках, которые неприятны соседям по столу (чавканье).
– Попробуйте есть в полной темноте. Как это повлияет на вкус еды?
4 недели гастрономического приключения помогут вам расширить пищевые предпочтения ребенка. Однако, игра ни в каком случае НЕ ставит своей целью увеличение объема потребляемой ребенком пищи!
Если вы принуждаете ребенка к еде, даже в мягкой форме, то он скорее всего и не захочет принять участия в этой игре.
Однако, если взрослые в пониманием и уважением относятся к тому, что ребенок сам имеет право решать, сколько ему есть, то игра безусловно принесет пользу и поможет ребенку осваиваться в мире продуктов, не ограничивая своих предпочтений узким списком продуктов.
© Елизавета Филоненко
Если у вас есть есть вопросы, вы можете задать их мне. Я отвечу на них в своих подкастах в одном из аудиороликов.
разработка и поддержка