elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

Скачать книги

ребенок воруетОдно из самых неприятных для родителей событий – обнаружить, что ребенок украл нечто. Не всегда это признак проблем с ребенком, так что нужно как можно яснее представлять себе, где тут кончается норма и начинается проблема.

В целом, чем младше ребенок, тем более простительно ему украсть. Его нормы морали пока не сформированы, а до определенного возраста он и вообще не в курсе, что это такое. Так «воровство» ребенка лет трех вообще только условно может быть названо таковым, ребенок еще не твердо представляет границу между понятиями «свое-чужое». Далее начинает формироваться это понимание, однако вплоть до школьного возраста оно еще зыбко. Конечно дети-дошкольники уже знают, что красть нельзя, чужое брать нельзя, но это знание у них не имеет серьезных корней и регулируется их поведение скорее страхом наказания, чем внутренним благородством. И воровство в дошкольном возрасте должно вызывать у родителей определенно осуждающую реакцию, но пугаться этого явления сильно не стоит.

Далее чем старше ребенок, тем большей проблемой становится воровство, так как такие поступки у школьников уже говорят о том, что норма «не красть», как нравственная категория формируется не так уж гладко… Это не значит, что ребенок со временем сядет в тюрьму, но игнорировать проблему точно не стоит.

Если ребенок (начиная со школьного возраста) ворует регулярно, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Как реагировать родителям

Воровство - разновидность лжи, по крайней мере, в факте воровства всегда есть элемент лжи.

Эпизодическое воровство может быть связано с незрелостью моральных норм ребенка. Относиться к таким случаям нужно так же как и к другим формам незрелого социального поведения – признать право ребенка на ошибку и учить ребенка приемлемым действиям.

Важно не покрывать воровства ребенка. Родителям стыдно признаться, что их ребенок что-то утащил в гостях, в детском саду или в магазине. Они готовы наказывать ребенка весьма жестко, но им бывает невероятно трудно признаться окружающим, что ребенок что-то украл. И они утаивают от окружающих этот факт.

Эффективная же стратегия состоит в обратном. Лучше пойти вместе с ребенком возвращать ту вещь, которую он украл. Это наиболее эффективная прививка от дальнейшего воровства и это нужно делать при первом же случае, когда ребенок берет чужое. Не стоит перегружать ситуацию длинным чтением морали и тем более угрожать ребенку тюрьмой или называть его вором. Однако, нужно четко дать ему понять, что то, что он сделал недопустимо и это нужно срочно исправить.

Всем известный рассказ Носова «Огурцы» представляет пример реакции взрослого на воровство ребенка. Мать отправляет сына отдавать краденное, вынуждая его столкнуться лицом к лицу с последствиями своего поведения. Эту часть стратегии матери можно назвать удачной. Однако, женщина перегревает ситуацию тем, что называет сына вором и высказывается в том смысле, что ей не нужен такой сын. Отвержение ребенка было скорее неудачной частью стратегии, мать в воспитательном порыве перегнула палку.

В другом примере, взятом из реальной жизни, мать, гуляя с 5 летним сыном по рынку, обнаруживает в его кармане мандарин, который она не покупала. Глаза сына горели торжеством, когда он рассказал матери, что незаметно стянул мандарин с прилавка, мандарин в представлении ребенка был честной добычей. Мать сказала, что они сейчас же идут отдавать краденное, на что мальчик отреагировал неподдельным испугом, плакал, обещал больше никогда не красть и очень просил не ходить к торговцу мандаринами. Мать настояла на своем решении, спокойно пояснив ребенку, что он будет не один, она поддержит его и ни в коем случае не позволит обидеть. «Просто, мы с тобой должны сделать так, как правильно, исправить твою ошибку». Мандарин вернули торговцу, который, конечно, тут же подарил его ребенку.

Во втором случае послание матери было более адекватным ситуации, так как она приняла право ребенка на ошибку и не лишила его поддержки в этой непростой для него ситуации. К слову сказать, мальчик помнил этот эпизод и в свои взрослые годы, несмотря на то, что формально ничего страшного не случилось. Помнил не только свой испуг, но и поддержку матери.

Отдельные случаи воровства не являются серьезным нарушением развития ребенка, это случается со многими детьми и может рассматриваться, как незрелая форма поведения. Дети не подлежат уголовной ответственности в том числе и потому, что им нужно время, для усвоения моральных норм, и только с определенного возраста к ним можно предъявлять те же требования, что и к взрослым людям.

         Иначе дело обстоит с регулярным воровством ребенка. Если воровство стало устойчивой формой поведения ребенка, ему, как правило, требуется психологическая помощь. Дети иногда пытаются справиться с жизненными трудностями весьма специфическими средствами и хроническое воровство – один из них.

© Елизавета Филоненко

 

Запись на прием

Читайте в соцсетях!

Заходите на страницы данного портала в вашей любимой социальной сети!

vkontakte

facebook

2018 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.

разработка и поддержка

logo em bold