elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

спортивная семьяМногие родители не слишком обрадованы перспективой вдохновлять, мотивировать, поощрять ребенка делать то, что он ДОЛЖЕН делать. Родители рассуждают в том смысле, что есть обязанности, которые человек и в том числе ребенок, просто обязан выполнять, а заигрывания и системы поощрений тут ни к чему. Есть понятие «надо», а когда надо, то хочешь, не хочешь, а берешь и делаешь. К таким «надо» в представлении родителей обычно относятся учебные дела ребенка и работа по дому. 

Логику родителей можно понять, ведь кажется, что взрослые живут именно по этому принципу. Они делают что-то не потому, что им за это обещана награда, а просто потому, что делать это необходимо. Многие вспоминают свое детство и то, что их никто не развлекал и не увлекал, пытаясь заставить сделать что-то. Так и они готовы только требовать от ребенка исполнения своих предписаний и ожидают послушания. 
Подобная тактика обычно оказывается недальновидной по целому ряду причин. 
Представление о том, что взрослые выполняют свою работу просто так, без особой мотивации попросту ошибочно. Взрослые точно так же управляются системой поощрений и наказаний, просто это более скрытая система, часто она внутри самого человека. Так, женщина, не приготовившая семье обед, будет наказана чувством вины и страхом навлечь на себя неодобрение окружающих. А приготовив этот обед, она будет вознаграждена удовольствием близких людей и чувством выполненного долга. А мужчина, не пропылесосивший в выходные квартиру, получит последствия своего поведения в виде недовольства жены, а выполнив свою работу, будет иметь все основания без чувства вины засесть вечером за просмотр ТВ. Так у любого поведения взрослого человека есть система внешних и внутренних влияний, которая этим поведением управляет. 
Почему же ребенку недостаточно такой тонкой системы для того, чтобы включиться в работу? Причина в том, что у ребенка долгое время просто нет сформированной системы внутренних ценностей на основании которой можно управлять его поведением. Он еще плохо представляет себе, что такое чувство долга перед близкими, не имеет оформленного внутреннего образа себя, который диктовал бы ему тот или иной образ действия, его внутренний мир не похож на мир взрослого. Этот внутренний мир формируется постепенно под воздействием опыта жизни в семье и обществе. Только усвоив с течением времени взгляды и ценности общества, ребенок сможет управлять собой с помощью внутренних мотивов. 
Многие идеализируют недалекое прошлое человечества, когда дети становились самостоятельными гораздо раньше, помогали родителям и никаких особых систем мотивации, плакатов, вознаграждений, договоров и заигрываний для этого не требовалось. В семье было много детей, каждый из них делал свою работу. Почему сейчас не может быть так же? Может быть, именно заигрывания с ребенком, демократия, излишние объяснения и делают детей капризными, требовательными и ленивыми? Тогда выход может видеться в том, чтобы убрать все специальные «психологические штучки», и просто потребовать от ребенка выполнения своих обязанностей. При такой линии размышления упускается из виду главный фактор, а именно вопрос – на чем в прошлые времена держался авторитет родителей? Историки детства дают однозначный ответ на этот вопрос – власть родителей всегда держалась на физическом подавлении детей, телесных наказаниях. Даже если наказание не применялось фактически его вероятность и «шаговая доступность» делали детей более сговорчивыми, и им не требовалось дополнительной мотивации. Сегодня все больше родителей отказываются от физического наказания детей, зная о его психологических и социальных последствиях. Они не хотят возвращаться в то недавнее прошлое, когда страх ребенка перед силой родителя был главной, а часто и единственной причиной его послушания. И именно в этой точке встает вопрос – а как еще мы можем воздействовать на ребенка? Тогда появляется система альтернативной мотивации, где мы стараемся привлечь ребенка к работе на основе положительных, а не отрицательных эмоций. 
Итак, чтобы ребенок начал что-то делать, его надо или заставить или замотивировать это делать. Многие родители бессознательно идут по пути «заставить», но при этом не хотят использовать грубые методы физического воздействия. Тогда активность родителя направлена на поиск карательных мер, которые будут травмировать ребенка не слишком сильно. Но, наказания (даже если при этом не используется жестоких методов) - наименее удачный способ мотивации. 
Вместо того, чтобы думать, как заставить ребенка делать нечто, лучше подумать о том, а как сделать так, чтобы он сам захотел это делать. Полностью отказаться от принуждения в воспитании невозможно, но можно отвести этому принуждению скромную роль и сделать ставку на более вдохновляющие методы. 
Ребенку проще научиться самостоятельному и ответственному поведению, если его сопровождают дружелюбные воспитатели, которые стараются сделать выполнение работы более приятным делом. Ребенок постепенно обучается такому подходу к работе, со временем он научится мотивировать самого себя подобным образом. 
© Елизавета Филоненко

"Детки без клетки: Пять ступеней к развитию самостоятельности детей" Филоненко Елизавета 

 

 

Вопрос-ответ

Если у вас есть вопросы или проблемы связанные с отношениями в семье, напишите мне. Ответ будет опубликован в разделе "вопрос/ответ"

Задать вопрос

Запись на прием

Расскажите обо мне!

Пусть Ваши друзья и знакомые узнают о этом сайте! Заходите на страницы данного портала в любимой социальной сети!

 

vkontakte copy

2017 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.