elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

тарелка еды и девочкаОрганизм человека является саморегулирующейся системой. В случае возникновения какого - либо дефицита в этой системе, подается сигнал в мозг (центр управления организма) и организм с помощью своих действий стремится удовлетворить актуальную потребность.

Система саморегуляции работает в самых различных областях. Например, в результате физической нагрузки увеличивается потребность организма в кислороде, сигнал о дефиците передается в мозг и человек начинает глубже дышать, удовлетворяя эту потребность. Организм может нуждаться в кислороде, жидкости, движении, информации, и во всех случаях система стремится прийти в состояние баланса, ликвидировав дефицит. Человек начинает искать то, в чем в данный момент испытывает потребность.

Питание является базовой потребностью организма. Согласно пирамиде, предложенной Абрахамом Маслоу, еда и питье являются теми потребностями организма, которые должны быть удовлетворены раньше всех остальных. В состоянии острого голода остальные потребности человека подавляются. Не удовлетворив свою потребность в питательных веществах, человек не может заботиться о чем – либо другом.

Питание человека также подчиняется законам саморегуляции. Люди едят для того, чтобы получать необходимую энергию и создавать химические соединения, необходимые для жизни.

Голод - естественный и правильный регулятор количества потребляемой пищи и времени для ее потребления. Чувство голода сигнализирует о том, что организм нуждается в питательных веществах и готов их перерабатывать. Исчезновение чувства голода связано с насыщением организма необходимыми веществами.

Для того, чтобы система работала надежно и организм бесперебойно снабжался необходимыми веществами, чувство голода переживается как совокупность неприятных ощущений, которые трудно игнорировать, и которые постепенно нарастают, не давая человеку забыть о том, что необходимо подкрепиться. Когда же потребности организма в питательных веществах удовлетворены, наступает состояние покоя. Затем, теряя энергию в связи со своей жизнедеятельностью, организм постепенно переходит  к состоянию дефицита, все более острого. В состоянии дефицита организм начинает поисковую активность: младенец ищет грудь, затем сигнализирует звуками о своей потребности. Более взрослые дети ищут, что бы съесть, а если нет еды, то просят ее. Взрослые люди сами организуют себе прием пищи.

Поскольку питание относится к базовым потребностям организма, у нормального человека система, обслуживающая эту потребность, очень надежна.

Любое вмешательство в работу саморегулирующейся системы мешает успешной работе этой системы.

Родители оказывают давление на детей, побуждая их есть больше, чем хочется, или тогда, когда не хочется. То есть тогда, когда система находится в равновесии и организм не получал сигнала о дефиците.

Чувство голода - это сигнал к тому, что организм готов переваривать пищу. А отсутствие такого чувства или отвращение к еде в конкретный момент - сигнал обратного положения вещей. Организм не готов ничего принимать и поступление питания нежелательно. Для переваривания пищи организм человека выделяет определенные вещества, если же организм не запрашивал еду, то эти вещества не выделились и переваривание той пищи, которое поступило в организм по инициативе родителей, будет затруднено.

Защита организма

Как любая надежная система, организм ребенка снабжен защитными механизмами, сохраняющими равновесие системы. 

Энергичный отказ от еды является первой ступенью защиты.

зажал ротРебенок распознает как чувство голода, так и чувство насыщения. К еде, которая не должна поступить в организм, ребенок начинает испытывать неприязнь, о чем он очень заметно сигнализирует кислым выражением лица и отказом от предлагаемой еды. Нужно немало сил и хитрости, чтобы обойти эту линию обороны, ведь здоровый организм ребенка активно защищает себя. Обратите внимание на то, что маленькие дети суют в рот абсолютно все, кроме того, что взрослые пытаются засунуть в них в процессе кормления - тут дети непреклонны. Организм естественным образом защищается от проникновения в него ненужных ему веществ. Ребенок отворачивается от еды, плачет и выталкивает еду изо рта.

Если родители все - таки запихнули еду в рот ребенку (запретив каким- то образом ее выплевывать), может включиться следующая ступень защиты – ребенок невероятно долго жует (или делает вид, что жует пищу), но никак не глотает ее. Также он может складывать ее за щеки. В дети постарше начинают просто часами сидеть за столом, делая вид, что они едят. Организм ребенка всеми силами препятствует тому, чтобы в него попало то, что туда попатсть не должно. 

И наконец, защитный механизм для самых настойчивых родителей – рвота. Ребенка, который съел больше, чем нужно его организму, может попросту стошнить. Бывают случаи, когда и это не останавливает родителей, они продолжают кормление. Однако, хочется надеяться, что такое происходит в современном мире гораздо реже, чем раньше. 

Многое из того, что называется плохим поведением за столом, является по сути дела защитой организма от поступления ненужного из внешней среды. Даже самый дурно воспитанный ребенок никогда не будет плеваться в вас едой, которая ему по вкусу, если он голоден.

 Чувство отвращения

Наевшийся ребенок переживает приятное чувство насыщения, которое во многом противоположно дискомфортному состоянию голода. Если же продолжить кормить ребенка, то он начнет чувствовать неприязнь, и в конечном итоге отвращение к еде, которую вы пытаетесь ему скормить. Давайте разберемся, что это за чувство и зачем оно дано человеку.

отвращение от едыВсе чувства влекут за собой какое - то побуждение к действию, куда-то направляют организм. Страх стимулирует бегство, гнев провоцирует враждебные действия, печаль ведет у уединению и пассивности человека.

Чувство отвращения человек испытывает в определенных обстоятельствах, оно заставляет его держаться подальше от того, что вызывает в нем это отвращение. Задача чувства отвращения - защитить человека от того, чем оно вызвано. Отвращение вызывает в нас зрелище и запах испорченной пищи, вообще мысли о еде, если, допустим мы отравились или просто больны… Сцены, связанные с физическим насилием или уродством также могут вызывать отвращение. Это чувство – сигнал нашему организму держаться как можно дальше от объекта отвращения, потому что он может быть опасен. Что было бы, не будь человек оснащен таким тонким механизмом распознавания опасности, не чувствуй он отвращения, например, к испорченной пище? Естественно, он бы ей отравился, но чувство отвращения предотвращает такой печальный исход. Игнорировать это чувство опасно для здоровья. И именно его игнорируют родители, когда кормят ребенка против его воли. Пиша, на которую ребенок реагирует отвращением не может принести пользу организму ребенка. 

Почему ребенок не хочет есть

1. Как правило, основная причина отказа состоит в том, что ребенок сыт.

Несмотря на то, что родителям может казаться, что ребенок должен был уже проголодаться, либо он съел очень мало, ребенок может не испытывать потребности в питательных веществах, а следовательно и голода.

2. Неблагополучное состояние орагнизма: соматическое заболевание или эмоциональное неблагополучие.Разного рода переживания острые или хронические приводят к нарушению аппетита у детей. 

Следует помнить, что давление за столом или напряженные переживания матери о том, что ребенок недоедает – сами по себе являются травмирующим фактором для ребенка.

3.Глобальное нарушении здоровья ребенка. Психические и соматические болезни часто приводят к нарушению аппетита у детей.

Вторая и третья группы причин имеют одинаковую основу – в обоих случаях мы имеем дело с неблагополучным состоянием организма. Но в последнем случае может иметь место поломка самого механизма саморегуляции организма. Различные психические и неврологические заболевания могут сопровождаться потерей аппетита. Это тот случай, когда дефицит питательных веществ в организме уже наступил, а мозг не распознает сигнала к действиям либо неправильно его интерпретирует.

Обратите внимание, что в первых двух случаях система саморегуляции организма работает прекрасно, предохраняя ребенка от попадания лишнего количества пищи в организм. Ребенок действительно не хочет есть, и при этом его система саморегуляции работает отлично.

В случае же болезни, например, психической, может действительно быть нарушена система оповещения мозга о потребностях организма. В этом случае ребенка нужно лечить как можно скорее, но, тем не менее, не кормить насильно.

Как это ни удивительно, но множество родителей подозревают у своих детей  нарушения аппетита именно подобного рода. 

Дескать, ребенок есть - то хочет и даже страдает от голода, но, по какой - то таинственной причине не прикасается к стоящей перед ним еде. То есть буквально пытается умереть от голода над тарелкой с кашей. Возможно, он не знает, как обойтись с едой, или решил из вредности и назло родителям умереть от голода?

Прежде, чем подозревать своего ребенка в подобных болезненных явлениях обратите внимания на несколько моментов:

- психические нарушения у детей - это довольно редкий случай

- диагностировать их может только врач

- любые психологические нарушения человека усугубляются неадекватными действиями со стороны окружения ребенка. А принудительное кормление, безусловно, относится к таким действиям. И если ребенок уже нездоров настолько, что не распознает чувство голода (что бывает крайне редко), то кормя его против воли, вы  только усугубите ситуацию.

девочка с макаронамиНи в одном из приведенных выше случаев не нужно кормить ребенка насильно!

Если он сыт, еда не нужна его организму и принесет психологический и физиологический дискомфорт и, в конечном итоге, вред. Согласно знаменитым словам, еда, которую организм не в силах переварить съедает того, кто ее съел.

Если ребенок испытывает стресс, ему нужно, прежде всего, снизить остроту стресса, а не поесть.

В стрессовом состоянии ограничение потребности в принятии пищи является адаптивным механизмом, помогающим организму с наименьшими потерями справиться с трудным периодом.

Если ребенок болеет, то временный отказ от еды помогает ему бороться с болезнью.

Если же система регуляции удовлетворения потребностей ребенка нарушена, то такой вопрос нужно решать у врача, а не за столом.

В результате удовлетворения чувства голода человек испытывает чувство сытости, оно переживается, как приятное чувство. Ребенок, которого накормили принудительно, вместо этого приятного чувства испытывает стресс от совершенного над собой насилия.

Как понять ребенка

Часто ли вы сами едите, когда вам не хочется?

Чтобы лучше понять, что чувствует ребенок, которого заставляют есть (даже в мягкой форме) попробуйте:

- есть, когда сильно болит голова или с высокой температурой;

- есть в сильной жаре и духоте;

- есть, когда вы сильно взволнованы;

- съесть большую тарелку каши после очень обильного застолья.

Вы можете почувствовать, как весь ваш организм восстает против того, чтобы вы поместили в него хотя бы кусочек. Так же чувствуют себя дети, которых пытаются накормить. Но у вас, как у взрослого человека, есть выбор отказаться от еды, ребенок же лишен такого преимущества.

© Елизавета Филоненко

 

 

Вопрос-ответ

Если у вас есть вопросы или проблемы связанные с отношениями в семье, напишите мне. Ответ будет опубликован в разделе "вопрос/ответ"

Задать вопрос

Запись на прием

Расскажите обо мне!

Пусть Ваши друзья и знакомые узнают о этом сайте! Заходите на страницы данного портала в любимой социальной сети!

 

vkontakte copy

2017 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.