elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

Системное воспитание

Знания большинства людей в психологии воспитания поверхностны, разрозненны, часто это обломки устаревших психологических теорий  или искаженные популяризаторами факты. Обычно это адская смесь советов, «лайфхаков»,  красивых гуманистических идей о любви к ближнему и страшилок от психологии.

Эти разрозненные советы не связаны системой, они хаотично существуют внутри мозга и скорее создают шум, нежели освещают путь. В итоге у человека создается совершенно ложное впечатление, что он много знает о психологии, потому, что много читал. Информация, которую человек получает, не всегда становится знанием. Советы, без опоры на глубокое понимание закономерностей развития ребенка приносят не много пользы, а понятые ложно могут и навредить. 

Воспитывая ребенка–дошкольника и подготавливая его к школе, нужно не просто руководствоваться отдельными симпатичными советами, а представлять общее поле развития ребенка. Уделив внимание одному  направлению, но упустив из виду другие, вы повлияете на общий результат воспитания. Так, уделяя большое внимание интеллектуальному развитию дошкольника, но игнорируя физическое, вы повлияете на общий исход дела. Или сконцентрировавшись на развитии навыков у ребенка, но оставив без внимания его социальную компетентность, вы также получите плохой результат.

5 областей развития

К началу школьного обучения у ребенка должны быть развиты 5 областей:

  • СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
  • МОТИВАЦИЯ И ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ
  • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

классКаждая область является ключом к успешному школьному старту, сочетание всех пяти ключей – гарантия того, что ребенок сможет учиться в школе без внутренних противоречий.

Все пять ключей взаимосвязаны и, занимаясь одной областью, вы косвенно влияете на остальные.  Так, занимаясь эмоциональной грамотностью ребенка, вы улучшаете его интеллект. Посвящая время физической активности, вы оказываете влияние на его интеллект, мотивацию и развитие произвольности поведения.

Вебинар, посвященный 5 ключам вы можете посмотреть ЗДЕСЬ 

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Первым ключом к готовности ребенка к школе является хорошо развитый социальный интеллект. Социальный интеллект определяет способность встраиваться в различные социальные группы, удерживать комфортное расстояние с людьми, способность перестраивать отношения по своей воле в желательном направлении.

Социальный интеллект характеризует способность человека поддерживать отношения с окружающими таким образом, чтобы это было комфортно ему самому и комфортно другим.

При подготовке к школе развитие социального интеллекта ребенка играет решающую роль. Школа – не только место, где вашему ребенку передают знания, это пространство, наполненное огромным количеством самых разных людей: детей и взрослых. Школа – сложно структурированная иерархическая система, работающая по своим правилам и требующая определенной ловкости от ее участников. На самочувствие ребенка в школе и на его успеваемость будет иметь огромное влияние то, как сложатся отношения с одноклассниками и учителями.

Как занять правильную позицию по отношению к одноклассникам?

В какие отношения вступать с учителями?

Как относиться к старшим и младшим товарищам?

малышки в школьной формеОтветы на эти вопросы индивидуальны, они учитывают сложившуюся ситуацию и характер ребенка. От того, насколько точно ребенок будет отвечать на эти вопросы, насколько гибким будет его поведение, зависит и самочувствие ребенка в школе, и его успеваемость. Успешно учиться ребенку, которого не принимает коллектив или не любит учитель очень сложно.

Неблагополучие в эмоциональной сфере подавляет способности к обучению и интеллектуальную деятельность.

Развитие социальной сферы ребенка, социального интеллекта нередко приносится в жертву его интеллектуальному развитию. Родители могут считать, что наилучшим образом они подготовят ребенка в школе, если будут до первого класса держать его в тепле и уюте домашней обстановки и заниматься его умственным развитием. Тогда ребенок окрепнет душевно и умственно и придет к первому классу сильным и умным. А такому ребенку все по плечу: и дружить он научится, и оценки будет хорошие приносить. Однако, не все так просто, для того, чтобы человек научился общаться его, прежде всего, нужно поместить в среду, где навыки общения будут востребованы. Причем поместить в правильное время. О периодах развития ребенка можно почитать ЗДЕСЬ.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Эмоциональный интеллект – второй ключ к успешному обучению в школе. Ваш ребенок может быть хоть семи пядей во лбу, но, если он не может справляться со своими импульсами, мотивировать себя, понимать других и уметь с ними общаться, то успеха в школе ему достичь будет очень трудно. Эмоции – важнейший фактор как внутреннего, так и внешнего мира ребенка. Второй ключ – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЕКТ, поможет ребенку регулировать эту важную область.

подавление гневаРебенок сталкивается с эмоциями постоянно: он вынужден иметь дело с собственным хаотичным внутренним миром, он сталкивается с эмоциональными всплесками окружающих. Начало школьного обучения – время стресса для ребенка и для всей семьи, в этот период развитый эмоциональный интеллект очень пригодится.

Эмоциональный интеллект – это способность тонко понимать и отчасти управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих.

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ

Третьим ключом к успешному старту школьного обучения является развитие произвольности поведения и учебной мотивации ребенка. Строго говоря, произвольность и мотивация могут быть отнесены к эмоциональному интеллекту, так как это внутренние состояния человека. Однако, важность этих областей настолько велика для успешной учебы в школе, что о них стоит говорить отдельно. Произвольность и мотивация – два двигателя, запускающие энергию ребенка в нужное направление.

В процессе подготовки к школе родители стремятся уделить много внимания видимым, но не очень важным вещам (конкретные навыки ребенка), и почти игнорируют важные, но менее заметные вещи (мотивация, произвольность). Отчасти это происходит именно потому, что первые как раз видны, а вторые скрыты от прямого наблюдения. Кроме того, первые измеримы (они и успокаивают родителей и даже служат предметом гордости), а вторые нельзя померить обычными, неспециальными средствами.

Неправильные ориентиры в воспитании дошкольников часто приводят к потере желания учиться (МОТИВАЦИЯ) и способности управлять собой (ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ). Родители склонны обвинять школу в том, что ребенок не хочет учиться, но как правило решающее значение имеет именно уровень учебной мотивации, с которым приходит ребенок в школу.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Физическое развитие – чемпион по оказанию влияния на остальные сферы жизни ребенка. Все пять ключей (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИИТЕ) взаимно влияют друг на друга. Но влияние физического развития, пожалуй, распространяется на другие области наиболее значительно.

дети бегут 1Важность физического здоровья теоретически признается всеми родителями. Но, на деле многие относятся к физическому состоянию детей примерно также,  как и к собственному, что и неудивительно. Пищевые привычки, образ жизни и уровень физической активности детей напрямую наследуются от родителей.

Двигаться современные дети стали меньше, а есть (и есть нездоровую еду) больше. Раньше основным досугом детей были прогулки с физической активностью, а сейчас дети сидят дома перед мониторами. Передвигаются люди все больше на машинах, а на прилавках разложены невероятные количества привлекательной и вредной еды. Также походы в кафе за гастрономическими удовольствиями стали гораздо доступнее, а количество гаджетов, парализующих физическую активность растет не по дням, а по часам. Конечно развиваются и разные виды физической активности, это отчасти создает противовес нездоровой ситуации. Но всегда перед родителями стоит выбор: как растить и к чему приучать ребенка.

Недостаточный уровень физического здоровья, подвижности ребенка – не только физическая, но во многом и психологическая проблема.

  • Ученые психологи выявили достоверные связи между нарушениями осанки детей и их психологической и эмоциональной устойчивостью. Дети с нарушениями осанки достоверно чаще имеют проблемы с регуляцией своего эмоционального состояния, более низкую стрессоустойчивость, у них чаще возникают негативные эмоции
  •   Произвольность поведения, о которой речь шла выше также тесно связана с физической активностью ребенка. За произвольность и волевую регуляцию поведения отвечают те же зоны мозга, что и за двигательную активность.
  •  Физическая активность связана с генерацией положительных эмоций ребенка, в противовес отрицательным. Физически развитый ребенок лучше справляется с эмоциями, менее тревожен, более эмоционально устойчив.

Высокий уровень физического развития ребенка – хороший бонус в детском коллективе. Более ловкие, физически развитые  дети пользуются большей популярностью, с ними интересно играть, они пример для подражания. Физическая сила и ловкость также позволят ребенку не давать себя в обиду более агрессивным сверстникам.

Здоровье и физическое развитие ребенка также связаны с внешней привлекательностью, значение которой трудно переоценить. Дети с лишним весом, плохой осанкой часто становятся жертвами притеснений и насмешек в жестоком детском коллективе. И за такое положение ребенка несет ответственность именно взрослый, который «не смог» противостоять неправильным пищевым и двигательным привычкам ребенка. Ребенок не сам покупает себе чипсы, кетчуп, макароны и конфеты.

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в постоянном движении».
                                                                                                    Ж. -Ж. Руссо

Интеллект ребенка также связан с физическим развитием. Мозг дошкольника развивается посредством физической активности. Исследования ученых доказывают, чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше поступает информации в его мозг, а это способствует более интенсивному интеллектуальному развитию. В данном случае нет противоречия между развитием «ума» и «тела».

Физическое развитие не может быть вторичным по отношению к интеллектуальным или другим областям жизни ребенка.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ РЕБЕНКА

шахматы мальчик

 И наконец, пятым ключом к успешному школьному старту являются ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ навыки ребенка, к ним относятся ЧТЕНИЕ, СЧЕТ, ОБЩАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ. Ребенку будет проще учиться в школе, если основы счета, чтения и сведения об окружающем мире он начнет осваивать чуть заранее, тем более, что 4-5 лет время для этого вполне подходящее. Ориентация дошкольника на игру никак не помещает этому, так как все основы хорошо осваиваются именно в игровой форме.

Итак, в арсенале готового к школе ребенка дошкольника должны быть не только навыки счета и чтения, но и навыки общения, управления эмоциями, физическая активность, мотивация к обучению. При подготовке к школе ребенка нельзя жертвовать ни одной из этих областей!

© Елизавета Филоненко

 

Вопрос-ответ

Если у вас есть вопросы или проблемы связанные с отношениями в семье, напишите мне. Ответ будет опубликован в разделе "вопрос/ответ"

Задать вопрос

Запись на прием

Расскажите обо мне!

Пусть Ваши друзья и знакомые узнают о этом сайте! Заходите на страницы данного портала в любимой социальной сети!

 

vkontakte copy

2017 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.