elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

с медведемИногда пассивность и несамостоятельность детей – следствие скрытого послания родителей – «Не делай» или «Не делай это сам».

Скрытыми эти послания называются потому, что они не всегда оформлены в прямых высказываниях родителей, как правило, передаются косвенно, часто через язык тела.

Иногда послания все же проговариваются, вот примеры таких выссказываний.  

Откуда только руки твои растут!

Не лезь, сиди тихо!

Не ходи туда, убьешься!

Прекратите носиться, все ноги переломаете!

Не трогай, сломаешь!

Ну, вечно все испортишь!

Инициатива наказуема. 

С этими и подобными фразами ребенку передается установка на пассивность, внушается, что наилучшее, что можно сделать - это сидеть тихо.

Наиболее мощно данная директива передается через невербальный канал: языком тела, интонацией голоса, взглядом, поступками родителей. Родители, транслирующие установку «Не делай» на невербальном уровне передают ребенку, что его деятельность нежелательна, приводит к неприятностям, сильно тревожит родителей. Чем в более раннем возрасте ребенок получает такой опыт, тем больше повлияет такая установка на ребенка. Первая активность ребенка, его первые передвижения, инициатива могут восприниматься родителем негативно, как попытка разрушить пространство его жизни или намерение ребенка нанести себе непоправимый ущерб. Если языком тела родитель предает ребенку тревогу или враждебность, то ребенок может воспринимать это как директиву «Не делай».

Мама годовалой Даши с трепетом относилась к первым передвижениям девочки по квартире, ей все казалось опасным: острые углы, скользкий пол, предметы, к которым девочка активно тянулась. Женщина совсем забросила дела по дому, все ходила за девочкой, страховала каждый шаг. Папа Даши тоже не отставал, на любой ушиб девочки реагировал бурно, ругал жену за невнимательность, требовал медицинского вмешательства. Девочка, по мнению родителей, была неловкая, все время ударялась при падениях (на самом деле девочка была хорошо развита для своего возраста). В семье были все возможные приспособления для страхования : ходунки, манеж, специальные помочи для вождения ребенка, барьеры, перекрывающие пространства. На улице с девочкой преимущественно гуляли в коляске, в которой она была пристегнута надежными ремнями. На детской площадке мама также страховала каждый шаг ребенка, держала за руку, скатывала с ней со всех горок.

Одной из важных причин, доводившей до предела тревожность женщины, была пережитая во время беременности тяжелая потеря (во время беременности у женщины умерла мать). Мама Даши почти сто процентов времени пребывала в большой тревоге за жизнь ребенка.

Со временем уже подросшая девочка проявляла минимум активность не только в том, что касалось ее передвижений, но и в других областях.

В приведенном примере мы видим очень раннее и преимущественно невербальное передавание ребенку директивы «Не делай».

Нередко сами родители не осознают, что передают ребенку послание «Не делай» именно из-за скрытого характера этого послания. Тревога за ребенка или излишняя слитность с ним могут являться  причиной того, что он проявляет мало активности, не стремится стать самостоятельнее.

Три тенденции в характере отношения родителей к детям особенно способствуют передаче директивы «Не делай»:

1. Симбиотические отношения с ребенком.

одевают ребенкаПри таких отношениях родитель чувствует ребенка как бы частью самого себя, живет с ним излишне взаимозависимой жизнью. Симбиоз между матерью и младенцем естественен, но он должен убывать по мере взросления ребенка. Если же родитель (чаще мать) не отпускает ребенка, стремится слиться с ним, то можно говорить о симбиотическом характере отношений далеко за пределами младенческого возраста.

В таких случаях родитель склонен подавлять активность ребенка, подменять ее своей активностью, дискредитировать самостоятельность ребенка. Все это делается, как правило, бессознательно, родитель поддерживает статус-кво – симбиоз с ребенком – любой ценой. Директива «Не делай» или ее разновидность «Не делай сам» ("подожди меня"!) становится для участников симбиоза гарантией того, что их эксклюзивные отношения не будут нарушены.

2. Гиперконтроль над ребенком.

Это тенденция авторитарных родителей, стремящихся обеспечить тотальную власть в отношении ребенка. Родители (или один из них) активно реализует контроль над ребенком, стремясь подавить всю его инициативу, как в действиях, так и в мышлении.

 В таком случае директива «Не делай» или ее разновидность «Не делай, пока я не скажу» выступает дополнительным средством контроля.

3. Повышенно тревожное отношение к ребенку.

Такое отношение может выступать причиной двух первых тенденций, но может существовать и автономно, не переходя в гиперконтроль или симбиоз с ребенком.

Повышенная тревожность родителя заставляет его постоянно волноваться, что с ребенком нечто произойдет. Ребенок считывает эту тревогу, она его беспокоит, он как бы заражается тревогой родителя. И уходя от собственных дискомфортных ощущений, которые он подцепил от постоянно беспокоящегося родителя, приучается не действовать. Родитель выступает в данном случае своеобразным индуктором тревоги, причиной повышенной тревожности ребенка. А результатом повышенной тревожности ребенка становится естественное ограничение его активности. Так директива «Не делай» может передаваться ребенку без единого слова запрета, через состояние родителя.

 

Самоанализ

 

В течение одного дня наблюдайте за своим отношением к активности ребенка. Подойдет любая деятельность ребенка: поведение за столом, приготовление уроков, умывание, прогулка, просмотр ТВ, работа по дому, уход за домашним питомцем, игра, разговор с приятелем  и т.д.  

Проанализируйте свои наблюдения по следующей схеме.

Шаг 1. Запишите результаты самонаблюдения с помощью  схемы из трех частей:

Мои мысли

Мои чувства

Мои действия

Шаг 2. Проанализируйте ваши полюса Мысли, Чувства и Действия с помощью шкалы. Поставьте отметку в том месте, которое соответствует характеру ваших Чувств, Мыслей, Действий

Негативные                     Нейтральные                               Позитивные

                                   __________________________________________________________________________

                                                                          

в головеШаг 3. Определите для себя, как ваши реакции (в том числе и внутренние) влияют на активность ребенка: стимулируют ее, притормаживают, гасят, возможно, никак не влияют. Насколько данная картина соответствует вашим интересам, главным целям? Насколько ваша реакция стимулирует ребенка к росту?

Важно брать не менее 5 ситуаций для анализа, так как ваше воздействие на ребенка в разных ситуациях может быть различным. Хорошо, если удастся определить в каких ситуациях вы более склонны реагировать подавляюще, а в каких поддерживаете активность ребенка.

Пример выполнения упражнения

Деятельность ребенка – убирает со стола.

Шаг 1. Запишите результаты самонаблюдения с помощью следующей схемы

Мои мысли: опять в облаках витает, сейчас опять что-то забудет и пойдет играть

Мои чувства: Раздражение, нетерпение          

Мои действия: молчу,сдерживаюсь

Шаг 2. Проанализируйте ваши полюса Мысли, Чувства и Действия с помощью следующей шкалы.

Поставьте отметку в том месте, которое соответствует оттенку ваших Чувств, Мыслей, Действий

Мысли: скорее негативные    

Чувства: негативные         

 Действия: нейтральные                                

Шаг 3. Определите для себя, как ваши реакции (в том числе и внутренние) влияют на активность ребенка: стимулируют ее, притормаживают, гасят, возможно, никак не влияют. Насколько данная картина соответствует вашим интересам, главным целям?

Мои реакции скорее негативно влияют на деятельность ребенка, так как он чувствует мое раздражение и напряженный взгляд, даже если я молчу (а часто я и критикую его).

Вопрос: Что я могу изменить, чтобы ситуация развивалась в конструктивном ключе?

Вместе с ребенком создать список необходимых действий при уборке кухни. Не "висеть" над ребенком, когда он убирается, уйти в другую комнату. 

***

Итак, прежде, чем упрекать своего ребенка в безынициативности, постарайтесь проанализировать, не губите ли вы его самостоятельность критикой, тревогой или собственной повышенной активностью. 

О том, как влияет активность родителей на поведение детей можно прочитать ЗДЕСЬ. 

 © Елизавета Филоненко

Запись на прием

Расскажите обо мне!

Пусть Ваши друзья и знакомые узнают о этом сайте! Заходите на страницы данного портала в любимой социальной сети!

 

vkontakte copy

2017 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.