elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

красная карточкаКогда ребенок не выполняет возложенные на него обязанности, не слушается или как-то нарушает домашние правила, он должен столкнуться с последствиями своего поведения. Это является для него обратной связью от мира, и это будет регулировать его поведение в дальнейшем. Почти всегда в таких слчаях родители стремятся использовать наказания. Это могут быть совсем мягкие наказания (нахмуренное лицо родителя, его сообщение о негативных чувствах, вызванных поступком ребенка), а могут быть и более грубые меры.

У наказания есть целый ряд побочных эффектов, часто они более весомы, чем предполагаемая польза от этого воспитательного маневра.

Естественные последствия действий ребенка

Если ребенок все же ведет себя неправильно, родители должны реагировать на это, и наилучшим является так называемый метод естественных последствий. Естественные последствия – это некие события, которые наступают в результате действий ребенка (или его бездействия). Естественные последствия очень неплохо могут регулировать поведение ребенка, являясь для него понятной обратной связью.

Часто родители вмешиваются в естественный ход вещей и организуют ребенку воспитательные меры, вместо того, чтобы дать наступить естественным последствиям поступка ребенка. Как правило, это менее эффективный способ воздействовать на ребенка, к тому же верный способ испортить отношения с ним.

В следующих примерах рассматриваются естественные последствия поступков ребенка и их «воспитательные альтернативы».

Естественные последствия Воспитательные маневры

Когда ребенок (13 лет) опаздывает к ужину, он должен самостоятельно разогреть себе еду и убрать за собой

Когда ребенок (13 лет) опаздывает к ужину, мама ругает его за неорганизованность, указывая на то, что вот теперь она должна еще раз разогревать еду и убирать со стола
 

Когда ребенок (7 лет) забывает записать домашнее задание, он должен самостоятельно выяснить  у одноклассников, что задано или отправиться в школу с невыполненной работой

 Когда ребенок забывает записать домашнее задание, мама начинает обзванивать родителей одноклассников, чтобы выяснить, что задали. Вместе с этим она ругает ребенка за безответственность.
 Когда ребенок (2,5 года) отказывается раздеваться после прогулки, он остается в прихожей одетый  Когда ребенок отказывается раздеваться после прогулки, мать раздевает его сама, но лишает просмотра мультфильмов

 

 

Во всех приведенных примерах естественные последствия заменены искусственными последствиями, которые ничему не учат ребенка, однако создают напряженные отношения между ребенком и родителем. Как правило, естественные последствия действуют значительно эффективнее, к тому же они более экологичны. В случае естественных последствий ребенок сконцентрирован именно на своем опыте взаимодействия с миром, познает, что бывает от тех или иных его действий. В случае воспитательных маневров, которые описаны выше, ребенок концентрируется не на мире, а на своих отношениях со взрослым, именно они становятся центром притяжения его внимания и причиной его негативных эмоций. В случае девочка и чемоданестественных последствий ребенок напрямую имеет дело с результатом своего поведения, ему поступает обратная связь от мира. В случае же «воспитательных маневров» родитель устраняет последствия неправильных действий ребенка, но устраивает ему проблемы с самим собой. И это становится одним большим последствием для ребенка (кстати, весьма однообразным). Такой подход, как правило, плохо влияет на отношения с родителями и не ведет к осознанию ребенком своих неправильных действий.

Однако, естественные последствия можно обеспечить не во всех случаях. Иногда они слишком серьезны, чтобы родитель мог их допустить. Допустим, родитель маленького ребенка никак не может допустить, чтобы малыш столкнулся с естественными последствиями убегания от мамы в большом городе.

В других случаях, естественные последствия слишком отдалены от поступка и родители также не могут ожидать, что эти последствия всерьез воздействуют на ребенка. Так, последствия неправильного питания настолько отдалены от поедания ребенком килограммов конфет, что увязать эти последствия с сами действием проблематично.

Логические последствия поведения ребенка 

В случае, когда невозможно ожидать влияния естественных последствий на поведение ребенка, родитель может использовать так называемые логические последствия, то есть намеренные действия, которые тесно увязаны с поступком ребенка по времени и по смыслу. Так в нашем примере с малышом,  убегающим от мамы, мама может крепко держать его за руку при попытках к бегству. Это негативное последствие поведения ребенка (за ручку гулять скучно), тесно увязанное с его нежелательным поведением.

Логическое последствие имитирует естественное последствие, добавляя к нему некоторое вмешательство родителей. Примером логических последствий поведения ребенка может быть следующая ситуация:

Когда ребенок (10 лет) неаккуратно сваливает в шкаф вещи, вечером он должен привести шкаф в порядок, на это идет часть вечернего времени (в счет отдыха, досуга).

Сваленные в шкафу вещи сами по себе не заставят ребенка наводить порядок, он скорее перестанет пользоваться шкафом и начнет использовать близлежащие поверхности для своих вещей. В данном случае естественные последствия (в виде взрыва шкафа или заведения в нем мышей) могут никогда и не наступить. Поэтому родители вмешиваются в ситуацию, побуждая ребенка убраться, обеспечивая логические последствия поведения ребенка.

4 принципа обратной связи для ребенка

1. Логические последствия должны быть соразмерны поступку ребенка. Иногда по недомыслию, а иногда под влиянием гнева родители склонны к несимметричным мерам воздействия на ребенка.

Мама Данила 4 лет поставила мальчику условие, если он не будет убирать свои игрушки, то она будет их выбрасывать. Напомнив несколько раз об этом малышу, она перешла к действиям – на глазах у ребенка сломала его любимого робота и выкинула в мусорное ведро. Горе мальчика было безутешным, так же как и раскаяние матери. Слишком поздно женщина поняла, насколько несимметричным был ее поступок, и годами не могла простить себе жестокости.

В ответ на несоблюдение девочкой своего обещания убирать посуду по вечерам, родители в течение месяца возложили на нее обязанность мыть пол во всей квартире.

родитель в тоннелеВ обоих приведенных примерах ребенок страдает от несправедливого и чрезмерного наказания и  сконцентрирован на отношениях с родителями, а не на том, чтобы впоследствии действовать правильно.

Выбирая слишком сильные меры воздействия, родители хотят раз и навсегда отбить у ребенка желание не выполнять свои обязательства, и в ряде случаев это срабатывает. Но платой часто является надолго остающееся в душе ребенка недоверие к грозному родителю, переживание несправедливости и горечь обиды. Это слишком дорогая плата за выполненное задание. Хорошими отношениями с ребенком нежелательно жертвовать даже ради самых важных задач.  Только на основе хороших отношений вы можете рассчитывать на влияние на ребенка в дальнейшем, а главное на то тепло, ради которого и существуют близкие отношения.

Отличный пример чрезмерно строгого наказания приведен М. Зощенко в рассказе «Калоши и мороженое». Двое детей продают тряпичнику чужие калоши, чтобы купить мороженое. Отец, узнав об этом, выносит приговор:

«… Я возьму все Лелины и Минькины игрушки, продам их тряпичнику, и на вырученные деньги мы приобретём вам новые калоши.

…Это ещё не всё. В течение двух лет я запрещаю Леле и Миньке кушать мороженое. А спустя два года они могут его кушать, но всякий раз, кушая мороженое, пусть они вспоминают эту печальную историю.

В тот же день папа собрал все наши игрушки, позвал тряпичника и продал ему всё, что мы имели. И на полученные деньги наш отец купил калоши тёте Оле и дяде Коле».

Такое воздействие, безусловно, имело эффект, автор пишет, что и в зрелые годы он не мог есть мороженое спокойно. И вряд ли детям пришло бы в голову воровать вновь.

Но применение такой меры, вероятнее всего неадекватно проступку детей, и оказывает на них травматическое воздействие. Дети и без таких жестких мер способны понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Какие –то лишения в ответ на воровство были бы адекватны в данном случае, но их масштаб мог бы быть и менее значительным. Дети, напуганные карательной мерой,  в следующий раз не возьмут чужого, но понять нравственную основу этого закона наказание им не поможет.

2. Логические последствия должны быть осуществимы.

Если логические последствия поведения ребенка трудновыполнимы или требуют чрезмерного напряжения от родителей, то это скорее наказание для родителей, чем для ребенка. Например, если ребенка лишили прогулок на неделю, то это автоматически может означать, что кто-то из взрослых должен все это время приглядывать за ним, находясь дома. Если в качестве логического последствия родители выбирают дополнительные занятия, например, чтение, то нужно позаботиться о том, чтобы проконтролировать, как это выполняет ребенок. Это не всегда возможно, часто требует немалых затрат от родителей.

  Узнав о том, что 13 летняя Маша регулярно прогуливала музыкальную школу, мама решила, что дочь должна заниматься дополнительно один час ежедневно. Об этом было сообщено девочке, она согласилась, это выглядело справедливым. Родители были допоздна на работе, никто не мог знать, на самом ли деле девочка занималась дополнительно. Родители не могли также проверить ее успехи, так как не имели достаточных знаний в музыке.  

 Родители 10 летнего Антона обнаружили, что мальчик тайно съел конфеты, предназначенные в подарок. Родители на три недели запретили мальчику есть сладкое. У родителей не было возможности проверить, что ест мальчик вне дома, ограничение было трудновыполнимым.

Прежде, чем определить, каковы будут логические последствия проступка ребенка, подумайте о том, насколько они осуществимы.

3. Логические последствия должны быть увязаны с проступком ребенка.

Великое множество наказаний воспринимаются детьми, как несправедливость, вызывают обиду и желание отомстить родителям. Часто это те наказания, которые никак не связаны с проступком по смыслу. Ребенку легко понять, почему он должен отмывать после прогулок свои ботинки  по грязи. Это не наказание, а естественный порядок вещей. Но, осознать, почему он лишается мультфильмов за то, что не слушался маму, запрещающую бегать по грязи, ему гораздо сложнее.

В самом названии – логические последствия – заключена главная идея, которой они должны соответствовать. Последствия должны быть увязаны с проступком, а не просто быть для родителей  способом досадить ребенку, наказать за плохое поведение. Логические последствия должны по возможности исправлять последствия неправильного поведения ребенка или быть закономерным следствием нарушения правил.

Последствия поведения ребенка, СВЯЗАННЫЕ с его проступком Последствия поведения ребенка, НЕ СВЯЗАННЫЕ с его проступком

  Девочка 5 лет забывала или отказывалась убирать постель по утрам. Родители ввели ограничение – девочка могла сесть завтракать не раньше, чем предъявит «пропуск» - убранную кровать

  Девочка 5 лет забывала или отказывалась убирать постель по утрам, родители забрали ее любимый планшет на месяц

 

  Мальчик 12 лет крадет у одноклассника мобильный телефон. Родители лишают его карманных денег, чтобы компенсировать ущерб.

  Мальчик 12 лет крадет у одноклассника мобильный телефон. Ему запретили пользоваться компьютером в течение полугода.

Мальчик 8 лет ежедневно бросает школьную одежду в смятом и часто грязном после прогулки виде, где попало. Маме часто приходится приводить форму в порядок. Родители объявляют условие – в тот день, когда форма не висит на месте, мальчик выполняет дополнительное небольшое поручение по дому.

Мальчик 8 лет ежедневно бросает школьную одежду в смятом и часто грязном после прогулки виде, где попало. Маме часто приходится приводить форму в порядок. Отец, увидев это безобразие очередной раз, лишает сына ужина.

 4. Логические последствия не должны противоречить вашим главным целям.

Логические последствия, наказания за проступки ребенка могут вступать в противоречие с главными целями воспитания. В таких случаях они разрушают то, что родители считают важным. Например, лишение ребенка прогулки может сильно противоречить идее его матери, что главное для ребенка  - свежий воздух.

Родители двоих детей мальчика 2лет  и девочки 4 лет привыкли решать разногласия между ними стандартным образом – детей разводили по комнатам, пока они не успокоятся, часто оставляли подолгу играть по одному. Годы шли, а воспитательные меры не менялись, детей по - прежнему изолировали друг от друга при разногласиях. Эта мера, столь часто повторяемая, противоречила одной из важных целей родителей – вырастить детей дружными. Понимание того, что дети дистанцируются друг от друга и не учатся регулировать конфликты пришло слишком поздно. Будучи уже взрослыми людьми брат и сестра стремились любые разногласия с окружающими решать отдалением от них.

Никакое воспитание не может обойтись совершенно без неприятных воздействий на ребенка. Воспитание - это ограничение импульсивных порывов, желаний ребенка. Иногда это неприятно, но необходимо для того, чтобы ребенок уживался с себе подобными. Однако, ограничивающие воздействия родителей должны быть действительно продиктованы необходимостью и иметь экологичные формы, не превращаясь в противоборство с ребенком. 

© Елизавета Филоненко

 

 

Запись на прием

Читайте в соцсетях!

Заходите на страницы данного портала в вашей любимой социальной сети!

vkontakte

facebook

2017 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.

разработка и продвижение

logo em bold