“Я не могу найти свой образ!»
«Ненавижу ходить по магазинам!»
«Мне ничего не подходит!»
«Не могу определиться со стилем"
Эти и подобные высказывания часто слышишь от женщин. Женщины тратят немалые деньги на вещи, которые им не подходят, не радуют, вызывают разочарование.
Интернет и журналы и пестрят всевозможными советами, которые касаются модных тенденций, цветов и пропорций. Специалисты по стилю заняты тем, что стараются просветить женщин в этой области. За что им, конечно, большое спасибо!
Другая область, имиджеология, идет чуть глубже и объясняет, что дело не только в пропорциях, но и во внутреннем ощущении себя. Женщина, у которой хронические проблемы в смысле образа, имеет рассогласование между тем, кто она есть на самом деле и тем, кем она хотела бы себя видеть. Тогда она пытается влезть в чужой образ, но он плохо клеится к ее жизни и внутреннему ощущению. Так, например, женщина желает выглядеть преуспевающей, спокойной и довольной жизнью буржуа, такое хотела бы производить впечатление. Но ее растерянность, неустроенность в карьерном и личном отношении мешают ей присвоить атрибуты спокойной уверенности и состоятельности. И возникает глубокая дисгармония, которая как раз и выражается в том, что женщина мается, не может найти себе одежду, не понимает, как правильно выглядеть.
Одежда – диалог с миром
Одежда, имидж – это сообщение, которое мы посылает широкому миру, вступая с ним в диалог. Если у женщины трудности с внешним обликом, она лишена важного коммуникационного канала для общения, чувствует себя весьма неуверенно. В этой связи вечные проблемы «Нечего надеть и шкаф маленький», представляются не такими уж комичными. Женщина испытывает сложности, не имея возможности сказать миру, кто она есть на самом деле. Те средства (одежда), которая имеется в ее распоряжении не подходят для этого, так как проблема лежит глубже – женщина имеет трудности на уровне формулирования самой сути сообщения.
Одежда – вторая кожа
Попробуем взглянуть на эту проблему с точки зрения психологии. В области образа, имиджа, умения одеваться есть два принципиальные аспекта.
Во – первых, одежда – защитная оболочка человека. И одно из главных ее предназначений заключается в том, чтобы давать человеку чувство защищенности, безопасности, это как вторая кожа.
В какой одежде мы чувствуем себя защищено, вопрос сугубо индивидуальный. Для кого - то это неброская и спортивная одежда, не привлекающая к себе внимания, в ней человек чувствует себя как «в домике», ему удобно и он не притягивает к себе лишних для него взглядов.
А другому, напротив, в такой одежде будет беспокойно, он будет чувствовать себя невидимкой и бессознательно беспокоиться, что он не привлекает людей, значит, не нужен никому. И такой человек как раз защищено чувствует себя в яркой и броской одежде. Взгляды прохожих действуют на него успокаивающе, а их отсутствие – тревожный сигнал. Попробуйте применить такую «защитную» одежду к людям другого типа, и вы вызовете у них приступ тревоги, чувство неадекватности.
Стилей, в которых можно чувствовать себя защищено, уверенно множество, это зависит от внутреннего состояния человека. Есть, например, люди, которые чувствуют себя наиболее защищено только в респектабельной одежде, готовы носить пиджак при любых обстоятельствах. Для других это одежда богемного стиля, кому - то ближе эпатаж в одежде.
Нет единого правила, разным людям свойственно чувствовать себя спокойно в одежде определенного типа. Это связано с особенностями личности, спецификой личностных защит.
Например, человек с дефицитом статуса в обществе, но с большим стремлением к власти и социальному весу выберет респектабельную одежду, желательно узнаваемого бренда. Забавно, что часто люди, имеющие высокий общественный статус, в одежде наоборот его никак уже не подчеркивают, одеваются очень скромно, так как не нуждаются в повышении своей самооценки через внешний образ. И наоборот те, кто очень хотел бы положение в обществе немного подтянуть, готовы влезть в долги ради статусной вещи.
Возможны и другие варианты защиты. Женщина демонстративного типа выберет яркую одежду, те, кто привык защищаться путем нападения – эпатажную одежду, а застенчивый человек, боящийся навлечь на себя чужое неодобрение - спокойные, неброские варианты одежды.
Одежда – заявление о себе
Но защитная функция одежды – это только один из аспектов образа. Второй принципиальный аспект – социальная роль одежды. Одежда – это заявление миру о том, на какую роль и отношение мы претендуем. Очень часто непонимание того, как положено выглядеть в какой- то компании или незнание дресс кодов определенного общества вызывают у людей мощный дискомфорт. Возможно, многим знакомо чувство крайнего беспокойства, если предстоит идти на вечеринку, а вы не знаете, как принято одеваться в компании, куда вас приглашают. Чтобы избежать волнений публики часто прямо на приглашениях указывается стиль, в котором будет проходить вечеринка.
Непонимание того, что нас оценивают «по одежке» может обойтись довольно дорого. Так в бизнес кругах обязательно иметь некоторые дорогие аксессуары; на вечеринку в некоторые компании прилично приходить одетым в определенные бренды, а в других компаниях ярких логотип известного бренда может наоборот испортить вам репутацию. Нередко человека могут недвусмысленно дискредитировать окружающие, если он не понимает, как надо выглядеть в определенных кругах или не желает подчиняться правилам. Фильм «Дьявол носит Прада» несколько утрированно, но в целом точно описывает такую ситуацию
Итак, нам надо понимать, как принято выглядеть в определенном обществе и для определенных целей, которых мы хотим достичь. Важно, что мы кодирует свое сообщение миру с помощью одежды и это сообщение будет раскодировано теми, кто его получил.
Эту сторону образа, социальную функцию одежды можно описать с помощью юнгианского понятия Персоны. Это некая социальная маска, образ, поведение с помощью которых мы осознанно презентуем себя миру, наш «фасад».
А вот защитная функция одежды больше имеет отношение к юнгианскому понятию Тени, нашей темной стороны, тех качеств или свойств натуры, которые мы хотели бы скрыть от окружающих. И вот, чтобы скрыть наши страхи или определенные амбиции, в которых не принято признаваться, требуется определенная жизненная и поведенческая стратегия и в том числе одежда.
Главные драматические события разворачиваются, если эти две ипостаси (Тень – защитная функция одежды, и Персона – презентационная функция одежды) вступают в конфликт. Попробую показать на примерах.
Как это бывает в жизни
Допустим, женщина, лучше и спокойнее всего чувствует себя в той одежде, которую можно определить как неброский европейский стиль. Но при этом она имеет амбиции сделать карьеру в крупной корпорации, где женщинам принято являться на работу при полном параде: на шпильках с макияжем и прической. Это считается красиво, на девушек одетых иначе в компании смотрят свысока. Чтобы нашей девушке сигнализировать нужным людям, что она хочет встроиться и продвинуться в определенной системе (корпорации) ей нужно и внешне соответствовать принятому образцу. Налицо конфликт: одеваясь в одежду, принятую в компании девушка чувствует себя очень неловко, постоянно сбивается на привычную ей одежду.
Другая девушка чувствует себя защищенной в образе «милашки», розовые кофточки, белокурые локоны, бантики и заколки малинового цвета… В глубине души она ощущает себя малышкой, которую хочется взять на ручки и заботиться о ней. И допустим, это наша девушка уже не так молода, и некоторые считают даже, что пенсия у нее на горизонте. И многие ей на это намекают, ведь внуки уже и ей пора переходить в другую социальную нишу. Но она не может себе этого позволить, так как защищено (молодо в ее случае) она чувствует себя только в девчачьей одежде. В другой одежде она ощущает себя безнадежно состарившейся. Итак, налицо конфликт Персоны (надо как - то встраиваться в возрастную группу, иначе общество сигнализирует нашей немолодой девушке о ее неадекватности) и Тени – женщина чувствует свою крайнюю уязвимость, не понимает, что кроме девчачьей прелести, женщина может предложить миру.
Третья наша героиня чувствует себя, отлично только тогда, когда каждый мужчина поворачивает ей вслед голову. Без этого она начинает паниковать, а когда мужики засматриваются, ей кажется, что она всем нужна, значит, не пропадет. Нашей героине безразлично, что все это иллюзии и нужна она, по сути, не больше любой другой женщины. Этого она не знает, и знать не хочет. Она понимает одно – гудят ей вслед машины, значит все ок, она королева красоты, не гудят, значит надо где - то подмазать, где - то укоротить, где - то распустить. И показать тем, кто еще не сигналит ей из машины, что у нее кое - что есть в смысле женских прелестей (чтобы издалека было видно). Наша девушка может быть и не великолепных внешних данных, кстати, но за счет яркого образа научилась достигать эффекта, дело несложное. Важно, что без определенного стиля, привлекающего внимание, она чувствует себя глубоко несчастной, ненужной. А работа, допустим такая у нее образовалась, что ей там прямым текстом говорят, дескать, выглядеть нужно скромнее. То есть она в магазине идет исключительно к мини и декольте, а это все ей нельзя, иначе ее начинают на работе считать уже неадекватной и замечания прямые делают. Близкие и друзья также ей говорят, что ее облик слишком откровенный. Но девушка, конечно, не верит. Она считает, что женщины завидуют просто ее успехам у мужчин, а сами мужчины ревнуют. Тут опять же, конфликт между тем, что требует Персона (соответствие социальному стандарту тех мест, где она бывает) и тем, чего отчаянно добивается Тень (сексуальных посягательств от всех встречных мужчин) .
Множество трудностей в образах, имиджах женщин связаны именно вот с этим напряжением между тем, чего требует социальная роль и тем, в чем женщина чувствует себя комфортно. Возможно, именно поэтому советы по стилю очень популярны, но помогают слабо. Для того, чтобы они начали работать нужно для начала увидеть внутренний конфликт и, признать его наличие и уже потом начинать постепенно искать свой образ, который бы учитывал обе потребности женщины: быть на своем месте в обществе и чувствовать, что одежда тебя защищает.
Это несложно, но обычно дело буксует в самом начале на этапе осознания проблемы. Женщины просто проскакивают этот этап и занимаются стилями, не осознав своих потребностей.
© Елизавета Филоненко