Обучающие курсы
Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.
Воспитание ребенка от 1 до 3 лет
Что делать, когда ребенок ведет себя плохо? У большинства родителей ответ готов – каким – то образом наказать ребенка.
Проблема в том, что, как правило, это не работает. Да, наказанием можно расстроить ребенка, добиться того, чтобы он именно сейчас перестал делать что – то неправильное.
Но наказанием очень трудно добиться того, чтобы ребенок впредь не совершал проступков.
У родителей начинают возникать идеи о том, что может наказывать нужно сильнее, или есть какой – то правильный вид наказаний, который работает.
Наказания бывают очень разные, это может быть крик, родитель может ругать ребенка, лишать его каких – то удовольствий, ограничивать свободу и так далее, вплоть до грубых форм воздействия, рукоприкладства.
Многим кажется, что это может сработать, ребенок, которого наказали, поймет, что его поведение нежелательно и прекратит безобразничать.
Однако, чем объяснить тот факт, что хуже всего ведут себя именно те дети, которых часто и разнообразно наказывают?
Дело в том, что у наказания есть весьма ощутимые ограничения, которые часто сводят на нет возможные бонусы от его применения:
НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О НАКАЗАНИИ:
– Наказание практически не работает, если поведение ребенка устойчиво и существует уже давно. То есть если вы раз за разом наказываете ребенка за одни и те же действия, то будьте уверены, что ваши педагогические маневры смысла не имеют.
Пример: Мать 4 летнего Саши лишала его сладостей, если он грубил окружающим. Мальчик, как и все дети, любил сладости, расстраивался и обижался, если их запрещали. Однако, с избавлением от грубости дело никуда не продвигалось… Мальчик, разозлившись, выкрикивал грубости.
– Наказание формирует так называемое скрытое поведение. Например, если ребенка ругать или наказывать, за то, что он ругается неприличными словами, он учится не избегать употребления нецензурной лексики, а делать это так, чтобы никто не видел.
– Наказание порождает ложь. Действительно, если ругать ребенка за то, что он чего – то не сделал или сделал не так, то он попросту научится обманывать вас, чтобы избегать наказаний
Всем известны многочисленные случаи, когда дети выучиваются хитрить и изворачиваться, если их школьные дела оставляют желать лучшего. Сейчас, с появлением электронных дневников контроль за успеваемостью упростился. Однако, факт остается фактом – именно поведение взрослых, а именно наказания провоцируют лживое поведение детей. Дети просто пытаются избежать неприятностей…
– Поведение, основанное на наказании, держится только до тех пор, пока существует угроза того, что человека поймают за неположенными действиями и накажут. При отсутствии угрозы то поведение, которого вы добились путем наказания, как правило, разрушается.
– Наказание разрушает доверие между ребенком и родителями. Пока ребенок маленький, очень зависимый, это может не быть таким заметным. Можно закрыть глаза на то, как чувствует себя ребенок, когда его наказывают.
Вы в любом случае можете просто заставить его действовать по вашим правилам, так или иначе слушаться. Но, ребенок взрослеет, и качество ваших с ним отношений становится все заметнее. Подросший ребенок будет слушаться вас только если сам того захочет. Но если вы игнорировали эмоциональные отношения с ребенком, считали, что главное – чтобы слушался (пусть и путем постоянных наказаний), то сотрудничать с вами подросший ребенок уже не захочет. Особенно остро эта проблема встает в подростковом возрасте, когда родители весьма заинтересованы в том, чтобы ребенок их слышал, а рычагов влияния на него уже не так много.
разработка и поддержка