elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

Скачать книги

Как усадить ребенка за стол, если он хочет играть

едаС какого возраста ребенок распознает, точнее, осознает сигналы голода? Моя четырехлетняя дочка очень редко просит дать ей что-нибудь поесть, как будто не отслеживает или пропускает эти сигналы.  

Обычно я выступаю инициатором приема пищи, предвидя, что дальше начнется "голодная" фаза и дочка станет капризной. Если не предлагать поесть, то ребенок сам не просит и становится неадекватным в обычных ситуациях.

Часто дочка не хочет заканчивать играть и идти есть. Как наладить эти переходы от игры к еде и научить понимать сигналы голода?

Ребенок всегда, с самого рождения распознает сигналы голода.

Чувствует он это как дискомфорт, но, конечно, не знает, что это называется словом "голод". Если ему предложить еду, он автоматически к ней тянется, и дискомфорт снимается таким образом. Если еды нет поблизости, ребенок сообщит о дискомфорте сначала беспокойной возней, потом хныканьем, а затем ревом. Так работает естественная система поддержания равновесия в организме. Дефицит – дискомфорт – недовольство – восполнение дефицита – баланс.

В более "зрелом" возрасте ребенок также чувствует голод, ни одно живое существо не нужно учить распознавать чувство голода.

Вы можете предложить еду в любой момент, когда вам это удобно. Если ребенку она нужна, он ее съест. Если нет, то это ваш "голод", то есть тревога и жажда эту тревогу снять, накормив ребенка. 

У маленького ребенка может быть момент, когда он еще не имеет приемлемых форм, чтобы сигнализировать о голоде (сказать или попросить еду) и мы можем наблюдать так называемые "голодные капризы". Ребенок все хорошо чувствует и сигнализирует, только не фразой - "Мама, дай борща!", а просто беспокойством, которое можно "прочитать", как голод. И чуткие мамы это делают. Это младенческая форма контакта, ребенок не говорит, но ведет себя беспокойно. Никогда в этой фазе голода дети от еды не отказываются.

Разумеется, если есть доступ к еде, то родитель дальше волноваться не должен. Наличия еды достаточно, чтобы ребенок поел столько, сколько он хочет (не столько, сколько хочет мама). Даже если ребенок не владеет столовыми приборами, и вы его не кормите, он поест, он возьмет еду руками, это естественно.

Насчет случая, когда не хочет отрываться от игр. Тут надо понимать, что возможно некоторый голод и есть в этот момент (некая потребность в пище), но сила этого чувства незначительна и игровая мотивация перевешивает. Будьте уверены, психически здоровый ребенок не уморит себя голодом над коробкой с кубиками, в порыве достроить башенку, он поест то, что вы ему предложили.

Пока же ребенок не хочет идти есть, а хочет играть, он голоден не слишком.

Из этого, однако, не следует, что ребенка нельзя отрывать от игры, если семья садится есть. Вам нужно адаптировать ребенка к порядкам именно вашей семьи, в том числе ко времени принятия пищи. Это нормально и правильно вводить режим питания, только к нему не нужно быть слишком привязанным, пока ребенок маленький. Поэтому вы в обычном режиме говорите ребенку, что пора за стол. Не страшно, если он и не сильно хочет есть. Если график приема пищи в семье разумный (то есть ребенок не ест много сладостей между основной едой, и у родителей нет завышенных ожиданий относительно количества съеденной еды), то ребенок сколько то должен съесть по собственному желанию. 

Дальше политика должна быть такая: если ребенок поел мало, то  он обходится минимумом еды до следующего приема пищи. Минимум еды это несладкие фрукты и овощи в ограниченном количестве и простая вода. Это не бананы, сладкие йогурты, печенье и компоты. Если ребенок ест такую еду в виде перекуса, то он и ужинать не будет, еда высококалорийна! Не сравнивайте ребенка с собой, вам может быть пол банана и незаметны, а ему надолго хватит. Вы может быть и не заметите, как съедите пять печений и запьете кофе с молоком, вы спокойно сядете потом за ужин. Но ребенок ваш устроен иначе, у него элементарно другие габариты и другой обмен веществ. Перекусы после не съеденного обеда должны стремиться к минимуму. К ужину при такой стратегии ребенок должен прилично проголодаться. НЕ нужно "жалеть" ребенка и носить с собой перекусы на основании того, что он мало ест в основные приемы пищи. Многие мамы, которые жалуются, что их ребенок совсем не ест, таскают в сумках целый набор провизии, как правило, сладкий и калорийный. Этим они спасают ребенка от голодного обморока, а что делать – ведь не поел за обедом! Эти обильные перекусы как раз и причина того, что ребенок ест за столом мало. Дайте ребенку проголодаться.

Приведенная схема существует не для того, чтобы накормить ребенка как можно большим объемом пищи за один раз. Это скорее практическая схема, для того, чтобы ребенок понял уклад питания семьи и не рассчитывал на то, что сейчас можно сказать - "не хочу есть!", а через полчаса, когда вся семья поела, капризно запросить булочку.

Куклы - монстры

монстрНе принесут ли ребенку вред куклы-монстры или подобные им игрушки?

Сразу оговорюсь, что речь пойдет об игрушках, которые продаются в детских отделах. Не о страшных куклах с окровавленным ртом, не о том, что называется "живые-мертвые куклы" и не об игрушках, которые продаются в отделах компьютерных игр. Эти игрушки действительно не для детей, но их в детском магазине и не встретишь.  

А всякие противные монстрики, которые встречаются в детских отделах, как правило, безопасны. Типа монстр хайд и прочее. 

Эти красотки - монстры, как правило, относятся к разряду так называемых "кукол-бунтарей", что-то вроде вызова. 

В процессе взросления у ребенка есть не только хорошие светлые переживания, но и тяжелые чувства, иногда страхи, часто агрессия. Кукла - бунтарь, с чем - то резким во внешности, чем-то даже шокирующим выражает протест. Это дает возможность ребенку в символическом мире игры отреагировать, пережить тяжелые чувства.  

В процессе взросления у ребенка может накапливаться некоторое количество негативных эмоций, обращенных в широком смысле к "обществу", которое его естественные импульсы подавляет (хотя и для его же блага). Способов осознать и экологично выразить этот процесс у ребенка совсем мало. Игра с куклой с экставагантными атрибутами - один из таких способов. 

Зло, агрессия, страх  - неотъемлемые компоненты как человеческой природы, так и культуры всех времен и народов. Особенно богата, например, культура Мексики совмещением атрибутики жизни и смерти. Там скалящимися черепами декорируют все, что попало:))). И это далеко не единственный пример в народном искусстве.

Игрушка - символический атрибут культуры, она принадлежит не только миру детства. Она принадлежит всем людям. Во все времена в мире фантазии, игры, сказок существовали страшные и отталкивающие персонажи или персонажи с искаженной формой тела: Циклоп, Русалка, Кощей, Водяной, Кикимора, Цербер. Иногда это были чистые воплощения зла, иногда, как в случае с Бабой Ягой персонаж мог творить как добро, так и зло. Игры с подобными персонажами или с их современными заменителями не приносит вреда здоровому ребенку, не травмирует его психику, даже необходимы ему. При нормальных отношениях с взрослыми и нормальном воспитании монстры не повредят ребенку, не станут его идеей фикс, не исказят его восприятие добра, зла и реальности.

В какой - то момент дети начинают осознавать смерть, страшное для них событие. Это вызывает к жизни разные формы игр с тематикой смерти. Страшилки детские (гроб на колесиках), сказки активно обслуживают эту тему. В кукле - монстре также совмещается тема "страшного" с темой "нестрашного". Тяга детей к этим куклам объясняется не их глубокой извращенностью, а именно этим этапом развития сознания. Попыткой включить "страшное" в нестрашный мир. Это способ психологически справиться с одной из самых пугающих тем. Взрослым не стоит слишком эмоционально реагировать на такие явления. 

Конечно, если ребенок фанатично привязан к монстрам, на это стоит обратить внимание. Но куклы скорее отразят наличие проблемы, чем ее породят.

Если вы категорически не принимаете таких игрушек, конечно, заставлять себя не нужно. Ребенок найдет способ свои внутренние движения реализовать.

Однако, здоровому ребенку, которым занимаются родители, символический предмет (игрушка) не принесет вреда. Не надо, конечно, забивать черепами детскую, чтобы ребенок отыграл тему смерти. Но давать ребенку доступ к таким вещам как правило безопасно. 

Раннее развитие, занятия для ребенка

вопросы дошкольнВы часто пишете, что раннее развитие скорее вредит. Но меня волнует следующее, когда уже пора брать руки в ноги, чтобы поезд не ушел? Ведь ни для кого не секрет, что нынче малышей в первый класс принимают с тем набором знаний, с которым их мамы начальную школу заканчивали. Когда пора перестать развлекать ребенка занятиями и начать обучать и, соответственно, что-то требовать.

Занятия для малышей потому проводят в игровой форме, что другая форма им просто недоступна, ничем другим кроме игры они, скорее всего, заниматься не станут. Это не имеет отношения к тому, что их хотят развлекать.

Есть возраст (5-8 лет) в котором складывается так называемая психологическая готовность к обучению. В нее входит мотивация, способность произвольно (намеренно) направлять внимание, удерживать это внимание достаточно долгое время, вообще что-то делать по заданию, подчиняться общим требованиям. До того, как эти свойства сформировались, ребенка нельзя обучать так, как это делают в школе. Все требования к ребенку – натолкнутся на его психологическую неготовность к обучению.  

Если приступить к занятиям раньше, это может привести к самым разным неприятным последствиям: эмоциональным нарушениям, разрушению мотивации к обучению, психосоматическим симптомам и проч.

Конечно, нужно учить ребенка самым разным вещам задолго до школы. Но делать это нужно правильно, подробно об этом можно прочитать в моей книге: «Большая книга родителей будущих первоклассников».  

Сыну 4 года, мы хотели пойти в бассейн, но, родители к занятиям не допускаются, только на показательный урок. Но, они же МАЛЕНЬКИЕ!

Хотели на танцы, а там растяжка, занятия у станка и соревнования-зачеты, и все это для четырехлеток (нам почти пять). Я что-то не понимаю в этой жизни?

Совсем необязательно, что тренер, не пускающий на занятия, собирается детей там мучить, это просто вопрос дисциплины. Я хорошо понимаю тренеров, которые не допускают родителей к занятиям. Это просто надо один раз увидеть, и все вопросы снимутся.  Возможно, лично вы готовы тихонечко наблюдать за проведением занятия, но множество родителей готовы чуть ли не забраться в бассейн, чтобы помогать своим детям. Это очень мешает занятию. Родители, присутствующие а занятии, громко дают указания своим детям, угрожают им, если те не слушают тренера и «помогают» прочими приемами, которые сводят к нулю возможности тренера навести дисциплину и как то работать.

Слова "станок" и "растяжка" могут только звучать страшно, вызывая ассоциации с тренировкой примы, перед премьерой. Все это может проводиться в приемлемой форме ("а теперь все потянулись к облачкам"), ничего страшного в этом нет. Конечно, нужно посетить занятие и посмотреть, что там происходит, как правило на 1-2 занятия пускают. 

Сейчас все больше появляется адекватных, хороших занятий для малышей. Но все так же остается множество плохих, не соответствующих возрасту детей занятий. Выход один - идти и смотреть. Многое зависит от преподавателя, хороший показатель - дети с удовольствием ходят на занятия. 

В 4 года лучше отдавать ребенка на спортивные занятия, они наиболее точно соответствуют тому, что нужно ребенку. На них отлично развивается эмоционально-волевая сфера, ребенок учится контролю, учится владеть телом. Он учится именно тому, что поможет ему в дальнейшем успешно заниматься в школе.

Полностью пренебрегать занятиями для ребенка 4-5 лет не стоит. Найдите что-то близкое вашему сердцу, попробуйте, возможно, все будут довольны и у ребенка будет новый опыт.

Больше о развитии детей от 3 до 6 лет вы можете узнать из книги «Воспитание ребенка от 3 до 6: перезагрузка».

© Елизавета Филоненко

 

 

Запись на прием

Читайте в соцсетях!

Заходите на страницы данного портала в вашей любимой социальной сети!

vkontakte

facebook

2018 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.

разработка и поддержка

logo em bold