elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

рояль и теткаВсе мы знаем, что похвала является мощным инструментом воспитательного воздействия. Если подкреплять желательные действия ребенка, он будет повторять их, чтобы снова заслужить похвалу. Многие родители это понимают и стараются почаще хвалить детей.

Однако на практике они часто сталкиваются с тем, что похвала «не работает». А иногда и вовсе дает обратный эффект. Приведу пример. Девочка Маша в возрасте 5-6 лет очень любила рисовать. Родители, стремясь поощрить ее увлечение, всегда хвалили ее за сделанные рисунки. Маша часто слышала: «Молодец!», «Умница!» «Ты настоящий художник». Родители были убеждены, что все делают правильно. Однако уже к 7 годам Маша стала бояться рисовать. Она сидела перед чистым листом бумаги и не могла решить, что ей изобразить. Все чаще высказывала сомнения: “У меня не получится…” А потом девочка совсем перестала рисовать.

Что же произошло? Намерения родителей были самыми добрыми. Но форма для выражения одобрения была выбрана неверно. Их похвала каждый раз содержала оценку. Говоря ребенку «Ты смелый мальчик», вы заставляете его подумать: «Это не совсем так. Например, вчера я испугался соседскую собаку, а в прошлом месяце ребята дразнили меня за то, что побоялся залезть на дерево». То есть, ребенок невольно начинает вспоминать ситуации, которые не соответствуют этой оценке. Такую похвалу трудно принять.

Оценочная похвала заставляет детей нервничать. Они ощущают груз ожиданий взрослых. И им не хочется его нести. Если нежелание соответствовать ожиданиям очень сильно, ребенок может даже сознательно сделать наоборот, чтобы доказать, что взрослый ошибся.

Как же сделать так, чтобы похвала действительно вдохновляла ребенка на хорошие поступки, на развитие своих способностей? Для этого достаточно заменить оценочную похвалу описательной. Если вам нравятся какие-то действия ребенка, опишите их. Например, в случае с Машей мама могла бы сказать: «Я вижу на твоем рисунке синее безбрежное море, яркое солнце и корабль с отважными путешественниками, которые отправились исследовать новые земли». А папа мог бы добавить: «Мне даже захотелось отправиться вместе с ними». Услышав перечисление своих достижений, ребенок понимает, что похвала вполне заслужена и сам хвалит себя: «Я умею рисовать море». Такая похвала дает ребенку возможность самому оценить себя и в конечном итоге повышает его самооценку.

Приведу еще один пример удачной похвалы. Семилетний Дима с вечера собрал портфель и гордо сказал маме: «А я уже собрался в школу». Мама ответила сыну, детально описав то, что он сделал: «Вижу, что ты хорошо подготовился к завтрашнему дню в школе. Ты сделал домашние задания и аккуратно сложил все учебники, тетради и письменные принадлежности в портфель». Выводы о своих положительных качествах Дима сделал сам, поскольку понимал, что похвала действительно заслуженная.

Если давать ребенку возможность самому оценивать себя, он учится доверять собственному мнению, приобретает уверенность в себе и начинает понимать, удовлетворен ли он сам своими поступками или нет.

Однако нужно помнить, что описательная похвала требует больше времени и усилий со стороны родителей. Чтобы описать действия ребенка, нужно быть очень внимательным. Вам нужно детально рассмотреть конкретные поступки или действия ребенка и выделить то, что было особенно удачным. А потом сформулировать свою мысль. Гораздо проще сказать что-то типа "Молодец!" или "Отлично!". Однако ваши усилия обязательно окупятся – дети вырастут уверенными в себе людьми, которые доверяют собственному мнению.

Попробовать новую форму похвалы вы можете на соедующих примерах:

Ситуация 1. Ребенок выполнил задание по географии и спросил вас: «Я правильно нарисовал график?» Что вы ответите?

Ситуация 2. Ребенок вовремя вспомнил о своих обязанностях по дому и все их выполнил. Что вы скажете?

Ситуация 3. Ребенок получил пятерку за контрольную. Что вы скажете?

Елена Новомлинская

Запись на прием

Читайте в соцсетях!

Заходите на страницы данного портала в вашей любимой социальной сети!

vkontakte

facebook

2017 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.

разработка и продвижение

logo em bold