Игра в молчанку, игнорирование или отвержение ребенка используется родителями – противниками грубых методов воспитания (таких, как физические наказания, лишение еды, запирание в комнате). В старых книгах по воспитанию детей встречался такой совет, касательно управления ребенком – если ребенок повел себя плохо, не наказывайте его, просто лишите своего внимания на неопределенное время.
Многие до сих пор считают этот метод очень гуманным, однако, это опасная иллюзия. При внешней мягкости метод обладает мощным разрушительным потенциалом.
Заблуждение относительно мягкости метода игнорирования ребенка легко понять. Действительно, внешне ребенку никакого вреда не причиняют: не бьют и даже не кричат на него. Поэтому, находясь в растерянности по поводу того, как все – таки наказывать ребенка, чтобы это работало, но, не было связано с физическим насилием, некоторые родители выбрали такой метод.
Страдания ребенка, которого игнорируют, вполне очевидны, он сильно переживает, однако это является для родителей лишь доказательством эффективности такого наказания («сейчас помучается, значит, в следующий раз не будет проказничать»).
В действительности метод игнорирования (отвержения) ребенка можно отнести к тяжелой психологической артиллерии. При всей внешней невинности («ничего не делаю»), он наносит ощутимые раны психологическому здоровью ребенка. Если увлекаться таким методом, то вскоре вы рискуете наблюдать у ребенка настоящие невротические проявления. И, возможно, вы будете недоумевать, откуда это берется, при таком мягком подходе к воспитанию.
Создание эмоциональных связей – одна из основ выживания человека, его актуальная потребность, наряду с потребностями в пище, воде, безопасности. Человек не может не только нормально развиваться без эмоциональной привязанности, но и оставаться физически здоровым.
Бывают периоды, когда дети из-за социальных катаклизмов остаются без эмоционального общения со взрослыми. Так, например, во время воин множество детей сирот, хотя и имеют достаточный уход, но не имеют возможности установить эмоциональную привязанность с близким взрослым. Дети, лишенные достаточного эмоционального общения, развиваются очень медленно, причем не только в эмоциональном отношении, но также и в физическом, и в интеллектуальном. Эмоциональная доступность и отзывчивость близкого человека, возможность установить с ним душевный контакт - обязательное условие для эмоционального и физического здоровья ребенка.
Все проявления ребенка с самого рождения сопровождаются определенной реакцией родителей, эта реакция поддерживает ребенка, направляет его и дает возможность развиваться. Эта реакция, сигналы эмоциональной связи - контакт глаз, тактильный контакт, мимический контакт, слова, обращенные к ребенку, позволяют ему чувствовать присутствие близкого человека. Эти едва уловимые движения всегда есть в общении людей, и блокирование этих движений ведет к ощутимому дискомфорту у того, кого вы игнорируете. Прерывание реакции на ребенка и называется игнорированием, с ребенком ведут себя, как с пустым местом.
Любой человек реагирует на игнорирование болезненно, но для маленького ребенка это настоящая катастрофа по нескольким причинам. Во- первых принятие родителя, его привязанность - это для ребенка сама возможность жить. А отсутствие принятия, отвержение порождает у ребенка ужас конца света. Ребенок до 6 лет еще недостаточно умственно развит, чтобы понять, что, несмотря на свое странное поведение, этот человек, сидящий как каменное изваяние его все – таки любит и не бросит. Отсутствие признаков контакта ребенок воспринимает как опасную для самого его существования ситуацию.
И ребенок всячески будет пытаться этот контакт восстановить. Переживания ребенка в эти моменты никак не связано с раскаянием в том проступке, который он совершил, и за что подвергся наказанию. Он может просить прощения, обливаться слезами, но на самом деле все, что ему сейчас нужно – восстановление контакта. И вероятнее всего плохое поведение, которое родитель пытался искоренить, повторится, несмотря на то, что ребенок реально страдал от наказания. В момент отвержения все о чем может думать ребенок - как ему вернуть привязанность родителя. И никакого осмысления собственного опыта в плане размышлений "а почему я так поступил" не может происходить в голове у ребенка. Конечно, он искренне верит и твердит, что "больше он никогда...", но все его существо занято стремлением к контакту с любимым родителем. Наивно рассчитывать, что он больше не совершит оплошности, из - за которой подвергся наказанию отвержением. Ребенок не думал о своем поступке, он думал о том, как ему вернуть близкое существо.
Отвержение имеет свою историю в развитии человеческого общества. Одним из страшных наказаний в древности для человека было изгнание из племени. В ряде случаев это влекло за собой реальную опасность не выжить без сородичей. Но и в тех случаях, когда человек мог выжить, существование в изоляции было для него мучительным.
Человеческая психика устроена так, чтобы питаться эмоциональными связями. И при угрозе разрыва этих связей человек начинает страдать. Если взрослого человека отвергают близкие, это очень больно, но он может завязывать новые связи. У него для этого есть и свобода передвижения, и опыт. А маленький ребенок, будучи в воспитательных целях отвергнутым родителями, остается в полной изоляции.
Как бы ни был ребенок неправ в своем поведении, никогда нельзя наказывать его игнорированием. Скорее всего, он будет вести себя только хуже, в результате того, что будет испытывать целый набор негативных эмоций: гнев, подавленность, беспомощность, страдание, страх. Такие чувства никогда не станут основой ни для хорошего поведения ребенка, ни для здоровых отношений с ним.
© Елизавета Филоненко