elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

Скачать книги

НОТАЦИЯОбучение ребенка самостоятельным действиям – это постепенный процесс, как правило, одного объяснения недостаточно для того, чтобы ребенок чему - то научился. Недовольство многих родителей связано с тем, что вот «умеет ребенок делать, а не делает», значит, ленится, значит, ему наплевать на требования родителей. Результатом такого подхода часто становится возрастающая критика, «пиление» ребенка, часто сопровождающееся санкциями, наказаниями. Родитель, стремясь заставить ребенка сделать нечто, угрожает наказанием или применяет его на деле. Такой подход, как правило, ничему не может научить ребенка, зато он отлично работает в качестве усилителя конфликтов между родителями и детьми.

Мама двоих детей, 10 и 5 лет тщетно пыталась заставить их самостоятельно вешать свою одежду в шкаф, после прихода с улицы. Дети обычно слонялись по дому в уличной одежде, а когда, наконец, снимали ее, бросали где попало. В ответ на невыполнение требований мама ругалась, лишала детей просмотра ТВ, угрожала выбросить вещи или не покупать новых, раз дети не способны за ними ухаживать. На детей воспитательные меры не оказывали заметного воздействия, их поведение не менялось, но в результате частых скандалов с обвинениями и угрозами обстановка в доме становилась крайне тяжелой. Признав неэффективность своих действий, женщина пошла по другому пути. Был составлен точный список задач, которые должны были выполнить дети (положить шапки и варежки на полку в прихожей, брюки в специальное отделение, куртки на вешалку и проч.). Когда список составляли, было замечено, что на полках и вешалках обилие вещей и царит такой беспорядок, что детям не так - то просто пристраивать на них свои вещи. К тому же полки были расположены неудобно, младший без помощи вообще не мог справиться с задачей. На этом этапе дети включились в обдумывание теперь уже общей проблемы, так как почувствовали, что мать перешла от бесконечных обвинений к попыткам решить задачу – создать порядок. К тому же дети увидели, что их мнение также важно, с ними считаются и начали активно сотрудничать. В результате совместными усилиями были освобождены удобные для детей полки, и список задач занял почетное место в прихожей. Было решено, что прежде чем задачи будут выполнены, дети не должны включать телевизор или заниматься своими делами (контролером для начала была назначена мама). Мама взяла на себя обязательство напоминать при необходимости о соблюдении порядка, но воздерживаться от ругани. Ситуация изменилась к лучшему, дети стали убирать вещи, хотя, периодически нуждались в напоминаниях.

В приведенном примере одних требований родителей было недостаточно для достижения успеха. Требовались два дополнительных элемента – визуальное напоминание (список) и обеспечение детям условий для необходимых действий (удобные полки).

Чтобы разобраться, какие действия помогут обучить ребенка самостоятельности, разделим весь процесс обучения на этапы. Можно выделить несколько стадии обучения ребенка самостоятельности.

1 стадия - ребенок наблюдает за действиями родителей

2 стадия - ребенок выступает в качестве помощника

3 стадия - ребенок действует сам, с помощью взрослого

4 стадия - ребенок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании

5 стадия - ребенок действует абсолютно самостоятельно

Тренировка

Определите, на каком уровне развития находятся дети в приведенных ниже ситуациях

Пример: Вася самостоятельно накрывает на стол, но часто забывает что-то поставить.

Стадия 4-ребенок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании

Зоя, 2 года одевается с помощью мамы, но кое - что делает сама: липучки на ботинках, шарф, шапка.

Миша, 9 лет самостоятельно разбирает свои вещи после спортивных занятий, все вещи аккуратно кладет на свои места. Иногда у него случаются эпизоды забывчивости, тогда он может забросить сумку в угол, не открывая ее.

Аня, 14 лет самостоятельно причесывает и заплетает свои длинные волосы. У родителей нет причин вмешиваться в это дело. Иногда Аня испытывает трудности в определении того, какая прическа будет уместна в конкретных ситуациях (спорт, общение с друзьями, концерт)

Володя, 13 лет самостоятельно одевается, комбинирует одежду, знает, где какая одежда уместна, ориентируется с сезонными колебаниями погоды.

Ваня, 7 лет ежедневно загоняет свой велосипед в сарай, по выходным вместе с отцом моет и ухаживает за ним.

Вадим, 5 лет убирается в комнате только в присутствии взрослого, если он пробует это делать один, обязательно отвлечется на игру.

Моя ближайшая цель

Следующее практика поможет вам спланировать обучение ребенка навыкам самостоятельной работы. Применяться она может к самым разным областям: учеба, домашние дела, личная гигиена.

Последовательно ответьте на следующие вопросы.

Чему я хочу научить своего ребенка_______________

Как в точности должен выглядеть результат_________

Как в данной области выглядят 5 стадий обучения ребенка

1-ребенок наблюдает за действиями родителей ____________

2-ребенок выступает в качестве помощника________________

3- ребенок действует сам, с помощью взрослого___________________

4-ребенок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании____

5-ребенок действует абсолютно самостоятельно_______

На какой стадии находится мой ребенок сейчас_________

С какими трудностями я могу столкнуться (напишите ваши предположения, исходя из знаний о себе и о ребенке) ______

Кто из близких мог бы помочь мне в развитии самостоятельности ребенка, с кем мне нужно обсудить линию поведения___________

Пример «Моя ближайшая цель» для случая: ребенок 8 лет, основной учитель – папа. 

Чему я хочу научить своего ребенка: убираться на кухне.

Как в точности должен выглядеть результат: каждый вечер посуда в посудомоечной машине, стол вытерт, стулья на своих местах, посторонние предметы убраны с кухни.

Как в данной области выглядят 5 стадий обучения ребенка:

1-ребенок наблюдает за действиями родителей: все делает папа, рассказывает, что куда класть;

2-ребенок выступает в качестве помощника: папа делает основную работу, давая ребенку поручения;

3- ребенок действует сам, с помощью взрослого: папа направляет действия ребенка, действует преимущественно ребенок;

4-ребенок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании: папа напоминает ребенку о том, что пора убираться, проверяет работу, при необходимости просит доделать;

5-ребенок действует абсолютно самостоятельно: ребенок сам убирается, без напоминаний, контроля и помощи.

На какой стадии находится мой ребенок сейчас: на стадии 2.

С какими трудностями я могу столкнуться  

нет времени учить ребенка,

ребенок не хочет убираться,

повышенная собственная раздражительность,

отсутствие у ребенка времени на регулярную уборку.

Как я смогу справиться с затруднениями?

«Нет времени учить ребенка» – стараться воспринимать обучение, как совместное ценное время, а не как досадную обязанность.

«Ребенок не хочет убираться» - включить элемент игры, запланировать интересное дело сразу после уборки, подчеркивать важность вклада ребенка в общее дело; осознанно хвалить ребенка, не критиковать за промахи.

«Повышенная собственная раздражительность» - напоминать себе, что ребенок маленький не все умеет, стараться перед уборкой сделать что-то приятное для себя.

«Отсутствие у ребенка времени на регулярную уборку» – определить дни, когда у ребенка есть время убираться и придерживаться этого расписания.

Кто из близких мог бы помочь мне в развитии самостоятельности ребенка, с кем мне нужно обсудить линию поведения: жена могла бы напоминать о наших намерениях, бабушка воздержаться от того, чтобы убирать посуду сама. Желательно обсудить с ними эти стратегии.

Взвешенный подход не занимает много родительского времени. Это лишь небольшая пауза, остановка в автоматическом «воспитании», основанном на постоянном понукании ребенка и критике. В конечном итоге это даже экономит ваше время и нервы.

© Елизавета Филоненко

 

Запись на прием

Читайте в соцсетях!

Заходите на страницы данного портала в вашей любимой социальной сети!

vkontakte

facebook

2018 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.

разработка и поддержка

logo em bold