«Мой ребенок не хочет читать», «Ребенок читает только из-под палки», «Дочь проводит все время в компьютере, как заставить ее читать хоть что-то?», «Сын читает только соцсети и комиксы».
Знакомые слова, не правда ли?
Прежде, чем придумывать стратегии приучения ребенка к чтению нужно ответить себе на вопрос – зачем детям чтение и зачем оно нужно именно вашему ребенку.
Что такое чтение
Чтение – приобщение к сложному и бесконечно разнообразному миру языка, а язык - это инструмент мышления. Автор текста кодирует в знаках свое понимание реальности, и каждый читатель по- своему расшифровывает это послание. Никогда почитанное произведение не будет равно просмотренному. Читая хорошее произведение, вы самостоятельно создаете мир, описанный автором, воспринимая экранизацию или театральную постановку, во многом пользуетесь чужим прочтением. Есть красота, многозначность, оттенки восприятия языка. Книги, тексты - отдельный вид искусства, это искусство словесности. Оно никакими силами не может быть превращено в видеоряд. Фильм может дополнить, даже обогатить понимание текста, подарить нам отдельные впечатления. Но он не может заменить чтение, это разные виды искусства. Литературное произведение – это искусство слова, а фильм – это явление киноискусства. Одно может заменить другое, только если надо перед экзаменом срочно ознакомиться с сюжетом.
Чтение – медленный процесс, требующий затрат энергии, интеллектуальных усилий, и это возможность тренировать мозги. Чтение гораздо более сложный процесс, чем поглощение видео информации. Уча детей читать, вы учите их делать серьезные интеллектуальные усилия и усложняете их внутренний мир, мышление.
Чтение – возможность иметь свое мнение. Нет готового прочтения литературного текста, в хороших текстах есть недоговоренности, пустоты, оттенки смыслов, они многослойны. Тексты можно понимать и толковать на разных уровнях; с ростом образования, кругозора, жизненного опыта человека, один и тот же текст может приобретать разные грани, наполняться новыми смыслами. Чтение тренирует способность кристаллизовать свое мнение, отношение к жизни.
Книги открывают доступ ко многим профессиям. Конечно, некоторые специальности не требуют навыков серьезного чтения ни в процессе обучения, ни в самой работе. Но есть и другие, которые требуют постоянного умения обращаться с большим объемом текстовой информации. Например, чтобы быть водителем трамвая или кассиром не требуется уметь и любить читать, и тем более разбираться со сложными текстами. А вот профессия режиссера, писателя, юриста, ученного, журналиста, психолога, редактора, историка и многие другие требуют и в процессе учебы, и в самой работе постоянной переработки сложной текстовой информации. Для тех, кто читать не привык или может читать только самые простые тексты, доступ к таким специальностям значительно сужен.
Чтение никогда не было простым делом. Это только кажется, что именно информационные технологии оторвали людей от мира книг, а раньше все из библиотек не вылезали. Чтение, тем более осмысленное чтение серьезной литературы, всегда было делом сложным, свидетельствующем о высоком культурном уровне. Да, сейчас все дети сидят в гаджетах, но раньше те же дети слонялись бы по дворам, а не сидели за книгами. И до эпохи торжества медиа - технологий дети также отдавали предпочтение тому, что не требует напряжения, а не тому, что полезно с точки зрения взрослых.
Серьезное чтение – навык, не дающийся легко, именно поэтому люди, много читавшие, имеют особый статус.
Учить детей читать полезно, но нелегко, это требует времени, внимания и душевных вложений, а мы часто не имеем сил совершить необходимые движения. Разговоры о том, что «сейчас никто уже не читает» не более, чем способ снять с себя ответственность в этой области. Во все времена дети предпочитали более легкий досуг, и не гаджеты, так пинание мяча отвлекало их от чтения.
Чтение книг - не просто досуг и даже не просто способ получить информацию. Это способ тренировать мозг, умение оперировать сложной знаковой системой. Это навык и удовольствие высокого уровня, которое ничем заменить невозможно. Гаджеты отчасти вытеснили книги, это нормально. Но та часть, которая по праву остается за книгами, ничем не заменима. Задача родителей помочь ребенку освоить глубокое и осмысленное чтение, как важный вид человеческой деятельности.
Есть несколько стратегий, которые маскируются под обучение чтению детей, но на деле вредят любви к книгам.
Проблема старта
Основное количество проблем с чтением закладывается на первых этапах общения с книгой. Главные факторы, закладывающие отрицательное отношение к чтению:
- Жесткое обучение, связанное с эмоциональным или физическим воздействием. Здесь все просто, если на вас орут, обзывают тупицей, а могут и затрещину отвесить, пока вы учитесь чему - то, то к этому чему-то у вас вполне вероятно зародится неприязнь. Так же, как и к кому-то, кто оказывает на вас давление.
- Чрезмерная нагрузка на первых шагах в обучении. Обычно это более сложные тексты, чем может прочесть ребенок или требование читать непременно вслух, произносить все слова правильно, да еще и с выражением. Родителям кажется, что чем больше нагрузить, тем больше ребенок выучит, но это не всегда так. Нужно чутко воспринимать ту границу, за которой препятствия не ведут к усилиям ребенка, а гасят их. Чувство удовлетворения, успешности и рост самооценки, так же как и желание ставить дальнейшие цели возникают, когда человек выполняет сложную для себя, но посильную работу. Чрезмерно сложные и слишком простые задачи порождают скуку, апатию и отказ от деятельности.
При обучении чтению ребенок должен видеть результат своих усилий, получать от него удовольствие, и результат этот должен быть достижим сравнительно небольшим усилием. Тогда ребенок будет ставить новые цели, а не опускать руки.
- Слишком раннее обучение. Если ребенок уже может читать то, что он не может осмыслить, то со временем, когда восторги взрослых перестанут его радовать, он читать может перестать, так как чтение, как деятельность была вызвана не внутренним интересом, а внешними стимулами.
Книги слишком рано
Лестно, когда малыш в четыре года уже прочитал «Волшебника изумрудного города», а в 7 лет читает Булгакова. Родители гордятся таким умным ребенком. А выросший «ребенок» порой до очень зрелых лет приводит в пример свои прошлые читательские заслуги.
Но с точки зрения восприятия текста польза от такого чтения весьма спорна. Ребенок до определенного возраста не способен рассуждать о сущностных, абстрактных понятиях, понимать нюансы социальной картины, представленной в книге. В лучшем случае он уловит последовательность событий и будет считаться, что он «все понял». Печальна судьба прекрасных книг, прочитанных ребенку слишком рано. Впоследствии он, возможно, не захочет читать их, так как знает сюжет и не испытывает интереса.
Чтение без полноценного понимания, проживания прочитанного не способствует развитию, оно скорее обучает механическому поглощению информации. Дети, которые научились читать слишком рано и способны прочитать внушительный текст, не способны его осмыслить. Они так мало могут получить из него, что для них он почти пустой. Часто дети, читающие много, не помнят, что они читали: информация не интегрирована в их внутренний мир, не пропущена через себя, она отбраковывается сознанием, как несущественная, не оставляя следа ни в голове, ни в сердце.
Методики раннего развития чтения также не способствуют развитию вдумчивых читателей. Навыки чтения опережают интерес к знаковым системам и способность переработать информацию, полученную из текста. Добиться успеха в раннем обучении чтению можно, но это результат ради результата, он никак не будет способствовать дальнейшему интересу к чтению у ребенка. Часто он даже губит и интерес к чтению, и познавательную активность ребенка, так как обилие внешней мотивации (а это именно то, что происходит при активном обучении маленького ребенка) гасит внутреннюю мотивацию, стремление ребенка к познанию и освоению нового. Каким бы одаренным вы не считали своего ребенка, он развивается по общим законам. Это предполагает то, что у него только в свое время разовьется способность воспринимать абстрактные понятия (любовь, дружба, честность, верность), в свое время он сможет понимать социальное устройство окружающего мира, в свое время придет понимание собственного внутреннего мира и чувств окружающих его людей. Читая книги, рассказывающие о том, чего ребенок понимать не может, вы не только сужаете пользу, которую могла бы впоследствии принести ребенку книга, но и рискуете вызвать тайное (или открытое) противодействие неинтересному ребенку процессу чтения.
Можно, конечно, и даже полезно читать ребенку книги немного «на вырост», чтобы стимулировать его развитие. Но, ключевое понятие при этом НЕМНОГО. То, что сегодня ребенок может понимать и воспринимать вместе с вами, завтра он сможет понимать самостоятельно. Будьте вместе с ребенком, помогая освоить непонятные фрагменты (при условии, что книга не переполнена ими), объясняйте непонятные слова, используйте словари. Но, категорически не стоит оставлять ребенка один на один со сложной книгой и предлагать его спросить вас, «если что-то будет непонятно». В 90 процентах случаев, ребенок ничего не спросит, просто пропустит мимо осознания непонятные части.
Книги оптом
Большая библиотека скорее рассеивает, чем поучает читателя. Гораздо лучше ограничиться несколькими авторами, чем необдуманно читать многих. Сенека
Не всегда хорошо читать много, хотя на первый взгляд в этой области больше, значит лучше. Делайте ставку на обдуманное чтение, количество – не единственный и не лучший критерий в области чтения. Суть чтения не в освоении стольких то сотен или тысяч страниц, а в том, чтобы обдумать информацию, сделать ее частью себя.
Бывает, что ребенок, под влиянием ожиданий и восхищения взрослых принимается глотать информацию для того, чтобы в нужный момент «блеснуть образованием». Он понимает, какими желанными в его устах являются «умные слова», которые он изрекает, как ценят взрослые упоминания о прочитанных книгах, как поражают окружающих факты, которые он успел узнать.
Я болтаю по-детски — мои слова запоминают, повторяют мне, по их образцу я изготовляю новые. Я болтаю и по-взрослому, я наловчился с наивным видом высказываться «не по годам разумно». Высказывания эти — истинные поэмы; рецепт их прост: наобум, на авось, наудачу заимствуй у взрослых целые фразы, расставь их как бог на душу положит и повторяй, не вникая в смысл
Ж. П. Сартр «Слова»
В случае, когда восхищение взрослых становится основным двигателем развития ребенка, познание начинает носить отраженный характер, он питается знаниями не ради удовольствия познания, а ради кайфа восхищения взрослых, он как бы постоянно видит себя в отражении окружающих его людей. Впоследствии это чревато чувством внутренней пустоты, бессмысленности и потерей возможности понимать самого себя. Если я делаю нечто только в надежде на реакцию окружающих, то, что такое я сам?
Давление, критика и контроль
Применение таких популярных воспитательных приемов, как давление, критика и контроль почти наверняка отвратят ребенка как от чтения, так и от родителей.
К наиболее неудачным стратегиям в этом русле можно причислить:
- Использование чтения в качестве платы за развлечение: «Прочти 5 страниц, тогда сегодня можешь играть в компьютер». Внешнее давление почти всегда приводит к негативному отношению к тому, что вас заставляют делать.
Чтение - это не всегда легкое времяпрепровождение. Однако, если первые шаги в чтении у ребенка связаны с принуждением, скукой, непониманием, то это будет способствовать отвращению к самой идее чтения. Невозможно заставлять ребенка часами испытывать скуку и отвращение к чтению по вашей указке и ждать от него возрастающего энтузиазма в этой области.
- Механический контроль над тем, что ребенок прочитал, особенно контроль холодный и с оттенком преследования, желанием уличить.
Такой контроль часто используют работающие родители, которые считают, что, несмотря на свое отсутствие, они должны обеспечить «уровень» ребенка.
Папа 9 летнего Дениса использовал самые разнообразные методы приучения ребенка к чтению. Однако все они имели оттенок психологического насилия, сводились к контролю со стороны отца. Мальчик должен был то писать отчеты по – прочитанному, то отвечать на каверзные вопросы, то просто предъявлять необходимый объем прочитанных листов, то выписывать незнакомые слова в специальную тетрадь. При этом книги отец выбирал «полезные», но с точки зрения мальчика мучительно скучные. Навык чтения при этом становился, действительно, лучше, Денис читал быстро. Однако, он всеми силами старался отгородиться от отца, категорически не интересовался литературой и становился похожим на механический поглотитель информации. Папа был расстроен и списывал неудачи в воспитании вдохновенного читателя на неудачную натуру мальчика.
- Критика ребенка за то, что он не читает или читает неподобающую литературу, не приведет к тому, что он увлечется чтением. Критика позволяет родителям выпустить пар, они привязаны к ней благодаря эффекту сброса негативного психологического напряжения. Родитель смотрит на поведение своего ребенка, злится, ругает его и благодаря этому получает ощущение своего влияния на ситуацию, и с полным основанием может считать, что «он говорил». Но критика порождает только новый виток проблем, в результате критики ребенок замыкается и отгораживается от родителя, а не делает правильные выводы. Критика дает временное облегчение родителю, но она не работает.
Вечер в семье Маши открывался тем, что вернувшийся с работы отец, поужинав, приступал к воспитательным беседам. Он скептически и ехидно спрашивал, что Маша получила в школе и чем занималась после уроков. Поскольку вдохновляющих ответов на эти вопросы, как правило, не было, он переходил ко второй части: рассказывал дочке, что ее средненькие успехи и крупные неприятности проистекают от умственной лени и разгильдяйства. Тут отец использовал разнообразные приемы красноречия и пытался задеть дочку, рассчитывая, конечно, расшевелить дремавшую тягу к познаниям. Когда вид девочки уже не оставлял сомнений в том, что она расстроена, отец приводил пару примеров способных и развитых детей его знакомых и переходил к заключительной части. В ней он коротко сообщал, что надеется завтра услышать нечто более утешительное от Маши и рекомендует ей заняться чтением полезной литературы, которая, любовно отобранная отцом, тут же пылилась на полочке. Каждый вечер ситуация повторялась.
Никакими нотациями и критикой невозможно ребенка сподвигнуть к чтению, и родителям, которые уповают на эти методы, придется столкнуться с разочарованием. Лучше всего осознать, как много энергии и сил тратится на увещевания ребенка, и использовать это время на что-то более полезное. Постоянно «пиля» и критикуя ребенка, вы только ослабите эмоциональную связь с ним. А эмоциональная связь – единственный гарант того, что ребенок вообще захочет принимать ваши жизненные ценности.
Когда не стоит учить чтению
Не всем детям и не в любой ситуации можно привить любовь к чтению. Есть случаи, когда этим заниматься не стоит:
- Вашему ребенку больше 13 лет и он не читает. Подростковый возраст не лучший для развития любви к чтению. В фокусе интересов подростков – общение и поиск своего способа жить в мире, влияние родителей в этот период невысоко. Интерес к чтению может сформироваться, но скорее не под влиянием родителей, а в результате других обстоятельств. Кстати, вполне возможно, что читает ваш ребенок не так уж мало, но это не книги. Дети, особенно подростки читают гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Взрослые часто не относят к чтению просмотр соцсетей, форумов и проч. Однако, в пространстве Интернета дети часто проводят время именно за чтением, значительная часть людей сейчас производят тексты, на которые находятся читатели. Блоги, литературные порталы, форумы – все это форматы, привлекающие множество людей, в том числе детей, у нас не исчезла потребность общаться друг с другом с помощью текста.
- Ваши отношения с ребенком крайне напряженные или отстраненные. Прививать любовь к чтению можно только на основе хороших отношений с ребенком. Если отношения плохие, и у вас нет с ребенком контакта, то работать надо именно над этим, чтение в отличие от психологического благополучия не является жизненно важной потребностью человека.
Довольно часто родители, пребывающие с ребенком в хроническом конфликте, спрашивают, как им побудить его делать что-то. Ребенка заставить очень сложно, у родителей с взрослением ребенка все меньше инструментов для прямого влияния. Влиять на ребенка, побуждать его к каким - то действиям можно на основе хороших отношений с ним. Иначе все воспитание сведется к набору репрессий, и его эффективность будет очень низкой.
- Ваш ребенок имеет психологические особенности или особенности мышления. В некоторых случаях чтение дается детям тяжело из - за особенностей их восприятия. В таком случае ребенок освоит другие способы получения информации.
Есть работающие стратегии, которые позволяют родителям без чрезмерного давления приобщить ребенка к чтению.
Следуйте за интересом ребенка
Книги не являются самоценными предметами, они инструменты в познании мира. Идти к книгам нужно после того, как внутри возникает огонек интереса, потребность. Бессмысленно засаживать ребенка за книги, предмет которых ни в малейшей степени его не волнует. Каким бы интересным лично вам ни казалось содержание книги, если ребенка оно не увлекает, для него это будет негативный опыт.
Если же предлагать ребенку нечто в сфере его интересов и побуждать относиться к книгам, не как к истине в последней инстанции, а как к материалу, запускающему личные рассуждения, можно постепенно все больше вовлечь его в мир чтения.
«Ему ничего не интересно» - отвечают родители на вопрос, чем увлекается их ребенок. Однако, полное отсутствие интересов можно представить в виде разве что растительного существования. Конечно, если ребенок только ест и спит, то вероятно версия о том, что ему не интересно НИЧЕГО имеет основания. Но со здоровыми детьми так не бывает. Обычный ребенок все же делает нечто, из чего можно сделать выводы о его увлечениях. Какой бы бессмысленной с точки зрения родителей деятельности не предавался ребенок , в ней есть основа для развития более высокого уровня существования.
Ира была из тех девочек, которые как раз «ничем не интересуются». В свои 11 лет она плохо училась, не интересовалась спортом, не имела хобби. Почти все свободное время девочка проводила в любимой соцсети, просматривая ленту новостей, оставляя малозначимые комментарии друзьям. При более подробном анализе выяснилось, что такое общение прикрывало ее отчаянное желание повысить свой статус в коллективе ровесников. Блуждание в сети позволяло ей чувствовать себя лучше, не такой одинокой. Отец, озабоченный положением девочки решил ей помочь и вместе они начали изучать приемы фотографирования и монтажа. Это оказалось неплохим способом поднять свой авторитет в среде ровесников (ведь фотографии Иры сразу были видны друзьям). Кроме того, девочка обрела хобби, которое действительно ее увлекло и уже на волне этого интереса она начала развиваться в этой теме, читать, узнавать новое.
В описанном случае именно мостик от реальной потребности девочки (быть популярнее) позволил перейти к действиям. Именно так это работает, и никогда не работают замечания типа: «хоть бы занялась чем-то полезным».
Читайте книги вслух
Начинайте читать ребенку задолго до того, как ребенок научится читать сам и не прекращайте чтение, когда ребенок уже умеет хорошо читать. Чтение вслух это не просто транспортировка информации из пункта А (книга) в пункт Б (ребенок), это совместный эмоциональный процесс, досуг, объединяющий опыт. На основе такого опыта может вырасти положительное отношение к чтению, и ребенок будет подсознательно связывать книгу с приятными эмоциями.
Чтение вслух позволяет вам:
- Быть вместе с ребенком, проводить с ним время
- Разбирать по ходу сюжета непонятные или интересные эпизоды. Разбор характеров героев и эпизодов – один из главных способов осознанно воздействовать на характер ребенка. Так вы учите ребенка анализировать поведение окружающих людей и свое собственное, делать осмысленные выборы.
- Испытывать эмоции одновременно с ребенком. Одновременное переживание положительных эмоций объединяет людей, создает позитивную совместную историю, это позволяет укреплять контакт с ребенком.
- Развивать культуру чтения и общую культуру. Читая вместе с ребенком, вы помогаете ему освоить незнакомые понятия, проводите параллели между прочитанным и его жизнью. Читая вслух, вы учите ребенка правильной и выразительной речи.
Чтение вслух нужно преподносить, как особое и приятное всем участникам занятие. Ребенок может по очереди с вами читать вслух, однако не стоит маскировать тренировку навыка чтения под приятный совместный досуг. Если ребенку слишком сложно, у него недостаточно развитая техника чтения он будет сопротивляться таким маневрам. Технику чтения, которая часто является первым и критическим препятствием к осознанному чтению, безусловно, надо развивать и совершенствовать. Но, надо следить, чтобы сами мероприятия по ее развитию не убили в ребенке любви к чтению.
Беседуйте о книгах
Разговаривая о прочитанном, вы стимулируете интерес к чтению и помогаете ребенку лучше понять то, что он прочитал. Беседовать, однако, тоже нужно корректно, чтобы не добиться обратного эффекта.
Не стоит:
- требовать от ребенка пересказ прочитанного
- вести разговоры с экзаменационным уклоном, пытаясь подловить ребенка на невнимательности.
Хорошие тактики:
- Узнайте у ребенка, нет ли в тексте чего - то непонятного;
- Помогите найти дополнительную информацию, делающую понимание текста глубже, помогайте ребенку сделать шаг от текста к новому знанию. Так, например, прочитав о рыцарях вы можете поинтересоваться одеждой или бытом того времени. Прочитав роман, расскажите биографию автора или историю создания романа.
- Пофантазируйте с ребенком: предположите ход развития сюжета, придумайте нового героя, измените ход действия, продолжите историю;
- Обсуждайте характер героев, ассоциации, которые вызывает их внешность, поступки;
- Поддерживайте в ребенке чувство компетентности при разговоре о книгах. Ребенок такой же полноправный читатель и имеет право на свои собственные суждения. Когда мы доверяем этим суждениям, не стремясь сразу предоставить правильные ответы, мы развиваем в детях способность к мышлению и доверие к себе. ("Как научить ребенка думать")
Персональная подписка
Выпишите журналы на имя ребенка. Изучите несколько журналов и выберите, какие ребенок хотел бы получать на дом. Это не только способ получения печатной продукции, но и особый опыт для ребенка, опыт участия во взрослой жизни, опыт необычного формата отношений с миром. Если выбраны интересные журналы, ребенок будет горд и счастлив получать их и обязательно прочтет.
История ваших книг
Несмотря на то, что электронные и аудио книги имеют много достоинств, начинать приучать детей к книгам лучше с бумажных книг. Книга как явление предметного мира – отдельный опыт для ребенка. Конечно, вы ходите в книжные магазины за новыми красивыми книгами, но обратите внимание и на домашнюю библиотеку. Во многих семьях сохранились книги из старой семейной библиотеки, и это нужно использовать, не оставляйте книги молчаливым фоном вашего интерьера. Пригласите детей в путешествие в мир ваших книг, ведь читать и даже просто рассматривать бумажные книги – это так интересно. К тому же никто пока не отменял печатные иллюстрации, великолепные суперобложки, богатые переплеты – все это отдельные нюансы искусства книгопечатания, познакомьте с ними ребенка. Покажите книги, которые вы читали в детстве, расскажите, какие ассоциации вызывал у вас их переплет, запах, как они изменились со временем: может быть выцвели, может, приобрели особый шарм старых книг, а может быть они все в «боевых ранах». Какие книги сопровождали вас много лет и были настольными, а какие прочитаны для галочки. Возможно, какие – то прославленные книги не произвели на вас большого впечатления, а другие, менее именитые, запомнились, и вы бережно храните их. Какие книги вы горячо обсуждали, спорили, какие было принято цитировать, а какие не разрешалось трогать (бывают такие книги, которые разрешают смотреть только аккуратно сидя на диване с вымытыми руками). Какие книги вы с трудом достали, какими гордились. Покажите детям свою историю читателя!
Со временем и у вашего ребенка появится собственная библиотека: покупайте книги по выбору ребенка, пусть даже этот выбор покажется вам не идеальным. Ребенку важно начать формировать свой мир, личное пространство в области книг. Десяток книг не лучшего качества в вашей библиотеке лучше, чем постоянная критика ребенка за его читательский вкус.
Если семейной библиотеки нет, сходите в публичную библиотеку. Это очень интересный мир, где можно многое узнать об истории книг и их читателей. Это может стать отличным семейным приключением и запомнится вашему ребенку лучше и принесет гораздо больше пользы, чем поход в торговый центр за нехитрыми развлечениями.
Создавайте личную классификацию книг
Предлагайте ребенку определять книги в категории: есть «увеселители», «поучители», «советчики». Какую книгу он держит в руках? При походах в книжные магазины старайтесь выделять книги разных категорий.
Много информации сейчас действительно легче транслируется через видео. Незачем мучиться и представлять себе, как устроена солнечная система или как устроены подземные залежи полезных ископаемых. Все это гораздо быстрее ребенок поймет, посмотрев видео. Для тренировки навыка чтения и восприятия лучше всего брать художественную литературу.
Пробудите первоначальный интерес
Пересказывайте детям сюжеты интересных книг в общих чертах, либо расскажите завязку сюжета. Например, перескажите начало какой - то детективной или фантастической истории, расскажите пару слов об авторе и покажите, где можно почитать продолжение. Важно, чтобы книга была по возрасту ребенка. Случается, что сюжет интересен, но текст трудноват для ребенка: в нем много непонятных слов, сложных описательных оборотов или он насыщен далекими от ребенка жизненными реалиями. В таком случае просто перескажите историю с тем уровнем упрощения, который требуется для понимания сути (также можно пересказывать фрагмент сюжета). Когда вы эмоционально пересказываете книги, дети привыкают воспринимать их, как что-то увлекательное. Есть большая разница между тем, чтобы заставить ребенка прочитать 10 страниц текста или с любовью пересказать какую - то историю. Первое вызовет стойкое отторжение, а второе скорее притянет к книгам.
Также можно рассказать ребенку о каком-то явлении, интересном периоде истории, области знаний, предложив ему прочитать об этом больше. Фильмы и другие интерактивные формы познания не являются при этом прямыми соперниками, с их помощью можно быстро освоить значительные объемы информации. Однако, показывайте ребенку, как пользоваться энциклопедиями, искать информацию в интернете, не опираясь только на видео. Интернет - источник большого количества полезных текстов, учите ребенка быстро ориентироваться в них, просматривать, выделять ключевые слова и понятия для переработки информации.
На основе интереса ребенок будет читать больше, давлением же можно добиться очень скромных результатов, а потери на это пути будут значительные. Помогая детям стать читателями нужно держать в фокусе внимания главную движущую силу - интерес!