elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

Скачать книги

режут салатРодители часто спрашивают, по какому принципу передавать дела ребенку, обучать его самостоятельности.  Действительно, если у вас будет некая стратегия на этот счет, вы сможете двигаться увереннее.

Удобно разделить все дела на три области:

  1. Я сам, мое тело. Сюда входит все, что касается контроля и ухода за своим телом.
  2. Мои вещи. Это все вещи, которыми пользуется ребенок.
  3. Дела семьи. Дела и задачи, которые стоят перед всеми членами семьи.

Изначально родители контролируют все три области. Тот есть, родители буквально передвигают и кормят ребенка (область мое тело), разумеется, следят за его вещами. Постепенно самостоятельность ребенку передается, начиная с области мое тело. Родители передают ребенку ответственность за самостоятельное передвижение, отчасти гигиену. Одновременно самостоятельность передается и в двух других областях (мои вещи, дела семьи), однако тут требования всегда немного отстают. Так первоначально от ребенка требуется освоение правил гигиены, затем все большее участие в уборке своих вещей, а затем и разделение обязанностей по общим делам семьи.

Что может ребенок

Посмотрим, что можно ожидать от ребенка в разные временные периоды.

1 -   2 года ребенка – примерный уровень самостоятельности

Мое тело: самостоятельно передвигаюсь, поднимаюсь, когда падаю, определяю, сколько мне съесть, могу помыть руки.

Мои вещи: с помощью мамы складываю игрушки, могу по просьбе положить на место предметы одежды

Дела семьи: нахожусь при маме, когда она работает, могу делать что-то вместе с ней.

Обратите внимание, как можно притормозить развитие самостоятельности! Например, поспешать поднимать упавшего ребенка, не передавать ему ответственность за мытье рук и чистку зубов (плохо моет), не побуждать самостоятельно одеваться. Также можно тормозить развитие и в областях мои вещи и дела семьи: постоянно обслуживать ребенка, отвлекать его играми, когда вы работаете по дому, не просить выполнить посильные поручения.

4 года ребенка- примерный уровень самостоятельности

Мое тело: самостоятельно передвигаюсь, мою руки, чищу зубы под присмотром родителей, умею одеться и раздеться самостоятельно, одеваюсь и раздеваюсь.

Мои вещи: умею убирать игрушки, тарелку после еды, могу сложить одежду, отнести на место уличные игрушки после прогулки

Дела семьи: накрываю с мамой на стол, помогаю раскладывать покупки, стираю со стола после обеда, помогаю во время уборки.

8 лет ребенка – примерный уровень самостоятельности

Мое тело: определяю, как мне одеться (посоветовавшись с родителями), слежу за внешним видом, опрятностью, умею оказать себе первую помощь при небольших порезах, знаю основы здорового питания

Мои вещи: слежу за школьными принадлежностями, убираю комнату раз в неделю под руководством папы, слежу за чистотой своих вещей

Дела семьи: могу приготовить простую еду, помыть посуду, заказать пиццу, убираю ванную.

Списки, конечно, приблизительные, они дают основу для понимания возможностей ребенка. В каждой семье такие списки индивидуальны. 

На каждом этапе развитие самостоятельности ребенка можно притормозить своей чрезмерной активностью! Если вы слишком энергичны, включится Эффект ролевой дополнительности, и ребенок делать ничего не будет.

Как можно заметить в этих приблизительных списках, развитие самостоятельности происходит одновременно в трех областях. Сначала большая часть энергии ребенка тратится на уход за своим телом, и это естественно. Ребенок, ухаживая за собой, вносит вклад в общее дело семьи, освобождая домочадцев от этой части забот. Приблизительно до 3-4 лет основной фокус внимания ребенка в развитии самостоятельности находится в области самообслуживания. Затем, освоив основные приемы и правила в этой области, он может уже больше уделять внимания тому, что находится непосредственно рядом с ним, вещам, которыми он пользуется (область мои вещи). И, хорошо освоив контроль над областью личных вещей, ребенок уже активнее переходит в область дела семьи. Таким образом, вектор движения направлен от себя, своего тела вовне к вещам и делам, общим с другими членами семьи. Так происходит постепенное освоение ребенком окружающего пространства.

Обратите внимание, что на всех этапах присутствуют все три области самостоятельности, просто они находятся в разных пропорциях. Если в начале пути основной упор делается на самообслуживание, то впоследствии, ближе к подростковому возрасту, ребенок все активнее включается в области, объединяющие его с другими членами семьи (мои вещи, дела семьи).

Вокруг много случаев, когда родители искажают естественный ход вещей, и уже вполне взрослый ребенок не способен не только принести пользу семье, но и следить за собственными вещами. Мамы жалуются, что приходится ходить за детьми десятиклассниками, чтобы те почистили зубы или сменили рубашку. Чтобы этого не происходило, требования к ребенку должны быть предъявлены очень рано, фактически одновременно с возникновением его связного сознания и мышления. Конечно, они должны быть адекватны возможностям ребенка и общему укладу семьи! Но, они должны быть. Иначе ребенок будет расти в неадекватной уверенности, что ему все должны, а он  - никому. Если  требования к ребенку не возрастают по принципу эволюции (постепенное наращивание сложности), а скорее похожи на неожиданную революцию в его жизни («теперь ты должен нам помогать"), то вас ожидает война и разочарования. Ребенок не захочет принять неожиданных требований, может считать, что маленьким быть лучше, там все любили, и никто ничего не требовал.

Даже самые маленькие дети способны помогать. Кстати, маленькие даже больше, за счет стремления к имитации деятельности взрослых, подражания. Многие мамы двухгодовалых детей прямо не нарадуются тому, что ребенок помогает им во всем по хозяйству. Не нужно обольщаться, в такой помощи нет особенной сознательности, ребенок просто играет в вас, подражает. Когда он наиграется, вас может ожидать разочарование, ребенок помогать перестанет. Только целенаправленные усилия, побуждение ребенка к работе принесут результат.

Не стоит видеть детство счастливой порой, освобожденной от труда и всяких задач, цель жизни не в расслаблении, а в наращивании умений и адаптации. Именно адаптация, успешное врастание ребенка в жизнь происходит, когда ребенок работает в меру своих сил, помогает окружающим. Не «спасайте» его от такого опыта, руководствуясь ложными идеями о том, что он «еще наработается» в своей жизни. С самого раннего детства ребенок должен быть привлечен к труду и видеть в этом не наказание, а почетную обязанность, объединяющую его с другими людьми и в конечном итоге возвышающую. Ребенок, которого «не нагружают» домашними задачами, рискует вырасти вялым, апатичным обладателем низкой самооценки (подробнее об этом ЗДЕСЬ). Так что, если вы моете посуду, выдайте ребенку полотенце, пусть вытирает чашки. Это практически единственный путь дать адекватные ориентиры ребенку и не обнаружить в подростковом возрасте, что перед вами недоросль мало понимающий, что он должен не только брать у родителей, но и отдавать часть своего труда и энергии.

Следующее упражнение поможет вам рассмотреть реальную картину того, что сейчас делает ваш ребенок и спланировать ближайшие изменения.

Разделите на три области все дела, которые делает ребенок в вашей семье:

Шаг 1. Ребенок делает сейчас

Мое тело

Мои вещи

Дела семьи

Шаг 2. Дела, которые планируется передать ребенку в течение ближайших месяцев.

Мое тело

Мои вещи

Дела семьи

С помощью этого упражнения вы сможете понять: довольны ли вы тем, что делает сейчас ребенок самостоятельно, и хотите ли вы научить его большему. 

Не постоянная похвала ребенка и сообщения, что "у тебя все получится", а высокий уровень самостоятельности, опыт реальных действий в мире, выращивают устойчивую самооценку ребенка! 

© Филоненко Елизавета

 Больше о развитии самостоятельности в моей книге «Детки без клетки: 5 шагов к развитию самостоятельности детей». 

 

Задайте вопрос

Если у вас есть есть вопросы, вы можете задать их мне. Я отвечу на них в своих подкастах в одном из аудиороликов. 

Задать вопрос

Читайте в соцсетях!

Заходите на страницы данного портала в вашей любимой социальной сети!

vkontakte

2018 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.

разработка и поддержка

logo em bold