elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

Здравствуйте! Часто родители девочек не одобряют их способность постоять за себя. А как все-таки правильно учить ребенка? Любого пола? Давать сдачу в ответ, если его обидели? Я дочку учу объяснять словами, а если другой ребенок не понимает, сказать воспитателю в садике. 

С одной стороны, не хочется учить ребенка драться. С другой, не хочется ее ставить в ситуацию, что ее будут обижать, а она не сможет постоять за себя, ответить обидчику... Как быть?

Может ли быть такая ситуация, что, запрещая ребенку драться, мы воспитаем его излишне робким и неспособным постоять за себя или защитить слабого?

рыцарь в латахЕсть множество обстоятельств, когда не только можно, но даже предписано бить других людей. Иногда за это дают ордена, медали и люди попадают в учебники истории.  К сожалению, существуют войны, есть силовые подразделения полиции, есть боевые виды спорта. Самозащита актуальна в детстве и в зрелом возрасте. Существует множество контекстов, в которых не только можно, но и предписано применять физическую силу.

Перед родителями стоит задача социализировать ребенка, привить ему нормы общественного поведения и одновременно не подавить его возможность в нужном месте применить физическое воздействие. Никто не хочет вырастить ребенка неспособного защитить себя и тех, кто слабее.

Когда вы ограничиваете агрессивные действия малыша вам нужно: 

- не напугать его ответной агрессией, чтобы он не получил послание, что проявлять агрессию очень опасно;

- не внушить ему чувство вины за проявленную им агрессию.   

Поэтому ни страх, ни чувство вины нежелательно использовать, предотвращая агрессивные действия маленького ребенка. 

Запугать ребенка можно, например, сильно ударив его в ответ на агрессию или заперев за драку в темной комнате.

А внушить чувство вины можно, например, внушая, что, "ты плохой-плохой" раз ударил сестренку. В этих случаях ребенок может сделать вывод, что его агрессия опасна для него, и ее проявленияв нужный момент будут блокироваться. Тогда ребенок не сможет себя защищать, боясь проявить агрессию, когда это необходимо.     

Нужно останавливать драку детей, не перегружая эту ситуацию описанными выше чувствами. 

Подрастая и входя в детский коллектив, дети быстро понимают, что иногда надо, как минимум, дать сдачу, оттолкнуть обидчика. Научить этому ребенка сложно, лучше просто не мешать ему самому понять, как себя вести с детьми.

Родители очень хотят помочь, но часто это просто невозможно: конфигураций человеческих конфликтов бесконечно много и лучше просто внушить уверенность ребенку, что он сможет действовать, ориентируясь в ситуации. Ребенок, не подавленный системой воспитания, сможет себя защитить. Дальше в процессе ежедневного общения с ребенком вы уже рассказываете ему тонкости, но не пытаетесь управлять им, многое он должен понять сам.

Имеет смысл иногда говорить с ним о том, что есть адекватный и неадекватный ответы на чужую враждебность. Адекватный - резко оттолкнуть или стукнуть того, кто тянет тебя за волосы. А неадекватный - ударить стулом по голове того, кто тебя сильно толкнул.

Вы можете помочь ребенку, разбирая ситуации в его жизни или те истории, которые вы будете узнавать. Но, действительно, не стоит внушать ребенку, что драться нельзя "ни за что и никогда", ведь это элементарная неправда. Да, лучше обойтись цивилизованными способами, но... Откуда мы знаем, какие обстоятельства встретит ребенок в своей жизни? В каких - то случаях, способность ударить - вопрос жизни.     

Действия в ситуации насилия - одни из самых сложных, ребенку надо знать очень многое, чтобы адекватно реагировать. Нужно много опыта общения со сверстниками и поддержка родителей.

Учить «дать сдачи» практически невозможно. Вариантов ситуаций слишком много, "дать сдачи" не всегда можно, не всегда нужно и не всегда умно.

Кстати, вспомнился тут литературный пример, из романа Джона Фаулза "Коллекционер". Героиня, молодая девушка в ситуации опасности для жизни не способна проявить агрессию. Агрессия блокируется самыми лучшими свойствами ее натуры (чуткостью, эмпатией, неспособностью причинить физическое зло живому существу). Результат там в книге самый плачевный.

Это, конечно, пример литературный и драматический, но, как мне представляется, психологический точно иллюстрирующий проблему.

                                                                                                                                                                                                                 © Елизавета Филоненко

 

 

Вопрос-ответ

Если у вас есть вопросы или проблемы связанные с отношениями в семье, напишите мне. Ответ будет опубликован в разделе "вопрос/ответ"

Задать вопрос

Запись на прием

Расскажите обо мне!

Пусть Ваши друзья и знакомые узнают о этом сайте! Заходите на страницы данного портала в любимой социальной сети!

 

vkontakte copy

2017 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.