elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

мальчик в шапке ученогоЧто должен знать и уметь ребенок, хорошо подготовленный к школе? Должен ли он уметь считать, знать алфавит, уметь пересказать текст и так далее?

Этот вопрос беспокоит многих родителей, и неясность здесь происходит именно из — за того, что разные школы предъявляют к детям разные требования. По законодательству школы не имеют права проводить набор детей в виде экзамена, и требовать от дошкольников определенных знаний. Задача начальной школы — обучить детей навыкам счета, чтения и проч., все это входит в программу первых классов. Однако, на практике множество школ делают условием поступления в них определенных уровень знаний ребенка, и проводят вступительное тестирование. Требования для поступления для каждой школы свои и узнавать их лучше именно в той школе, куда вы планируете отдавать своего ребенка. Обычно в школах существуют подготовительные курсы, где все эти требования освещаются и детей обучают необходимым навыкам. Фактически, эти курсы можно назвать первым годом школьного обучения.

Кто и каким образом устанавливает, хорошо ли ребенок подготовлен к школе? И на каком этапе — непосредственно перед отправкой в школу, весной при выпуске из детского сада? И что делать, если выяснится, что ребенок подготовлен не очень хорошо?

Существует возраст поступления в школу и ребенок, развитие которого проходит в рамках нормы поступает в школу вне зависимости от своих навыков и психологической готовности. Если ребенок еще не достиг максимального возраста поступления в школу (7-8 лет), а родители все же хотят, чтобы в школу он поступил, тогда им имеет смысл пройти тестирование на готовность к школе. Это можно сделать у детского психолога, часто такую услугу предлагают сами школы. По результатам тестирования можно будет судить об уровне готовности к школе. Такое исследование имеет смысл, особенно, если у родителей есть сомнения в готовности ребенка. Надо понимать, что в данном случае проверяется не столько уровень знаний и навыков (хотя и такой аспект включен в тестирование), сколько психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Обычно поступление в школу и, соответственно, все вопросы, связанные с проверкой уровня готовности ребенка проводятся весной. Если готовность ребенка невысокая, но все же достаточная для поступления в школу, остается время для того, чтобы укрепить те навыки, которые развиты недостаточно. Ответ на вопрос как именно заниматься с вашим ребенком, и каким аспектам уделить большее внимание дает развернутое тестирование, это индивидуальный вопрос.

Если по результатам тестирования на готовность к обучению вы получили рекомендацию отложить поступление до следующего учебного года, то лучше всего так и поступить. Часто родителям кажется, что их ребенок готов к школе (умеет писать, читать, складывать числа и, вообще. сообразительный), однако психолог дает заключение, что ребенок к обучению не готов. Такая ситуация разочаровывает родителей, которые считали, что навыки ребенка (умение читать, считать и проч.) являются как бы пропуском в школу и гарантией хорошей успеваемости. Это не совсем так, дело в том, что существует еще так называемая психологическая готовность к обучению: навыки управления собой, способность концентрировать внимание в нужное время и на нужных вещах, способность сдерживать импульсивные порывы, понимать необходимость подчиняться инструкции, мотивация к обучению. Без этих «умений» обучение в школе может стать проблемным и ребенку могут угрожать не только психологические трудности, но и проблемы со здоровьем.

Имеет ли какое-то значение, хочет или не хочет ребенок в школу, есть ли у него интерес к учебе? Если мотивация отсутствует, как ее создать? И нужна ли в этом случае помощь детского психолога?

Да, имеет огромное значение вопрос — хочет ли ребенок в школу! Как вы понимаете заниматься тем, что тебе нравится и заниматься тем, к чему совсем не лежит душа — совершенно разные вещи. В первом случае все получается как бы само собой и как будто крылья вырастают, а во втором случае все силы уйдут только на то, чтобы заставить себя заниматься тем, что «надо».

Создать мотивацию, если она уже разрушена на момент поступления в школу довольно сложно. Лучше постараться ее с самого начала не разрушать.

Назову некоторые моменты, которые пагубным образом влияют на познавательный интерес ребенка и его мотивацию к обучению:

-Опыт раннего детства: чрезмерное пристрастие родителей к «чистоте и порядку» или сильная тревожность родителей. Если ребенок, исследуя мир, постоянно получает замечания за сломанные игрушки, испачканные вещи и т.п. его естественный интерес к познанию постепенно угасает, ведь все его «походы» за знаниями об окружающем мире заканчиваются наказаниями. С другой стороны, слишком тревожные родители, которые постоянно боятся за жизнь ребенка, ограничивают в связи с этим его жизненный опыт, точно так же блокируют активность ребенка, и его познавательный интерес со временем угасает.

-Чрезмерное рвение в обучении ребенка также пагубно сказывается на мотивации к обучению. Одной из составляющих мотивации ребенка к обучению является его желание приобрести новый общественный статус — школьника, учащегося. Но, если родители только и делают, что водят ребенка на занятия, очень похожие на школьные: где существуют уроки, парты, задания, оценки (или их заменители), то у ребенка не возникнет желания и интереса к новой роли — роли ученика. Он и так в ней живет, к чему же стремиться? Так что важно не переусердствовать на этапе дошкольной подготовки.

— Давление на ребенка в процессе обучения. Например, мама учит ребенка читать. У этого процесса есть три аспекта:

  • приобретение нового навыка,
  • отношения к процессу обучения,
  • отношения с мамой.

Допустим, мама делает замечания каждый раз, когда ребенок делает ошибку. Мало того, что это не самый эффективный путь развития навыка чтения, но в таком процессе еще и страдает отношение к обучению вообще. Обучение начинает быть психологически связанным с неприятным общением, критикой. В обстановке критики познавательный интерес также страдает. Способности развиваются только на фоне положительного эмоционального фона.

-Негативные высказывания о школе, системе образования в стране, конкретно вашей школе и вообще об учебе. Вот некоторые высказывания, которые явно не идут на пользу имиджу школьного обучения, создают школе «плохой пиар» в глазах ребенка:

«С ужасом вспоминаю свои школьные годы!»

«Учение — самый тяжкий труд»

«У нас в стране вообще образование стало отвратительное!»

«В нашем районе хороших школ вообще нет, а на приличную школу нужны большие деньги»

«Сейчас и хороших учителей — то нет! Платят им копейки, кто туда пойдет!»

Подобные высказывания, даже если они не обращены непосредственно к ребенку не способствуют возникновению у ребенка энтузиазма по отношению к школе.

Если вы понимаете, что некоторые ошибки вашего поведения уже имеют свои результаты и мотивация к обучению ребенка низкая, тогда имеет смысл обратиться к психологу, который поможет скорректировать именно вашу ситуацию, тут трудно дать общие рекомендации. Обычно, коррекция возможна и основная работа по этому вопросу остается ответственностью родителей, психолог же намечает те направления, по которым желательно двигаться. Познавательный интерес — одно из стойких свойств человеческой натуры, полностью истребить его, наверное, мало кому под силу, поэтому корректировка всегда возможна.

девочка с книжкойС какого возраста малыша родителям следует задуматься о том, что ребенка нужно подготавливать к школе? С 4-ех, 5-ти лет, может быть, раньше? На что при этом обращать внимание, какие способности развивать?

Подготовку к поступлению в школу можно начинать приблизительно за год до предполагаемого поступления. С этим неплохо справляются подготовительные курсы при школах. Самостоятельные занятия лучше всего проводить только в форме игры и только при наличии у ребенка интереса к данной деятельности. Существует множество пособий для родителей, в которых можно научиться тому, как правильно проводить игровые уроки. Важно брать те пособия, которые соответствуют возрасту ребенка.

Развивать лучше те способности, которые вы видите в ребенка, не стоит плыть против течения. Существуют природные задатки, которые внимательный родитель увидит без труда.

Что следует делать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок был хорошо подготовлен к школе? Например, если ребенку 5 лет, он ходит в детсад, программы детского сада будет достаточно, или имеет смысл записать ребенка на дополнительные занятия в школу/центр развития? И нужна ли такая школа или можно заниматься с ребенком самостоятельно? Если школа нужна, то в каких случаях и как ее выбрать? Или это могут быть индивидуальные занятия с детским психологом?

Вопрос отдавать ли ребенка в школу развития или заниматься с ним самостоятельно, а может ограничиться детским садом — сугубо индивидуален. Это зависит: от уровня детского сада, амбиций родителей, склонностей ребенка и даже от состояния его здоровья. Влияет даже степень занятости родителя. Например, если родители сильно заняты по работе, то стоит задуматься — что принесет больше пользы ребенку: время, приятно проведенное вместе с родителями или курсы рисования, на которые будет потрачено это же время. С точки зрения развития умений, наверное, первое, а с точки зрения психологического комфорта (который в конечном итоге и есть гарантия жизненных успехов), вероятнее второе.

Вопрос: можно ли заниматься самим, тоже очень индивидуален. Способен ли родитель терпеливо и грамотно, поддерживая позитивный эмоциональный фон привить ребенку необходимые навыки? Или процесс обучения преимущественно связан с раздражением, взаимным недовольством, а то и вообще оканчивается слезами ребенка и разочарованием родителей? От ответов на эти вопросы зависит решение: развивающая студия или домашнее обучение.

Сколько времени стоит уделять развивающим занятиям в день, в неделю? Если это зависит от возраста ребенка, то сколько в каком возрасте, начиная с 4 лет?

На мой взгляд, лучше, чтобы, по крайней мере до 6 лет, занятия не имели четкого регламента и проводились в игровой форме. Для развития способностей и интереса это оптимальная форма. В принципе можно действовать исходя из идеи, что все наша жизнь и есть в какой — то мере процесс познания. Например, гуляя, мы может узнавать свойства предметов, обогащать свой словарный запас, изучать буквы, наблюдать за природой, покупая что-то — учиться сложению. Подобные занятия не отвратят вашего ребенка от познавательной деятельности, тогда как необходимость по расписанию усаживаться за букварь, скорее всего, вызовет у него протест. Вообще полезно и передать ребенку идею о том, что учиться можно и нужно не только и не столько за партой, сколько в процессе жизни, следуя своему интересу. Тут естественно трудно, да и не нужно определять — сколько времени вы потратили на занятия. Если занятия с ребенком все же проводятся в форме урока, нужно как можно чаще менять виды деятельности (запоминание, чтение, пересказ) и учитывать, что способность к концентрации на одном предмете, особенно если этот предмет навязан извне, а не является выбором ребенка, очень небольшая.

Можно ли еще до школы определить, какие у ребенка есть способности и какие типы профессий ему подойдут, чтобы сориентироваться, нужно ли отдать его в специализированную школу?

Склонности и задатки ребенка можно определить достаточно рано. Но в настоящее время большинство специалистов придерживается мнения, что ранняя специализация нежелательна, т.к. мешает всей полноте реализации потенциала ребенка. Случаев ярких и отчетливых способностей в какой — то одной области сравнительно немного, большинство детей имеют задатки в нескольких областях, поэтому неразумно было бы лишать ребенка возможности пробовать себя в разных сферах деятельности. К тому же ранняя специализация в большинстве случаев — выбор родителей. Мнение ребенка в данном случае, (если оно вообще учитывается) является, мягко говоря, незрелым.

Наверное, более правильно было бы дать ребенку свободу и возможность впоследствии выбирать направление будущей деятельности уже на основании тех реальных знаний, которые он получит в самых разных областях.

Вопрос-ответ

Если у вас есть вопросы или проблемы связанные с отношениями в семье, напишите мне. Ответ будет опубликован в разделе "вопрос/ответ"

Задать вопрос

Запись на прием

Расскажите обо мне!

Пусть Ваши друзья и знакомые узнают о этом сайте! Заходите на страницы данного портала в любимой социальной сети!

 

vkontakte copy

2017 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.