elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

Скачать книги

уперлась лбомОдной из основной причин, по которой у человека не получается совершенствоваться и достигать отличных результатов в выбранной деятельности – человек не хочет поставить знак равенства между собой и этой самой деятельностью. Не хочет идентифицировать себя с ней, отождествить. Происходит это от того, что с самой деятельностью, работой связаны какие – то эмоции, часто неприятные. И человек вроде и занимается, но он психологически в стороне. По этой причине в его активности нет драйва, он мало заинтересован в освоении этой деятельности, все время психологически себя от нее отделяет. При этом, как человек ответственный и старательный он может действительно честно в работу вкладываться, недоумевая, где же отличные результаты, почему не удается подняться выше середины, почему менее может быть и способные коллеги его обходят?

Посмотрим на примерах, как это может происходить.

Допустим, молодой человек учится и работает официантом для того, чтобы платить за обучение. Но учится он в престижном университете, и работу официанта считает в целом для себя унизительной, хотя и необходимой. Внутренне он не может поставить знак равенства между собой и работой официанта («подавальщика», он так это про себя называет). Работа даже когда он старается, идет вяло, чаевых дают мало, вообще официант он весьма средний. Поток интереса и драйва в профессии гасится чувством стыда и неуместности себя на этой работе. При этом успех на работе ему необходим, потому, что работает он в модном кафе и конкуренция высокая, кроме того, хочется больше денег. Плюс молодой человек переживает, что с такой простой казалось бы профессией он справляется не блестяще.

домохозяйкаМолодая женщина, привыкшая к активной жизни, где много ее внимания уделялось романам и флирту выходит замуж и рожает ребенка. Образ домохозяйки со шваброй вызывает у нее приступы мигрени. Примерно ту же реакцию вызывает и образ замотанной мамаши. Все это не про нее. При этом хозяйством заниматься все же приходится, тем более ребенком. И у нее не получаются борщи, не наводится порядок и не очень ладится с ребенком. При этом она вполне умная и ловкая женщина, скорее всего, ей теоретически под силу освоить эту хлопотную, но в целом несложную деятельность. Однако она не может поставить знак равенства между собой и «женщиной со шваброй и коляской». А без этого все получается кривенько и вяленько. Нет драйва и необходимого интереса к деталям этой жизнедеятельности, она разваливается прямо под руками. И это ей неприятно дополнительно, так как раз уж нет романов, движения, как раньше, так пусть хоть ребенок радует и дом чистотой сверкает, ан нет, она старается, но не достигает успеха.

Мужчина средних лет, всегда мечтавший о научной карьере и даже имевший неплохие задатки и наработки для нее, вынужден уйти в предпринимательство, чтобы содержать семью. Он теперь торгует, допустим, бытовой химией (не сам, конечно, а это у него бизнес такой). Его данные во всех отношениях соответствуют этой работе: он умен, коммуникабелен, достаточно решителен. Но есть одно «но» - где он, а где торговля! Для него торговать порошками – позор и ужас. И он даже иногда скрывает по возможности это дело от старых знакомых, а другим туманно говорит что-то про временное профессиональное пристанище, отдаленно намекая, что, дескать, он копит силы для чего – то более важного. В бизнесе он имеет успех средний, по его мнению, далеко не соответствующий той жертве, которую он принес. И он хотел бы лучших результатов, но для этого нужно чуть больше драйва в работе. А драйв блокируется все тем же чувством стыда, несоответствия.

Во всех приведенных случаях у героев было много данных для достижения успеха. Были способности, было вложено время. И все трое считали важным успех в той деятельности, которой занимались. Но внутренне они выключили себя из этой деятельности, считали ее какой – то не правильной, временной, факультативной. А при таком подходе настоящий успех недостижим. Может и полного провала не будет, если человек все же старается и работает честно. Но и успеха тоже не будет.

Примеров такого разрыва образа себя с деятельностью, которой занимается человек множество. Интеллектуальная или деловая женщина может с трудом поддерживать свой имидж в хорошем состоянии, так как по ее глубокому убеждению вертятся перед зеркалом только безмозглые курицы. И она вроде и вынуждена что-то делать перед зеркалом, чтобы не быть пугалом, но особенно не получается, потому, что это же «не ее». Ума на то, чтобы открыть бизнес хватило, а на то, чтобы одеться и накраситься как будто нет… На самом деле с лихвой ума бы хватило, сумей она поставить знак равенства между собой и активностью по созданию красоты.

Мужчины часто не могут себя отождествить с образом папаши, это не по мужски им кажется как - то… непонятно, как выглядеть круто с кульком на руках. Часто неожиданно разбогатевшие люди, особенно пожилые не могут принять на себя новый стиль жизни, они себе кажутся там неуместными. И они правда выглядят неуместно, так как не могут себя уравнять с той средой, куда они попали, так и сидят какие – то нелепые в дорогих платьях и дорогих отелях.

Механизм такого явления очень простой, все зависит от наполнения образов, которые живут в нашей голове. С детства формируются некие понятия, что такое хорошо, что плохо, что стыдно, а что почетно. И от этого идет уже отношение к конкретной деятельности. Человек может принять то, что было принято в его семье. Например, герой из нашего примера происходил из семьи ученых, а к «торгашам» относились, мягко говоря, снисходительно. Теперь ему невероятно трудно признать, что его деятельность нормальна.

Но также образ сформироваться может и от противного. Например, мальчик растет с отчимом, этот отчим его прессует и отношения конфликтные, мальчик его ненавидит. При этом отчим мастер на все руки, все прикрутить, приделать умеет. Взрослея, мальчик резко отделяется от всего, что называется «мужской работой» она в его представлении четко связана с образом отчима, а с ним он не хочет сливаться. И он читает книжки, избегая любой физической работы. И наш подросший мальчик ничего своими руками делать не умеет и не хочет (хотя, отчим его учил, между прочим).

Или другой пример: девочка все детство наблюдала мать, которая работала не покладая рук, как лошадь буквально – на работе в две смены и дома банки закатывала. И муж пил и не ценил ее трудов. А рядом соседка жила – всегда маникюр, прическа, по радио слушала симфонии и борщей не варила (на самом деле ей было особенно некому, она была одинокая). И девочка, наблюдая вот этот ад маминой жизни, растет с мнением, что так жить нельзя. Оно формирует свою психологию от противного, отталкиваясь от образа матери, уничтожая его. И копирует случайно подвернувшуюся соседку. Повзрослев, женщина не очень способна заниматься домом и постоянно находит сильно пьющих мужчин, от которых по - счастью стремится уйти.

Хорошо, когда вам удается заниматься той деятельностью, к которой у вас лежит душа. А если нет? Если делать надо, успеха то хочется, а руки не делают? Или голова не варит…

Попробуйте описать те образы, роли к которым вам по стечению обстоятельств жизни приходится себя приспосабливать. Что это за роли, что за образы? Как вы их назовете? Это могут быть самые разные образы и их может быть много. Так вы можете быть учеником, матерью, соседкой, коллегой, специалистом в какой-то работе, мужем, женой, отцом, дочерью. Какие по-вашему мнению вам удаются? Какие вам нравятся?

ниточкиПри казалось бы едином понимании этих образов в нашей культуре для разных людей эти образы наполняются по-разному. Так образ «жена» для разных мужчин и женщин может иметь самые разные наполнения, при чем у кого – то они радостные, у других же резко негативные. У одних это может быть почетный «титул», красивый и уважаемый образ, у других же, напротив, это образ скуки, однообразия, бытовухи и сварливости. Какой он у вас?

Точно также можно по-разному относиться к образам «начальника», «учителя», «любовницы», «родителя». Многим, кстати, никак не удается хорошо управляться с детьми, так как их внутренний образ «родителя» исключительно негативный и они ни за что не хотят ничего общего с ним иметь.

Подумайте или напишите, как наполнены для вас образы тех ролей, которые вам приходится играть в жизни, что они для вас такое? Как выглядит для вас образ матери? Отца? Начальника? Друга? Что лично вы вкладываете в эти образы?

После того, как образы будут описаны, попробуйте проанализировать, нет ли соответствия между негативно наполненными образами и тем, что у вас в жизни не получается делать?

А для того, чтобы увеличить количество позитивно наполненных образов в вашей жизни предлагаю следующую практику:

Самое важное дело

Возьмите для эксперимента неделю. И сконцентрируйтесь на своих делах (особенно маленьких, рутинных). Пусть каждое дело будет сделано так, как будто это последнее дело в вашей жизни (упражнение не подойдет для конченных перфекционистов, которые и так не могут отлипнуть от дела, все время что-то улучшают))). Что бы вы не делали – пишите маленькое письмо о встрече партнеру, купаете ребенка, готовите суп, вытираете стол, выгуливаете собаку, качаете пресс - вложите в него всего себя, делайте его очень внимательно. Не слушайте и не смотрите ничего параллельно. Ваши действия по самым простым вопросам должны стать почти ритуальными. Повторяйте себе, что жизнь проходит именно сейчас в это самое мгновение, и важнее действия, которое вы совершаете прямо сейчас - нет.

Не ищите больших дел для эксперимента, наоборот, сконцентрируйтесь на самых мелких вопросах – одевание, ванна, сервировка стола маленький диалог с коллегой, поход в ближайший магазин. Расставьте красиво покупки, уделите внимание тому, как стоят предметы на вашем столе(те, кто делает подобные вещи в навязчивом порядке НЕ нуждаются в подобной практике, они нуждаются в другой))), напишите письмо без сокращений слов, полностью включитесь в процесс на рутинной летучке. 

хламИз маленьких дел, которым мы не придаем значения в течении дня, недели, месяца складывается такая же незначительная, неважная жизнь. Задайте себе вопрос - а сколько дел в течении дня я считаю неважными? Сколько времени я провожу за этими неважными делами? Вы можете стать тем, кто объявит важным каждое дело в вашей жизни и каждого человека в ней. Тогда ваша жизнь приобретет больше настоящего смысла для вас самого. 

Во время практики желательно вести дневник наблюдений.

***

Итак одной из главных причин того, что у человека не получается достичь успеха и удовлетворения в какой – либо деятельности – он не может поставить знак равенства между собой и этой деятельностью, придать ей настоящую значительность, важность. И лишается необходимой энергии, вдохновения в деле, ему остается только кропотливая, трудная и часто не приносящая радости рутина.

О двух других психологических причинах того, что не получается так, как хочется, я напишу отдельно.

Продолжение следует

Как изменить свою жизнь "С понедельника"

Как "Ежедневные выборы" управляют нашей жизнью"

 

 

Задайте вопрос

Если у вас есть есть вопросы, вы можете задать их мне. Я отвечу на них в своих подкастах в одном из аудиороликов. 

Задать вопрос

Читайте в соцсетях!

Заходите на страницы данного портала в вашей любимой социальной сети!

vkontakte

2018 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.

разработка и поддержка

logo em bold