Эмоциональный интеллект можно определить как группу ментальных свойств, помогающих человеку быть компетентным в области эмоций (своих и окружающих). Эмоциональный интеллект позволяет человеку управлять собой и своими взаимоотношениями с людьми, это его главное предназначение. В конечном итоге развитый эмоциональный интеллект позволяет нам жить более полной и радостной жизнью.
Ядро модели эмоционального интеллекта можно определить, как способность человека с помощью разума направлять и усиливать необходимые ему эмоции и снижать интенсивность непродуктивных эмоций.
Управление эмоциями не имеет отношения ни к подавлению эмоций, ни к их игнорированию, ни к слепому следованию эмоциональным импульсам.
Неверно и очень поверхностно представление о том, что эмоции противоположны разуму. Эмоции - не досадная помеха в жизни, а сложный психофизиологический процесс, который направляет нашу деятельность. Эмоции важнейшая составляющая активности человека во всех областях жизни.
Когда я не чувствую, я не могу думать.
Стандаль
Для того, чтобы успешно работать с эмоциями, нужно представлять какие именно эмоции могут служить для достижению целей человека, а какие мешают этим целям, создавая постоянное напряжение и препятствуя деятельности. А это требует так называемой эмоциональной грамотности.
Эмоциональная грамотность это:
- способность различать и называть эмоции
- возможность оценивать их силу
- знание роли эмоций и их физиологического проявления
-понимание того, к каким действиям приводят те или иные эмоции в жизни конкретного человека
Подробнее об эмоциональной грамотности можно прочитать ЗДЕСЬ.
Без такой азбуки эмоций невозможно продвинуться в развитии своего эмоционального интеллекта, который в последнее время исследователи склонны считать наиболее весомым фактором, влияющим на успех человека в жизни.
Люди в разной степени одарены эмоциональным интеллектом от природы, однако, его можно развивать и совершенствовать в течение всей жизни.
Четыре части эмоционального интеллекта
Понимание себя
Понимание себя представляет собой непрерывно продолжающийся процесс восприятия собственных эмоциональных состояний, их причин и последствий.
Надо отметить, что понимание себя не связано с выявлением глубоких бессознательных мотивов. Это скорее понимание того, что ты чувствуешь и к чему стремишься, однако этот процесс не является психоаналитическим.
Познание себя, рефлексия – одна из самых трудных частей эмоционального интеллекта и она же является краеугольным камнем, на котором только и возможно строительство остальных навыков.
Множество людей считают, что понимают и знают себя хорошо. И почти всегда это далеко от истины. В большинстве случаев человек буквально открывает себя, когда решает вступить на путь самопознания. И в этом захватывающем приключении вас могут ожидать и приятные, и совсем неприятные сюрпризы.
Без первой части эмоционального интеллекта, без постоянного развития самопонимания невозможно продвинуться дальше. Человек, который неточно, а то и совсем неправильно понимает самого себя, не может собой управлять. Точнее говоря, может, только до некоторой степени. Например, подавлять гнев до определенных пределов (за таким подавлением обыкновенно следует срыв) он, конечно, может. Но справиться с проблемой часто возникающего гнева он не в состоянии. Подавление эмоций, равно как и их бесконтрольные проявления одинаково противоположны идее эмоционального интеллекта.
Самовосприятие это некий процесс, который происходит непрерывно, нельзя узнать самого себя раз и навсегда, и тем более уж построить на этом однажды добытом знании генеральную линию своей жизни. Люди меняются, меняются их цели, они приобретают новый опыт, который сказывается на их эмоциональных привычках. Печально застрять на образе самого себя, сформированном еще в юности. С возрастом человеку становится не по размеру старый образ, однако без развитых навыков рефлексии, самонаблюдения он продолжает связывать себя с ним.
Управление собой
Способность человека брать под контроль собственные эмоции и направлять эмоциональные силы на достижение своих целей – вторая часть эмоционального интеллекта. Управление собой происходит на основе самовосприятия, выступает своеобразной надстройкой над ним.
Управление собой не означает приведение себя в состояние эмоциональной пустыни. Напротив, идея эмоционального интеллекта делает человека живым, спонтанным, позволяет открывать себя.
Неправильно понятое управление собой - идея о том, что мы не должны проявлять эмоций.
Понимание других людей (эмпатия, социальная чувствительность)
Способность человека понимать эмоциональные состояния других людей, точно интерпретировать их поведение, иметь представление об их движущих мотивах, потребностях –третья часть эмоционального интеллекта.
Эмпатия, понимание другого – важнейшая составляющая успеха в самых разных областях жизни: карьере, отношениях с партнерами, детьми. Невозможно сделать ни одного правильного хода без учета других людей: их настроений, образа мыслей.
Управление эмоциями других, отношениями
Способность человека управлять отношениями с окружающими, воздействовать на людей и добиваться собственных целей во взаимоотношениях с людьми – последняя часть эмоционального интеллекта. Такая способность может существовать только при развитой способности понимать окружающих.
«Управление» слово, которое у многих вызывает неприязнь, оно похоже на понятие «манипулирования» другими людьми. Однако идея управления вполне экологична, ее целью является взаимное благо, а не подчинение одного человека другому.
Признаем мы это или не признаем, но мы стремимся оказать влияние на наших близких людей. И это влияние успешно именно тогда, когда центральной его составляющей становятся интересы этого Другого и наша способность их учитывать.
Итак, четыре части эмоционального интеллекта это:
Понимание себя
Саморегуляция
Понимание других
Управление эмоциями других и отношениями
Эти четыре части эмоционального интеллекта взаимосвязаны и вступают в особые отношения друг с другом.
На практике эти части можно называть навыками, которыми необходимо овладеть, для того, чтобы повысить свою эмоциональную компетентность и в конечном итоге качество жизни.
Как работает модель эмоционального интеллекта в отношениях с детьми вы можете прочитать ЗДЕСЬ.
© Елизавета Филоненко