elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

Скачать книги

малыш и карлсонОсобый случай фантазий, которые дети выдают за правду, частично веря в них, это так называемые волшебные друзья. Классическим литературным примером волшебного друга, является, конечно, Карлсон. В психологии наличие волшебного друга и особенно частое его появление в жизни ребенка или чрезмерная к нему привязанность обычно интерпретируются, как сигнал неблагополучия в психологическом состояния ребенка.

Не каждый случай появления волшебного друга является признаком дискомфорта ребенка, однако к такому явлению лучше относится внимательно. Ребенок с помощью вымышленного персонажа решает свои психологические проблемы и если персонаж является слишком часто, то это может означать, что проблемы достаточно актуальны.

Какие же проблемы может решить вымышленный друг? Обратимся к литературному примеру, который предоставила нам Астрид Линдгрен.

Карлсон может позволить себе то, что малыш никак не может: не бояться папы («папа, это пустяки, дело житейское»), быть шаловливым (свалив ответственность на Карлсона), легко выходить из затруднительных ситуаций. И главное, Карлсон избавляет Малыша от одиночества.

Получается, что Карлсон необходим, он появляется, когда Малышу одиноко или с ним обошлись несправедливо, он появляется, когда разбита люстра или малыш застигнут за чем - то, чего делать категорически не положено. В конце концов, Карлсон помогает и налаживать отношения с людьми, кому - то отомстить, с кем - то подружиться. Карлсон фактически альтер - эго малыша.

Карлсон воплощает в себе те качества, которых нет у Малыша: беззаботность, эгоизм, даже некоторую жестокость, смелость и бесшабашность, решительность. Интересно, что Карлсон изначально был задуман вообще, как персонаж отрицательный, и только впоследствии, в процессе работы над книгой писательница смягчила его черты, сделав его более симпатичным. Но, и в смягченном варианте у Карлсона есть масса неприятных свойств, он ужасный хулиган, он как бы олицетворение детских недостатков (врун, лентяй, обжора и подстрекатель). Но эти же недостатки как не парадоксально, составляют энергию и привлекательность его характера. К тому же недостатки Карлсона позволяют свалить на него ответственность за любые проказы.

Вымышленные друзья обычно имеют свои роли в жизни детей. В зависимости от характера этой роли и можно понять то психологическое состояние, которое толкает ребенка на такого рода фантазии. Следует отметить, что хотя и чрезмерное увлечение вымышленными друзьями должно насторожить родителей, это довольно типичное явление в дошкольном возрасте, естественный способ обращения с трудностями в жизни.

Как реагировать родителям

Родителям, чьи дети одарены способностью создавать вымышленных друзей имеет смысл задуматься о той роли, которую играет вымышленный друг. Что ребенок пытается получить через своего друга? Возможно, персонаж избавляет его от одиночества, дает особую силу, способность сопротивляться требованиям или отстаивать свои границы. В результате анализа родители могут обдумать, как они могли бы помочь ребенку получить то, что ему необходимо в реальной жизни, а не только в фантазии.

Ниже приведены примеры такого анализа:

Если вымышленный друг сильный, постоянно спасает, обладает уникальными свойствами (невидимость, способность к волшебным перемещениям)

Возможно ребенку не хватает чувства безопасности и способности защитить себя. Имеет смысл обратить его внимание на отношения со сверстниками и проанализировать, не бывает ли ваше поведение слишком непоследовательным, непредсказуемым.

Если вымышленный друг часто выдвигает свои требования, устанавливает законы, живет по своим особым законам, наделен огромной властью.

Возможно, ребенок ощущает чрезмерное давление правил, не имеет средства влияния на ситуацию. Стоит обсуждать правили с ребенком, давать ему принимать участие в принятии семейных решений.

Если вымышленный друг придумывает множество игр, постоянно развлекает ребенка, иногда даже в обществе людей.

желтый медведьВозможно, ребенку не хватает эмоциональной близости с окружающими, имеет смысл уделять ему больше внимания, устанавливать эмоциональный контакт с ним, учить общаться со сверстниками.

Если вымышленный друг создает множество тайн, особое «заповедное» пространство вокруг ребенка, говорит на непонятном языке. Ребенок мало делится со взрослыми историями про своего вымышленного друга.

Возможно эмоциональное неблагополучие ребенка, его желание выйти за пределы контроля взрослых. Может быть связано с гиперконтролем взрослых. Стоит задуматься об установлении контакта с ребенком и ослабить контроль над его жизнью.

Если вымышленный друг играет явно отрицательную роль, ребенок постоянно удерживает его от безобразий или наказывает.

Возможно, ребенок перегружен критикой, давлением или чувством вины за свои поступки и мысли. Важно обратить внимание на те послания, которые вы обращаете к ребенку

Все приведенные выше примеры являются лишь иллюстрацией логики анализа характера персонажа, но никак не могут служить указанием на психологические проблемы конкретного ребенка!!!! В случае, когда увлечение персонажем слишком сильное, родителям лучше обратиться за психологической консультацией.

Реагируйте на истории с вымышленным героем ровно. Всегда давать понять ребенку, что вы готовы слушать рассказ о герое, но понимаете, что это фантазия.

Не прерывайте историй про друга и не наказывайте за них.

Определите необходимость вмешательства. Обычно вымышленные герои действуют в дошкольном возрасте, а затем естественным образом уходят. Чаще всего это возрастное явление, но есть случаи, требующие повышенного внимания.

Когда стоит обратиться к психологу

мальчик и слоненок- содержание фантазий ребенка вас беспокоит, например, преобладают слишком агрессивные или мрачные сюжеты;

- ребенок фокусируется ПРЕИМУЩЕСТВЕННО на фантазиях, это вредит его активности в реальном мире:

- поведение ребенка заметно изменилось в других областях приблизительно в одно время с появлением вымышленного героя

- вымышленный герой сопровождает ребенка далеко за пределами 8-9 лет.

Наличие вымышленного героя отнюдь не является индикатором проблем. Часто вымышленный герой – порождение фантазии творчески одаренных детей. И даже если герой помогает ребенку преодолеть психологические трудности, роль его в жизни ребенка скорее положительна. Однако, проведенные выше особенности указывают на то, дискомфорт ребенка требует вашего внимания!

© Елизавета Филоненко

 

Задайте вопрос

Если у вас есть есть вопросы, вы можете задать их мне. Я отвечу на них в своих подкастах в одном из аудиороликов. 

Задать вопрос

Читайте в соцсетях!

Заходите на страницы данного портала в вашей любимой социальной сети!

vkontakte

2018 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.

разработка и поддержка

logo em bold