elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

дети на дорогеДороги города заполняются все более активным автомобильным движением, и все труднее становится учить детей безопасно передвигаться по городу. Огромное количество машин, парковочные места вблизи детских площадок, водители, ведущие себя агрессивно в результате стрессовой езды по городу (или стояния в городских пробках) – все это осложняет передвижение по улицам детей- пешеходов.

По данным Всемирной организации здравоохранения, дорожные происшествия являются самой распространенной причиной смерти подростков (15—19 лет) и второй по распространенности среди школьников 10—14 лет.

Особенности возраста

Сколько бы вы не говорили ребенку, что правильно переходить улицу в отведенных для этого местах, нельзя выбегать на дорогу, перебегать проезжую часть перед машинами и прочие правильные вещи, вы все же не можете гарантировать, что ребенок примет правильное решение. Отчасти потому, что дети легкомысленны и не слушаются взрослых. Но, дело не только в этом. Из-за особенностей восприятия и работы мозга дети иначе оценивают дорожную ситуацию.

До 5-7 лет дети ориентируются только на машины, которые видят, игнорируя препятствия для видимости, близость сложных перекрестков, выездов с боковых дорог и другие факторы среды. С этим связана типичная дорожная трагедия с участием ребенка: он неожиданно выскакивает из-за какого то предмета (машины или столба) прямо под колеса автомобиля. Машину не увидел, значит - ее нет. Приблизительно до 9 лет дети не могут оценить скорость приближающегося автомобиля.

взрослениеК 9 годам навыки оценки безопасности места улучшаются, приближаясь к «взрослому» уровню, в 11 лет достигают «взрослого» уровня. К 10—11 годам ребенок на дороге анализирует ситуацию почти как взрослый: посматривает по сторонам,  держит в поле зрения перекресток или другие потенциальные опасности.  

Примерно до 8 лет ребенок не может проложить безопасный маршрут по улицам города, а уже к 9 годам он осознает, что оптимальный путь по возможности избегает улиц с активным трафиком, нерегулируемых переходов и т.д.  К 10-11 годам дети выбирают самые безопасные маршруты так же эффективно, как взрослые.

Однако, все это касается СПОСОБНОСТИ правильно оценивать ситуацию и принимать верные решения о безопасности движения. Но на то, примет ли ребенок правильное решение, влияет множество факторов, о которых и пойдет речь в статье.

Иметь возможность сделать и сделать – две большие разницы.

Загадка: на кувшинках сидели три лягушки. Одна собралась прыгнуть в воду, сколько осталось?

Разгадка: Осталось на кувшинках три лягушки, так как собираться прыгнуть и прыгнуть – разные вещи.

Не только возрастные особенности влияют на поведение детей на дороге. В дорожной ситуации дети -  новички вне зависимости от возраста. Отсутствие опыта – также важный фактор, который осложняет передвижение на дорогах и затрудняет принятие правильного решения. В этом смысле они похожи на начинающих водителей. Возможность восприятия ситуации ограничена отсутствием опыта.

Подростки – группа риска

подросток на переходеСклонность к риску и вера в свою неуязвимость  - отличительные черты подростков. Именно эти черты (отчасти имеющие физиологическую основу) побуждают их к такими поступкам, от которых у взрослых шевелятся волосы. Дело в том, что некоторые нейронные связи в мозге подростка развиты еще недостаточно в сравнении с мозгом взрослого. И это нейронные связи в зонах мозга, ответственных за видение будущего. Подросток действительно с трудом строит прогнозы, как говорят взрослые «не думает о последствиях». Он думает о последствиях, конечно, но не слишком эффективно, часто его раздумья наивны, оторваны от реальности. Отчасти поэтому подросток мучительно не может решить – кем же он хочет быть, чем в жизни заняться. Или придумывает нечто такое, что не проходит проверку здравым смыслом взрослого человека.

Подростки иначе относятся к риску, то, что взрослый даже не станет рассматривать, как возможный вариант поведения, подросток скорее рассматривает на предмет: стоит ли это делать. Например, на заведомо абсурдный вопрос типа «Опасно ли купаться с акулами?» подростки и взрослые люди отвечают одинаково, да, опасно. Но, время требуемое на эту реакцию у подростков заметно выше, то есть взрослый «знает», что опасно, а подросток еще прикинет: «Опасно ли?». В  ситуации на дороге, когда нужно  принять мгновенное решение это промедление может оказаться критическим.  

Гормональный фон подростков также способствует необдуманным решениям, толкает их на риск. А в группе товарищей, под их оценочными взглядами или подстрекательствами у подростка еще больше увеличивается склонность к ненужному риску.

Получается такой адский коктейль:

- гормональный фон, способствующий рискованным решениям

- слабость в построении прогнозов

- провоцирующее влияние сверстников

Весь этот коктейль подросток получает в тот момент, когда степень его свободы передвижения и принятия важных для жизни решений резко возрастает. Подростки начинают вести более автономную жизнь, в которой в том числе происходя первые эксперименты к алкоголем (к которому подростки значительно чувствительнее взрослых). Кроме этого подростки часто получают доступ к средствам передвижения и вполне могут представлять опасность уже не только, как пешеходы, но и как водители транспорта.

По данным ВОЗ, у мальчиков более высока вероятность попадания в ДТП, чем у девочек.  Девочек традиционно воспитывают более осторожными, акцентируя такие черты, как послушность, следование правилам, аккуратность. К подростковому возрасту гендерные особенности уже сформированы и девочки ведут себя в жизни, в том числе на дорогах, более дисциплинированно.

Роль родителей

Понятно, что родители должны учить детей правилам перехода улицы и все вменяемые родители это делают. Последует ли ребенок этим правилам? Ведь те, кто становится участником трагедий на дороге тоже, очевидно, слышали о том, как себя вести, но приняли неправильное решение. По статистическим данным около 26 % ДТП с участием детей происходит по вине их неосторожности. Что же нужно делать, чтобы ребенок не пропустил ваши слова мимо ушей, а  услышал вас и принял правила дорожного движение в качестве руководства к действию? Существует несколько принципов, которые помогут передать детям правила.

Эмоциональная связь с ребенком

девочка целует папуЭто базовое правило, оно касается передачи абсолютно всех правил и ценностей ребенку. Поддерживаете с ребенком хорошие отношения и эмоциональную связь, чтобы он ПРИНЯЛ  ПРАВИЛА.

Ребенок принимает правила семьи и в конечном итоге общества, когда он испытывает симпатию и уважение к носителям правил. Если он испытывает к родителям чувства негативные, то правила он будет соблюдать в лучшем случае под угрозой наказания. А оторвавшись от этой угрозы, он будет на правила плевать или даже назло делать наоборот. Только хорошие отношения с ребенком могут обеспечить бесконфликтное принятие правил семьи.

Чем хуже отношения с ребенком, тем больше вероятности, что он будете вам хамить, врать и хулиганить при любой удобной возможности. Родителям кажется, что они строги или даже жестоки с ребенком именно потому, что он игнорирует правила. Но, это замкнутый круг: до тех пор, пока вы жестоки с ребенком (речь может идти и о психологической жестокости), он не будет принимать ваши правила, он будет с вами бороться. Бороться если не явно (грубить,  драться, демонстративно нарушать порядок), так тайно (врать, воровать).

– Его, Филипп Филиппович, нужно хлыстом отодрать хоть один раз, возмущённо говорила Зина, – а то он совершенно избалуется. Вы поглядите, что он с вашими калошами сделал.

– Никого драть нельзя, – волновался Филипп Филиппович, – запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением. 

Булгаков, «Собачье сердце»

Родители часто даже не воспринимают свои действия, как жестокость. Подзатыльник, грубое слово, запирание в комнате – подумаешь, потерпит, послушнее будет! И они никак не могут связать свои воспитательные меры  с категорическим нежеланием ребенка принимать правила в школе и дома. ТОКСИЧНЫЕ МЕТОДЫ обращения с ребенком приведут к расколу с ребенком уже годам к 10 (часто значительно раньше).

Правила дорожного движение – всего лишь небольшая часть правил. Чтобы успешно передавать правила ребенку берегите эмоциональную связь с ним.

Личный пример

стопВлияние личного примера - тема удивительная. Она ясна абсолютно всем, никто не хочет больше о ней слушать. И никто не хочет менять свое поведение, даже отлично понимая, как оно влияет на ребенка. Это скучно, в самом деле! Что там про личный пример рассказывать, вы нам лучше расскажите про "волшебную таблетку", после которой ребенок становится ангелом. Ну да, наверное, при ребенке не стоит ругаться матом, а то он будет повторять. Но… так уж получается…

А личный пример в вопросах безопасности играет огромную роль.

Если родители:

- не пристегивают ребенка в машине и не используют ремни безопасности сами

-переходят улицу в неположенных местах

- переходят улицу на «розовый» свет,  и так же ведут себя за рулем

- садятся за руль, приняв порцию алкоголя

- при возможности нарушают предписанные правила за рулем («где нет камер»)

- разрешают маленькому ребенку садиться за руль машины

- разрешают подростку покататься на машине, не имея водительских прав

То они не только не обечивают безопасность, НО И УЧАТ РЕБЕНКА ОТНОШЕНИЮ К ПРАВИЛАМ!

Ребенок, глядя на взрослого, понимает, что такое эти правила и как с ними обращаться. У папы в машине, например, висит иконка (для безопасности, конечно), но он не пристегивает ремень и регулярно ходит оплачивать штрафы за нарушение скоростного режима. Ребенок будет относиться к правилам так же небрежно, считая, что на свое усмотрение он может последовать правилу или последовать своему минутному импульсу.

Взрослые возражают, дескать, нельзя быть рабом правил, иногда можно их и нарушить. Но, когда взрослый нарушает правило, он учитывает целую массу нюансов ситуации, у него огромный опыт. И то часто его «расчет» приводит к трагедии, как известно именно нарушение правил, а не форс мажорные обстоятельства приводят к неприятностям («думал – проскочу!»). Но у ребенка нет и не может быть такого же видения ситуации, его восприятие обрывочно, опыта никакого, зато он знает – на правила можно закрыть глаза, если тебе так удобно.

Я была свидетелем эффектной сцены перевода через оживленную улицу 9 летнего мальчика. Мать, стоявшая на противоположной от мальчика стороне улице, по телефону сказала ему ждать ее, самому не переходить. Трафик действительно был активный и довольно опасный, несмотря на наличие «зебры». Устремившись к мальчику со своей стороны дороги, женщина выбрала максимально опасную траекторию: она пересекала улицу вне «зебры», которая находилась в нескольких метрах от нее, при этом она двигалась наискосок и бежала. Более опасного способа перейти ту улицу было трудно себе и представить, разве что зажмурив глаза. Перебежав улицу, мама взяла сына за руку, и они чинно двинулись по пешеходному переходу. Обеспечив сыну безопасность на этой отдельно взятой дороге, мама нанесла значительный удар по отношению сына к правилам дорожного движения.

Соблюдайте правила, если вы хотите, чтобы их соблюдали дети.

Самостоятельность

Несмотря на опасности на дорогах, дети должны получать опыт независимого передвижения в рамках их возрастных возможностей. Нет единых правил, в каком возрасте детей можно отпускать на улицу самостоятельно. Это максимально зависит от местности и ситуации на улице.

Проанализировав ситуацию, позвольте ребенку увеличивать свою самостоятельность. Ограничительная политика плохо сказывается на уровне ответственности и внимания детей. Не поставленный в ситуацию, где он должен принимать решения, он не тренирует ответственность, не учится ориентироваться на дороге.

Мера ответственности определяется родителями, учитывает окружающую  среду и возможности ребенка. Но эта ответственность должна развиваться, повышаясь вместе с развитием ребенка.

Как развить самостоятельность детей можно прочитать в книге «Детки без клетки: 5 ступеней к развитию самостоятельности детей»

Тренинг

смешарикиУделяйте время разговору с ребенком о безопасности движения и делайте это в разнообразных формах.

  1. Предложите ребенку провести вас по привычному маршруту, отмечая потенциальные опасности на дороге.
  2. Обращайте внимание ребенка на неправильные действия окружающих вас пешеходов
  3. Смотрите вместе обучающие мультфильмы и обсуждайте то, что вы узнали в применении к реальной жизни.
  4. Используйте интерактивные тренажеры
  5. Обратите внимание на знаки на дороге, которые касаются машин, покажите ребенку, как город вступает с нами в своеобразный диалог через дорожные знаки, как он направляет движения людей и машин.
  6. Обращайте внимание ребенка на направление взгляда человека, которое обеспечивает ему безопасность на дороге или, наоборот, ставит безопасность под угрозу.
  7. Разработайте вместе с ребенком план самостоятельного передвижения из школы в экстренном случае (если он останется без взрослых).

Несмотря на то, что проблемы с нарушениями правил достигают пика в подростковом возрасте, учить ребенка нужно, разумеется, гораздо раньше, начиная с дошкольного возраста! К подростковому возрасту все правила, необходимые для передвижения в городе должны быть у ребенка в голове. Не упустите время научить ребенка важному!

© Филоненко Елизавета

 

Вопрос-ответ

Если у вас есть вопросы или проблемы связанные с отношениями в семье, напишите мне. Ответ будет опубликован в разделе "вопрос/ответ"

Задать вопрос

Запись на прием

Расскажите обо мне!

Пусть Ваши друзья и знакомые узнают о этом сайте! Заходите на страницы данного портала в любимой социальной сети!

 

vkontakte copy

2017 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.