Иногда возникает горечь за то, что много времени ушло, ушло на НЕ те занятия, какие-то не те отношения, сделаны были неверные выборы. Человек считает, что не то учил, не на той женился, не там работал, не от того отказывался, не так жил. А если бы он сразу знал, что правильно выбрать, то время жизни не ушло бы впустую.
Например, о профессии такие размышления нередки. Посвятил человек много лет одной профессии, вроде бы и не плохой, но нелюбимой, да и выбранной по существу не им, а для него кем -то из близких. Потом он ее сменил, выбрал себе, допустим нечто более творческое или с более свободными условиями труда. Новая работа хорошая, но в ней он новичок, и он сожалеет, что сразу не выбрал правильно, не пошел правильным для себя путем. Столько времени потерял!
Учебу свою также многие проклинают, школьные годы и подобное. Потому, что они делали не то, к чему лежала их душа, а то, что придумал для них кто-то (система образования или родители), то, что их вынуждали делать. И тоже это мыслится, как выброшенное время. Зачем, допустим, мне было углубленно учить географию, когда я в итоге стал писателем. Или музыкантом. Зачем вот эта вся алгебра и прочее?
В личной жизни также много сожалений о болезненно прожитых годах. Почему сразу не понял, зачем долго терпел скуку или враждебность в отношениях, когда можно было (да и надо было) просто уйти и искать счастья. Почему испугался сделать правильный выбор, почем не удержали от неверного шага, почему не послушался голоса сердца (или голоса разума, смотря по обстоятельствам).
Зачем было столько ошибок, неверных ходов, трусливых ожиданий…
Можно ли знать заранее?
Процесс жизненного становления, формирования личности предполагает прохождение через период трудностей, неверных выборов, преодоления препятствий и во внешнем пространстве и внутри личности. Другим путем личность не формируется. Ценность «мудрости», которая известна заранее почти нулевая. Все «правильные» мысли, великие выводы и «прозрения», которые гуляют по соцсетям в виде картинок - мотиваторов и статусов не имеют настоящей ценности. Равно как и чужое знание, переданное вам в виде готового жизненного (возможно и разумного) плана. Все это может стать фрагментами, топливом для выработки личного стиля жизни, личных убеждений, но это не может заменить личного процесса становления.
Правильные, свои собственные решения уникальны и могут рождаться только через ваш собственный опыт. И никак не могут быть видны заранее в виде ясного плана действий. Для рождения того самого понимания нужен процесс взаимодействия вашей уникальной человеческой натуры с обстоятельствами жизни. И тогда, узнавая себя и мир, вы можете прийти к правильному для вас пониманию, как жить именно ВАМ. Понимание невозможно получить раньше опыта. Потому, что чье -то «правильно» сильно отличается от вашего.
Приведу пример. Человек говорит : почему я все время жил с оглядкой, старался соответствовать ожиданиям близких и даже неблизких, всех, боялся осуждения. Теперь я понял, что надо быть свободнее, нужно меньше смотреть на других, а больше слушать свое сердце. Зачем я раньше этого не понял?
Такое открытие сделал человек – про ценность независимости и индивидуального решения. Пока оставим в тени тот факт, что сегодня такие открытия делает и подробно описывает в соцсетях примерно каждый второй, и такие открытия – своего рода тренд. Допустим, человек сам открытие по - честному сделал, сам дошел до этого знания.
Во – первых, чтобы почувствовать ценность независимости от чужого мнения, нужно на своей шкуре испытать каково это - жить и бояться осуждения всех и каждого. Надо на деле, на опыте убедиться насколько невозможно соответствовать ожиданиям сразу всех окружающих.
Во-вторых, для кристаллизации своего мнения, на которое предполагается опираться, нужно научиться думать и формировать то самое свое мнение, то есть освоить такой продуктивный стиль мышления, который приводит к формированию устойчивой внутренней позиции. А это, как правило, не дано человеку от природы, это происходит с людьми в процессе метаний от одного авторитетного мнения к другому.
В- третьих, для проверки того, насколько вами созданные суждения жизнеспособны, нужно прожить много жизненных ситуаций, накопить опыт, получить обратную связь от мира. А без этого будет у вас независимость малолетнего ребенка, который просто мало чего понимает и от этого сильно в себе уверен. Это само по себе симпатично в определенном возрасте, но для взрослого человека неподходяще. Как невозможно в любом деле сразу стать экспертом, так и в независимости своего мнения невозможно сразу утвердиться, просто так, авансом. Независимость, смелость, способность иметь по настоящему свое мнение ценится высоко именно из-за того, что это сложно. Было бы легко, высоко не ценилось бы.
Вообще все, что люди стремятся получить, что ценится, дается определенным трудом. Если труда вкладывать не нужно, то ценность дела не так уж велика. Например, многие хотят мускулистое здоровое тело. Это нелегко, и статус у обладателя такого тела повышается, люди понимают, что человек заслуживает уважения, у него есть воля и способности управлять временем в нашем занятом мире. В современной городской жизни у людей есть дефицит времени и физического движения, и если человек изыскал ресурс и того и другого и направил его на здоровье, то он обладает сильными качествами характера. И это ценится.
С другой стороны, в современной жизни нет никакого дефицита еды, даже наоборот есть переизбыток дешевой доступной еды. И мало кто мечтает о том, чтобы есть всю жизнь повкуснее (это и так очень просто, бери и ешь). Полнота в таком мире очень легко, молниеносно достигается и служит теперь уже негативным фактором, снижающим статус человека, в отличие от других эпох, когда она была признаком достатка, богатства и поэтому ценилась. Теперь это может быть признаком низкого социального уровня, слабой самоорганизации, проблем со здоровьем.
Так происходит со всеми вещами, к которым стремятся люди: будь то хороший брак, финансовая независимость, любимая работа, верная дружба, здоровье, интересный досуг. Все, что легко достижимо ценится мало, туда попасть легко. Все, что действительно ценно – труднее достижимо, это могут получить не все.
Часто мы можем видеть противоречие – хочется вкладывать мало, «проживать» свою жизн в удовольствии и расслаблении, а получать так, как будто вы вложили много. Стандартные ожидания родителей - в школе ребенку должно быть легко и приятно (это же детство!), но ребенок потом поступит в престижный вуз, в который огромный конкурс тех, кто готов и умеет работать. Так может быть и в других областях – хочется подольше спать и повкуснее есть, но хочется и хорошую фигуру. Хочется позволить себе быть собой, но хочется и хорошие отношения с окружающими. Страшно что-то менять, но хочется, чтобы жизнь изменилась.
Процесс накопления ценного жизненного опыта, качественных изменений личности, собственного знания о жизни лежит через жизненный путь, личность, чтобы созреть, должна пройти много этапов, часто даже испытаний. И никакого «заранее знания» быть не может, это чужое знание.
Избавиться от тяжелых отношений не то же самое, что никогда не иметь тяжелых отношений. Первое гораздо больше меняет человека, приводя его к новой зрелости.
Сменить ненавистную работу не то же самое, что никогда не иметь плохой работы. И это также связано с личностным ростом.
Мы хотим все сразу
Конечно, было бы прекрасно прожить абсолютно счастливую жизнь. И никто не хочет себе испытаний, даже если за ними стоит какой -то мифический «личностный рост» и «зрелость». И если есть у человека выбор: идти тяжелой дорогой или легкой, то почти никто в здравом уме тяжелую не выберет.
Однако на деле жизнь нашему контролю почти не поддается и мы все же вынуждены идти путем проб и ошибок. И если люди проклинают свои пробы и ошибки, сетуют – за что им эти блуждания достались, то и пользу из опыта им извлекать сложнее. Затормаживается тот самый процесс созревания личности и становления характера. Вся энергия уходит на сожаления или сопротивление, часто на жалобы. (Подробнее о том, почему люди так много жалуются ЗДЕСЬ)
Психологи открыли такую закономерность – сам факт размышлений о том, что полезного мы можем извлечь из своего опыта, чему он нас научил, уже улучшает настроение, способствует позитивным изменениям в мышлении. То есть вам даже не обязательно приходить к интересным выводам и открытиям, сам факт размышлений о своем опыте с позиции того, зачем опыт вам необходим и чему-то полезному вас обучил, приводит к позитивным изменениям.
Для тренировки подобных размышлений, вспомните о событии, которое вы определяете, как негативное и напишите в течении 15 минут все, чему это событие вас научило. Что полезного вы могли бы извлечь из этого опыта.
События жизни составляют вашу личность. Все то, что вы знаете и понимаете сейчас – результат опыта, в том числе и негативного. Лучше ценить этот опыт, вместо того, чтобы сожалеть о прошлых ошибках. Возможно, каждая ошибка может стать важным звеном в понимании жизни, этапом становления, если ее правильно понять.
© Филоненко Елизавета